Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению Тема: «Звук Р. «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

 

Технология: проблемного обучения.

Этап: автоматизация звука [р] изолированно, в слогах и словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект подгруппового занятия18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук Р. «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»»

Составила: учитель – логопед: Рыбакова Наталья Анатольевна, МБДОУ № 10.

Технология: проблемного обучения.

Этап: автоматизация звука [р] изолированно, в слогах и словах.

Задачи:

1. ​ Закрепление произношения звука [р] изолированно, в слогах и словах.

2. ​ Развитие артикуляции, речевого дыхания.

3. ​ Развитие внимания, памяти, мышления.

4. Формирование навыков коммуникативного общения, умение работать и играть сообща.

Оборудование:

1.​ Зеркала для индивидуальной работы.

2. Камень.

3. Пирожки с названиями артикуляционной гимнастики. Приложение 1.

4. Яблоки со слогами «РА-РО-РУ-РЫ-РЭ-АР-ОР...». Приложение 2.

4. Дощечки для моста (предметные картинки, в названиях которых звук [р] в начале слова, в середине и конце: роза, робот, рыба, ракета, арбуз, барабан, кукуруза, топор, помидор, сыр, мухомор). Приложение 3.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

-Ребята послушайте небольшой отрывок:

 Родители отправились на работу, а дочке старшенькой наказали за братцем приглядывать. Но девочка начала играть, развеселилась и забыла про обещание. Тут прилетели коварные гуси-лебеди, схватили братца и к бабе Яге потащили.

Спохватилась девочка, а нет уж братца, только гуси-лебеди вдали виднеются.

- Ребята, вы знаете эту сказку, как она называется?

 Да, знаем – это русская народная сказка «Гуси-лебеди».

 Какие вы молодцы! Вы хотите отправиться в путешествие по сказке?

Да!

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

Сразу в сказку попадем.

Посмотрите, а кто эта девочка? Почему ты плачешь?

Маша: Я потеряла своего братца. Не знаю, что мне делать, куда идти?

Поможем Машеньке, ребята,

Братца ей вернуть обратно?

Нам нужно Иванушку срочно найти,

Но ждут преграды на нашем пути.

А как мы можем помочь Маше?

Дети: 1. Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.

2. Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.

3. Может кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.

Тогда отправляемся в путь.

Идем и встречаем на пути печку.

Маша: -Печка- голубушка, скажи–ка нам ты,

Куда Гуси улетели?

Куда Ваню унести посмели?

А печка в ответ:

- Я вам, дети, помогу

И дорогу укажу.

Но и вы мне помогите-пирогов напеките.

II. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом, под счет). 

Пирожки волшебные, сказочные и чтобы их испечь нам нужно выполнить упражнения:

 «Лягушка – слоник» (удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы, затем вытянуть сомкнутые губы вперед).

«Маляр» (улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад).

 «Лошадка» (улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз). Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.

«Индюк» (приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед – назад, не отрывая язык от губы).

«Дятел» (улыбнуться, приоткрыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося звуки д – д – д. Постепенно убыстрять темп.

Растопили печь Р-Р-Р-Р.

III. Характеристика звука [р].

 - Ребята, скажите звук [р] какой: согласный или гласный?

- Звук [р] согласный.

- Правильно. А звук [р] звонкий или глухой?

- Звук [р] звонкий.

- А кто мне скажет звук [р] твёрдый или мягкий?

- Звук [р] твёрдый.

Дети также уточняют положение органов артикуляции при произнесении звука [р] с опорой на зеркало.

Молодцы, ребята, выполнили задание! Печка говорит, что вам надо идти прямо.

IV. Упражнение на дыхание. Ребята, посмотрите, какие красивые бабочки! Давайте поможем им взлететь. Игра «Сдуй бабочку с цветка».

V. Произношение слогов.

Что повстречала Маша дальше на своём пути?

Маша встретила дерево.

Ребята, а что это за дерево, кто знает?

Это яблоня.

Маша:

Яблонька – душенька,

Будь нам подруженькой,

Скажи, куда гуси полетели?

Куда Ваню унести посмели?

Ребята, яблонька нам поможет, если вы выполните её задание. Нужно собрать яблоки в корзину. (Собираем в корзину яблоки со слогами и четко проговариваем РА-РО-РУ…)

Молодцы, вы отлично справились.

А теперь отправимся дальше, но сначала мы сделаем зарядку.

VI. Физкультминутка.

 «Гуси-лебеди».

 Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем.

Руки резко вверх поднимем,

Раз, два, три, четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим.

Ну что продолжим искать Иванушку?

А что дальше встретилось на Машином пути?

 - Речка.

 Давайте спросим у неё, куда гуси-лебеди полетели?

Маша: Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Я рада вам помочь, но налетел ветер и сломал мост.

Речка нуждается в нашей помощи. Ребята, а как мы сможем помочь речке?

Надо построить новый мост.

VII. Автоматизация звука [р] в начале, середине и конце слов.

(Строим мост из карточек-картинок со звуком [р] в начале, середине и конце слов, выкладывая их на полу в линию в виде моста. Четко проговариваем слова и определяем место звука [р] в слове).

Картинки (роза, робот, рыба, ракета, арбуз, барабан, кукуруза, топор, помидор, сыр, мухомор).

Какие вы молодцы, хороший мост построили!

Маша: Этот мост выведет нас на опушку леса, там стоит избушка на курьих ножках. В избушке старая Баба-Яга живет.

Ну вот, наконец-то мы и добрались до моего братца Иванушки.

Баба – Яга, отдай братца.

Баба-Яга: Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны отгадать мои мудрёные загадки. Ребята, вы умеете отгадывать загадки?

Да, мы любим отгадывать загадки.

Баба – Яга: Тогда слушайте.

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост,

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Это что же за цветок:

Серединка как желток

И незагорелые

Лепесточки белые? (Ромашка)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (Мухомор)

Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями Бабы- Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.

Маша: Спасибо вам ребята за помощь, я бы без вас не справилась.

И нам с вами пора в садик возвращаться.

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

Сразу в садик попадем.

VIII. Итог занятия. 

- Куда мы с вами сегодня оправлялись?

- Какой звук вы старались правильно произносить?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

Вы молодцы, правильно выполнили все задания, чётко произносили звук [Р].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди

Продолжать учить детей решать арифметические задачи, логические задачи на нахождение недостающих фигур путем сочетания практических и мыслительных проб, воссоздавать фигуру по схеме, делать пред...

конспект занятия по математике на тему: "Путешествие по сказке "Гуси-Лебеди" в средней группе

Способствовать формированию навыка порядкого и обратного счёта до 10.Учить соотносить цифры с количеством предметов.Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в с...

Конспект комплексного открытого занятия в средней группе Тема: «Путешествие по сказке: «Гуси лебеди»

Цель: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости. Задачи: Образовательные: - показать знания и ...

Конспект открытого итогового интегрированного занятия для детей средней группы "Путешествие в сказку "Гуси-лебеди""

Конспект открытого итогового интегрированного занятия для детей средней группы "Путешествие в сказку "Гуси-лебеди"" для закрепления полученных знаний, представлений, умений, которы...