"Непослушный мальчик"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Черных Татьяна Васильевна

Формировать умение описывать геометрическую фигуру, ориентируясь на мнемотаблицу. Закреплять представления детей о месте числа в числовом ряду второго десятка, умение определять десятки и единицы в числе второго десятка, обратный счёт от заданного до заданного числа. Закреплять умение  измерять  геометрическую фигуру с помощью линейки. Совершен­ствование навыка  звукового и слогового анализа слов. Закрепить навыки  употребления в речи слов с противоположным значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposlushnyy_malchik.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Непослушный мальчик»

интегрированная организованная  образовательная деятельность с детьми с  тяжёлыми нарушениями  речи.

Подготовительная группа.

Подготовили: Черных Т.В., учитель-логопед,

 

Коррекционно-образовательные цели. Формировать умение описывать геометрическую фигуру, ориентируясь на мнемотаблицу. Закреплять представления детей о месте числа в числовом ряду второго десятка, умение определять десятки и единицы в числе второго десятка, обратный счёт от заданного до заданного числа. Закреплять умение  измерять  геометрическую фигуру с помощью линейки. Совершенствование навыка  звукового и слогового анализа слов. Закрепить навыки  употребления в речи слов с противоположным значением.

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать связную речь, зрительный гнозис, тонкую и общую моторику, конструктивный праксис, мышление, память.. Развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Оборудование.  Картинки:   карандаш, лиса, жук, шуба, шапка, жаба, мышь,  лимон.    Аудиозапись стихотворения.  Логопедическая разрезная азбука-1 шт., тетради, ручки. Геометрические фигуры по количеству детей. Мнемотаблицы - по количеству детей.

Ход занятия

Учитель-логопед. Ребята, у нас сегодня много гостей, поприветствуйте их! Это мои друзья, я много о вас рассказывала, и они пришли к нам в гости.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»

Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Задание 1."Слова-неприятели".

Сегодня к нам в гости пришёл мальчик, который всё делал наоборот. (Педагог показывает ребёнку картинку с изображением мальчика).  Мама просит его подойти - он отходит, мама просит убрать игрушки - он разбрасывает. Ему говорят холодно, а он  жарко.

Ему говорят большой, а он -….

здоровый-…

твёрдый-…

глухой-…

грязный-…

можно-…

трудно-…

редко-…

рано-…

входить-…

спрашивать-…

          Этого мальчика так и назвали  Мальчик - Наоборот. Так как он говорил и делал всё неправильно, жилось ему очень тяжело, трудно.  Вот послушай, что с ним произошло. (Прослушивание фонограммы.  Записаны выделенные курсивом слова ).

Задание 2. "Следи за словами".

Непослушные вещи.

- Новый  пиджак  поутру от меня убежал?

Случайно не знаете, с кем он сбежал?

- Жаба сегодня надела   его

И поскакала в  болото своё.

-Вчера на столе карандаш мой лежал.

Куда он, скажите, сегодня сбежал?

-Серая мышка  писала карандашом,

И  закатила   куда-то потом.

шапка? Куда моя шапка пропала?

Неужто и шапка сегодня сбежала?

Быстрый  жук, залетев на минутку,

Взял  мою шапку и сшил себе шубу.

Посмотрите, пожалуйста,  на эти картинки.  Назовите их. Это карандаш, лиса, жук, шуба, шапка, жаба, мышь,   лимон,  пиджак.   Послушайте ещё раз, что произошло с мальчиком. И как только услышите в стихотворении   название предмета, изображенного на одной из этих картинок, возьмёте  её и  закрепите её на доске. Будьте внимательны, следите  за словами.

 (Учитель-логопед читает, выделяя голосом слова: пиджак, жаба, карандаш, мышь, шапка, жук, шуба.  Затем проверяет правильность выбора).

Задание 3. «Живое-неживое».  

Посмотрите на эти картинки, и подумайте, есть ли здесь предметы,  о которых можно спросить: кто это? Назовите эти картинки, К каким предметам,  изображённым здесь,  подходит вопрос: что? Назовите их.                 

 Сообщение темы занятия. Послушайте названия, отобранных картинок: шапка, жук, жилет, жаба, карандаш, мышь, шуба. Сегодня на занятии мы будем  писать и читать слова   со звукам ШЖ.

Задание 4. «Определи место звука в слове».

                Скажи, где находится звук Ш  в слове шапка, а в слове мышь?    (Аналогично ряд слов).

Задание 5.   Наш гость всё очень непослушный и всё делает наоборот, и он предлагает нам выполнить такое задание:  «Занимайтесь математикой, когда читаете  и пишите».

 Учитель-логопед. Ребята, сядьте на  свои места.

Дети садятся за столы. На столах у 2 детей –тетради, ручки, у 1 ребёнка – разрезная азбука. Остальные дети «пишут» слова устно.

