Звук Л
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Картотека речевого материала для автоматизации звука Л

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУК Л

Л-1. Произносить слоги:

ЛА-ЛА-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ

ЛА-ЛО-ЛУ

ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛУ-ЛЫ-ЛА

ЛЫ-ЛА-ЛО

Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Л-2. Произносить (читать) слова.

ла

Лаз, лак, лапа, лавка, лампа, ласточка, ландыш.

Юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка.

ло

Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь.

Чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

лу

Лук, луч, лужа, Луша, лунка, луковица.

Тулуп, белуга, шалун.

лы

Лыко, лыжи, лыжник.

Волы, столы, малыш, полынь, улыбка, булыжник.

Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Л-3. Без ударения на слоге. Повторять слова:

ла

Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

лу

Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать.

лы

Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Л-4. Слова со стечением согласных. Повторять:

бла, гла, зла, кла

Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая.

пла, вла, фла, шла

Пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла.

бло, гло, кло, пло, сло, фло, хло

Блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок.

блу, глу, клу, плу, слу

Блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга.

глы, злы, клы, плы, слы, тлы, хлы

Глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

Курсивом выделены слова, включающие сложные по артикуляции звуки. Если ребенок затрудняется в произнесении этих слов, их рекомендуется пропустить.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Л-5. Произносить (читать) предложения.

Мила ела салат.

Луша взяла лопатку.

Ласточка свила гнездо.

Мама сделала молочную лапшу.

Мила вымыла ладони, причесала волосы.

Наступила зима. Готовь лыжи и салазки.

Луша полола лук и свёклу.

Мила видела слона.

Слава идёт в кладовую за вёслами.

В глубоком колодце холодная вода.

На яблоне поспели сладкие яблоки.

Володя – смелый пловец и не боится глубины.

Клава надела на голову белый платок.

Курсивом выделены слова, включающие сложные по артикуляции звуки. Если ребенок затрудняется в произнесении этих слов, их рекомендуется пропустить.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Л-6. Выучить чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА – Мила маме помогла.

ЛО-ЛО-ЛО – Ловко вымыла стекло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – Милочка полола лук.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла полы.

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

Читать стихотворение выразительно.

_____________________________________________________________

Л-7. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Дядя Лука копает клумбу      лопата.

Володя и Слава плывут на    лодка.

Клава мыла ладони        мыло. Собака унесла в чулан  кукла.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Л-8. Выучить стихотворение.

Зима

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все –  на лыжи и коньки!

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

Читать стихотворение выразительно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Л-9. Выучить загадку:

Белое одеяло

Землю одевало.

Солнце напекло,

Одеяло потекло.

(Снег)

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

Читать стихотворение выразительно.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Л-10. Обратные слоги. Повторять:

АЛ-АЛ-АЛ

ОЛ-ОЛ-ОЛ

УЛ-УЛ-УЛ

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

АЛ-ОЛ-УЛ

ОЛ-УЛ-ЫЛ

УЛ-ЫЛ-АЛ

ЫЛ-АЛ-ОЛ

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Л-11. Произносить (читать) слова с ударением на слоге.

ал

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук.

ол

Вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул

Гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул.

ыл

Ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

ял

Мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, поднял, боялся, смеялся.

ёл

Вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка.

ел

Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко.

ил

Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки.

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

_______________________________________________________________

Л-12. Без ударения на слоге.

ал

Алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, капал, падал, сыпал, топал, щупал, выгнал.

ул

Вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

ял, ел

Веял, сеял, таял, веялка, сеялка, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

ил

Выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

Курсивом выделены слова, включающие сложные по артикуляции звуки. Если ребенок затрудняется в произнесении этих слов, их рекомендуется пропустить.

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

Л-13. Произносить (читать) предложения.

У Вовы пенал.

Петя мыл пол.

Дядя Михаил коня напоил.

Дедушка Нил поймал рой пчёл.

Павел поймал галку.

Михаил уехал на футбол.

Вова поставил бутылку на полку.

Папа купил ёлку.

Стул упал на пол, и я испугался.

Дятел долбил кору и искал жуков.

