Общее недоразвитие речи
консультация по логопедии

Мещерякова Татьяна Анатольевна

Общее недоразвитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee_nedorazvitie_rechi.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи

       Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

      Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

        Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР. При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов ("ись" - "киска", "ака" - "собака", "нини" - "штаны"). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически ("Ись иди" - "Киска сидит"). Характерна также и многозначность употребляемых слов ("ись": "киска", "мишка", "мышка"). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово "пи" (часть глагола "пить") может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово "дей" ("дверь") - глаголы "открыть", "закрыть". Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т. п.

     При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова ("асина" - "машина", "Ибуаська" - "Чебурашка"). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов ("итоти" - "цветочки", "какоки" - "колготки"). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов ("Азя тоит а тое" - "Ваза стоит на столе"). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм ("Ем оська" - "Ем ложкой"). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]), шипящих ([ш], [ж]), сонорных ([р], [р'], [л], [л']) и других звуков.

    III уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений ("кружка" - "чашка", "стакан"; "штаны" - "брюки", "шорты"). Появляются первые навыки словообразования ("стол" - "столик", "шел" - "пришел"), но дети не могут производить прилагательные от существительных ("сок из яблок" - "яблочный", "крыша из соломы" - "соломенная"), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом ("красил" - "покрасил", "выкрасил"). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.

       У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, "каша во рту".

    Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению ("Мальчик чистит метлой двор" - вместо "Мальчик подметает метлой двор"), в смешении признаков ("большой дом" вместо "высокий дом"). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа ("Дети увидели Медведев, воронов"). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными ("Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком"). Но все ошибки детей, которых можно отнести к IV уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Родителям на заметку. Что такое фонетико - фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи?

Что  характерно для нарушения фонематического слуха.- Кто относится к  категории детей с ФФН или фонетико-фонематическим недоразвитием речи.- Влияние нарушения фонематического слух...

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...