Детям для написания предлагаются следующие слова:  жар, шар, жаль, шаль ужин уши кожа, ноша жить, шить

-Назови первый (второй и т.д.)звук.

-Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Каких больше? На сколько?

-Какой по счёту в слове звук –ш? Какой по счёту звук –ж-? Назови третий по счёту звук. Назови первый и последний звук. Сколько слогов? Назови второй слог. Назови первый слог.

Учитель-логопед. Мы справились с заданием,  занимались математикой, считали слоги, звуки, определяли последовательность звуков.

 Физкульмнутка.

 В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать,

Быстро правильно считать.

Я таким учёным буду.

Но свой садик не забуду.

Воспитатель. Ребята, какой же непослушный наш гость Мальчик - Наоборот, я ему говорю :

- узкий, а он (широкий);

- короткий, а он (длинный);

- высокий (низкий);

- тонкий (толстый);

- больше (меньше);

- прямой счёт (обратный).

Задание 6. Закрепление числового ряда второго десятка.

Воспитатель.  Выложите числовой ряд второго десятка.  (Дети выкладывают числа на доске). А теперь встаньте лицом ко мне.

-Назови соседей числа 15.

-Какое число перед 17?

-Какое число после 14?

-Назови число на один больше (меньше) числа 18.

-Назови первое (последнее) число второго десятка.

-Какое число больше 15 или 16? На сколько?

-Назовите числа, которые находятся между 15 и 18.

- Назовите число, в котором 1десяток и 3 единицы.

-Назовите число, в котором 1 десяток и 6 единиц.

-Сколько десятков и единиц в числах 18, 14 и др.

- Посчитай от 20 до 17, следующий от 17 до15 и т.д.

Задание 7. Измерение линейкой.

 Звучит сообщение на телефон

Воспитатель. Ребята, Мальчика - Наоборот загадал вам загадку, послушайте:

Каждый угол в нём прямой

Все четыре стороны одинаковой длины

Вам его представить рад

Как зовут его?

Дети: квадрат.

Воспитатель. Правильно, это квадрат, пройдёмте за столы, займите свои места. Откройте конверт, выньте содержимое, положите перед собой.

У каждого из вас, по три квадрата и линейка.

 Нужно найти у себя квадрат, сторона которого   равна  6 см. Но Мальчик - Наоборот не знает, как правильно работать с линейкой. Давайте ему расскажем.

Дети (ответы) Точка отсчёта – это цифра 0. Её располагают от начала одной стороны  квадрата. Линейку кладут ровно вдоль стороны квадрата. Там, где сторона заканчивается, и находится число, показывающее, сколько сантиметров в измеряемом квадрате.

(Дети измеряют квадраты, находят нужные).

Задание 8. Описание геометрических фигур по мнемотаблице.

Воспитатель. Дети, перед вами   мнемотаблица,  её мы будем использовать при описании геометрических форм. Мнемотаблица состоит из знаков, каждый имеет своё обозначение. В левом верхнем квадрате, мы видим круг и вопросительный знак, это означает, что вы должны назвать свою геометрическую фигуру. Далее видим три круга разного цвета,  надо назвать цвет  фигуры. Затем нарисованы два круга разной величины, вы определите величину  фигуры. Две линии означают стороны, вы расскажите, сколько сторон у фигуры, какие они по длине (длинные, короткие, равные). Следующий знак - углы, здесь вы называете, сколько углов и какие они (прямые, острые), если они есть у вашей фигуры. И последнее вы расскажите, на что похожа геометрическая фигура.

Воспитатель. Ребята, у меня на столе находятся знакомые вам геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, квадрат, трапеция, многоугольник).

 Подойдите ко мне, возьмите каждый по одной фигуре, встаньте полукругом, лицом к доске.  

Вы должны составить рассказ  о своей фигуре, используя подсказку -мнемотаблицу, а Мальчик - наоборот внимательно послушает вас.

Дети по очереди описывают свою фигуру.

  Итог.                      

 Мальчику-Наоборот очень понравилось,  как вы занимались. Особенно ему понравилось то, что вы всегда правильно выполняли задания и не делали  всё наоборот. И он решил тоже измениться и стал вот таким. (Педагог показывает рисунок мальчика - весёлого, доброго, опрятного).          

Наш гость приготовил   вам сюрприз. Он   знает, что вы скоро пойдёте в школу, и приготовил для вас сладкие оценки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

"Мальчик-звезда" (придумывание окончание англиской сказки О.Уайльда "Мальчик звезда)"

Данный конспект разработан для занятия в подготовительной к школе группе. Цель занятия- знакомство детей с англиской детской литературой....

НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С АКЦЕНТОМ НА ГЕНДЕР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И О МАЛЬЧИКАХ

материал можетбыть интересен педагогам. интерисующимся гендерным воспитанием...

Консультация для родителей "Как мальчики становятся мальчиками, девочки - девочками"

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности де...