Ритм и речь
консультация по логопедии

Столярова Елена Владимировна

Владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Речевые умения не формируются сами по себе, они требуют специального вмешательств.

Недостаточное внимание к развитию речи детей со стороны взрослых (родителей, педагогов), нередко приводит к  неудачам в учёбе, трудностям в общении..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritm_i_rech.docx198.6 КБ

Предварительный просмотр:

Ритм и речь

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Процессы должны функционировать и протекать ритмично.

Что такое ритм? Ритм – равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и т. п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня и т. п.).

Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни). Выделим характерные особенности ритма:

внутренняя организация – то есть ритм обладает способностью организовывать, упорядочивать хаотичные элементы;

повторяемость – для ритма характерно повторение, чередование одних и тех же элементов;

размеренность – в противоположность спонтанности ритм обусловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (например, режим дня или какая-либо деятельность).

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности. 

Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.

Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

Работа над ритмом очень эффективна в работе в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Что способствует развитию чувства ритма?

- Отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху;

 - повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка;

- ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки;

 - выполнение движения в заданном темпе по прекращению подсчета или звучащей музыки;

- ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары барабана (бубна);

- переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки;

 - поднимание рук вперед до ориентира без зрительного контроля под удары бубна;

 воспроизведение ритма (или темпа) в движениях рук (по выбору детей);

- выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька ..

- рассказывание потешек, стихов, пение;

- игры с мячами;

- чередование заданных движений;

- выкладывание различных дорожек;

- рисование узоров по заданному правилу..

Ритмические упражнения строятся на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного контакта, что  создает  условия для разностороннего развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Консультация для родителей "Ритм и речь"

Варианты игр на развитие темпо-ритмического рисунка речи....

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....

«КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РИТМ, ТЕМП РЕЧИ И СИЛУ ГОЛОСА»

laquo;КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РИТМ, ТЕМП РЕЧИ И СИЛУ ГОЛОСА»...