Корекционно-развивающая программа по формированию просодической стороны речи
рабочая программа по логопедии

Ровнова Ксения Эдуардовна

Программа составлена на основе методических разработок Лопатиной Л. В. и Поздняковой Л. А.  из раздела «Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями», а также на основе рекомендаций, заданий и упражнений таких авторов, как: Архипова Е. Ф., Забродина Л. В., Шевцова Е. Э..

В процессе реализации коррекционно-развивающей программы использовались различные методы: игры, беседы, диалоги, драматизация, арт-терапия, инсценировки сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_proramma.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план коррекционно-развивающей программы по формированию просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией

В коррекционно-развивающей программе выделены следующие этапы:

I этап – создание условий для дальнейшей работы.

II этап – формирование восприятия и воспроизведения интонационных средств выразительности: подэтап 1 – формирование восприятия интонационных средств выразительности. На данном подэтапе проводится работа по формированию первичных представлениях о компонентах интонации и формированию восприятия и понимания компонентов интонационного оформления высказывания; подэтап 2 – формирование воспроизведения интонационных средств выразительности речи.

Тематический план

Месяц, неделя

Цели занятий

Тема занятия

Упражнения

3я – 4я неделя января

I этап

1.Формирование правильного типа дыхания.

2. Развитие чувства ритма.

3. Развитие акустических характеристик голоса.

Занятие 1. Тема – Дыхание.

1. Статические упражнения по развитию диафрагмального дыхания.

2. Динамические упражнения по развитию диафрагмального дыхания («Падает снег», «Дует ветер»).

3.  Логоритмическое  дыхательное упражнение «Погреемся».

Занятие 2. Тема –  Голос.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Логоритмическое упражнение.

3. Беседа «Наш голос».

4. Самомассаж.

5. Голосовые упражнения (протяженное произнесение и пропевание изолированных гласных,  слитное произнесение двух и более гласных звуков).

Занятие 3. Тема –  Ритм.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Восприятие и воспроизведение изолированных, простых, акцентированных ударов.

3. Задание «Послушай и повтори»: ребёнку дают прослушать изолированные, простые, акцентированные удары, которые необходимо повторить.

4. Задание «Посмотри и отстучи»: ребёнку необходимо воспроизвести ритмически удары по карточкам, на которых изображены простые удары, акцентированные, тихие, громкие.

4я-5я неделя января – 1я-4я неделя февраля

II этап (подэтап 1)

1.Формирование первичных представлений о компонентах интонации.

2. Развитие восприятия и понимания компонентов интонационного оформления высказывания.

Занятие 4.

Тема – Интонационная пропедевтика.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Мимическая гимнастика.

3. Знакомство с различными жестами и мимикой.  Работа с пиктограммами.

4. Игры, направленные на развитие выразительности движений: «Семья животных», «Фантазеры».

Занятие 5.

Тема – Интонационная пропедевтика.

1. Мимическая гимнастика.

2.  Работа с пиктограммами.

3. Игры, направленные на развитие способностей выражать основные эмоции: «День рождения», «Потеря»,  «Медведь и пчелы»,  «Что случилось?», «Соленый чай».

Занятие 6.

Тема –  Основной тон высказывания.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Мимическая гимнастика.

3.Чтение рассказа: рассказ читается дважды, первый раз монотонно, второй – выразительно. Вопросы к заданию: «Какое чтение больше понравилось? Почему?»

4. Задание: «послушай предложения и  подбери картинку, которая больше подходит (содержание картинки должно соответствовать основному тону высказывания), объяснить свой выбор».

5. Работа с пиктограммами.

Занятие 7.

Тема –  Темп речи.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Беседа «Что такое темп речи?».

3. Чтение скороговорок.

4. Игры: «Что это было?», «Найди скороговорку», «Куда спешат головастики?».

5. Задание: «послушайте стихотворение и определите, от лица какого героя — Торопыжки или Увальня — оно было прочитано, объясните свой ответ».

Занятие 8.

Тема –  Громкость голоса.

1. Беседа «Мой голос, какой он?».

2. Игра «Выбери колыбельную».

3. Задание: «вспомни и назови ситуации, когда не следует (или, наоборот, нужно) говорить громко (тихо)».