На ёлке Павел увидел белку.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Отец поехал на вокзал.

Павел сел за стол.

Михаил ел суп.

Галка сидит на палке.

Курсивом выделены слова, включающие сложные по артикуляции звуки. Если ребенок затрудняется в произнесении этих слов, их рекомендуется пропустить.

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

________________________________________________________________

Л-14. Выучить чистоговорку:

АЛ-АЛ-АЛ – Пенал на пол упал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ – Пенал упал на стол.

УЛ-УЛ-УЛ – Пенал упал на стул.

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – Павел пенал забыл.

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

______________________________________________________________

Л-15. Выучить наизусть стихотворение.

Солдатик

Солдатик

Оловянный жил.

Он пел,

Шутил и не тужил.

Он воевал,

Не уставал.

И падал сам,

И сам вставал.

И помнил он

Всегда в бою

Свою солдатскую

Семью,

Где был за всех

И за него

Стояли

Все до одного!

(В. Аушев.)

Читать стихотворение выразительно, чётко произнося звук [л].

_________________________________________________________________

Л-16. Слова с 2-мя звуками [л]. Произносить (читать) слова.

Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

Л-17. Произносить (читать) предложения.

Во дворе лаял пёс.

По реке плыл плот.

Котёнок лакал молоко.

Павел пригладил волосы.

Павел получил письмо от Михаила.

Володя сам выгладил полотенце и платки.

Я нашёл и положил в банку много ягод.

Отец служил на флоте. Он плавал на подводной лодке.

Солдат доложил, что выполнил задание.

Петя сломал, а потом наладил велосипед.

Володя забыл, куда положил пенал.

На улице полаял и замолк пёс.

Кот ловил мышку, но не поймал – мышка убежала.

Кол около стола, стол около кола.

Вот весёлый колобок покатился, как клубок.

Павел ловил голубя.

Курсивом выделены слова, включающие сложные по артикуляции звуки. Если ребенок затрудняется в произнесении этих слов, их рекомендуется пропустить.

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

_____________________________________________________________

Л-18. Выучить наизусть стихотворение.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

(И. Токмакова.)

Читать стихотворение выразительно, чётко произнося звук [л].

Л-19. Выучить наизусть стихотворение.

Заяц белый.

- Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

- Я не бегал, я скакал!

Читать стихотворение выразительно, чётко произнося звук [л].

________________________________________________________________

Л-20. Выучить наизусть стихотворение.

Очень любит Галка весёлую скакалку.

Скок да скок, скок да скок!

Галочке не жалко ног.

А бывает жалко весёлую скакалку.

«Отдохни, скакалка» - еле шепчет Галка.

Читать стихотворение выразительно, чётко произнося звук [л].

________________________________________________________________

Л-21. Повторять скороговорки.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Маланья-болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала.

Кол около стола, стол около кола.

Голова голове головой кивала.

Лайка лаяла на лайку.

На облако облокотился, на землю с облака свалился.

Звук [л] произносить чётко и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Л-22. Выучить загадку.

Я землю копала,

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

Читать выразительно, чётко произнося звук [л].

Л-23. Выучить загадку.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёжик)

Читать выразительно, чётко произнося звук [л].

______________________________________________________________

Л-24. Выучить наизусть стихотворение.

Колокольчик.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы.  А ты?

(Е. Серова)

Читать стихотворение выразительно, чётко произнося звук [л].

Л-25. Выучить наизусть стихотворение.

Волк.

Вышел на охоту волк

Он в охоте знает толк.

И осёл, козёл, и тёлка

Испугались злого волка.

Читать стихотворение выразительно, чётко произнося звук [л].

______________________________________________________________

Л-26. Выучить наизусть стихотворение.

Вот откуда эта мгла:

Луна на облако легла,

А облако, как одеяло,

Луну окутало, поймало.

Л-27. Выучить наизусть стихотворение.

Слон.

Стало тихо-тихо,

Спит в углу моя слониха.

Головой кивает слон –

Он слонихе шлёт поклон.

Читать стихотворение выразительно, чётко произнося звук [л].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...