4. Ортофонические упражнения: «Колокольчики», «Звуковая лесенка», «Веселый маляр», «Счет», «Вопрос – ответ».

5. Игра «Чье стихотворение?», «Назови настроение».

Занятие 9.

Тема –  Тембр голоса.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Мимическая гимнастика.

3. Работа с пиктограммами.

4. Игра «Герой сказки».

5. Игра «Лесное радио».

6.  Игра «Найди ошибки  в сказке».

Занятие 10.

Тема – Словесное ударение.

1. Задание: детям необходимо прослушать  серии слогов и определить место ударного слога в серии, отхлопав предъявленную серию по образцу, выделяя сильным хлопком акцентированный слог, определить его местоположение в серии.

2. Беседа «Что такое ударение».

3. Задание: «послушайте и определите, какое слово я произнесла: длинное или короткое (путем выбора полоски бумаги соответствующей длины)».

4. Задание: «подумай и назови длинные и короткие слова».

5. Задание «Спрячь слово»: детям необходимо отхлопать ритмический рисунок слова; выделив ударный слог (на материале двусложных, трехсложных слов с различным местоположением ударного слога)».

6. Задание «Найди пару» (подбираем к словам схемы).

Занятие 11.

Тема – Логическое ударение.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Беседа «Главное слово».

3. Игра «Что изменилось». Детям необходимо сравнить предложения, предъявленные в двух вариантах произнесения с изменением местоположения логического ударения.

4. Задание: прослушать и определить местоположение логического ударения в предложении путем обозначения его на схеме.

5. Задание: ответить на вопросы по сюжетной картинке с помощью указательного жеста и без него.

6. Задание: выбрать картинку, соответствующую выделенному логическим ударением слову.

Занятие 12.

Тема – Восприятие повествовательного предложения

1. Знакомство с повествовательной интонацией.

2. Задание: «придумайте предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса».

3. Знакомство с точкой.

4. Задание: «послушайте предложения, когда услышите повествовательное предложение, поднимите карточку с точкой».

5. Задание: «послушайте рассказ и выложите столько фишек, сколько повествовательных предложений вы услышите в тексте».

Занятие 13.

Тема – Восприятие вопросительного предложения

1. Дыхательная гимнастика.

2. Знакомство с вопросительной интонацией и знаком вопроса.

3. Игра «Слушай – не зевай!».

4. Игровое упражнение «Сосчитай вопросы».

5. Игра «Подними сигнал».

6. Игра «Назови вопросительные слова».

Занятие 14.

Тема – Восприятие восклицательного предложения.

1. Знакомство с восклицательной интонацией. Работа с междометиями.

2. Задание: «посмотри на картинки и придумай к ней восклицательной предложение».

3. Игра «Рисуем настроение».

4. Игра «Удивленный»: выделение из текста восклицательных предложений.

Занятие 15.

Тема – Определи интонацию.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Уточнение обозначения предложений знаками.

3. Задание: детям необходимо прослушать предложения и определить интонацию, поднять карточку с подходящим знаком.

4.Графический диктант.

1я– 3я неделя марта

II этап (подэтап 2)

Цель – научить детей правилам употребления супрасегментных единиц

фонетических средств языка.

Занятие 16.

Тема – Изменение основного тона высказывания

1. Беседа-повторение «Что такое основной тон высказывания?».

2. Игра «Настроение».

3. Игра «Произнеси по-разному».

4. Задание «Придумай рассказ».

Занятие 17.

Тема – Изменение громкости голоса.

1. Повторение «Что такое громкость голоса и для чего она нужна».

2. Задание: «я прочитаю стихотворение два раза с разной громкостью. Внимательно послушайте и скажите, какая громкость больше подходит

 стихотворению».

3. Задание: «вспомните и расскажите о  веселом, радостном (например, праздник Новый год), грустном, печальном событии (например, заболел друг)».

5. Игра «Продолжи рассказ».

Занятие 18.

Тема – Игры-инсценировки

1. Игра «Слушай и повторяй».

2. Задание: детям необходимо воспроизвести заданный коммуникативный тип высказывания по предъявленному изображению знака препинания.

3. Игра «Волшебники».

4. Игра «Почемучки».

5. Игра «Шутки-сценки».

6. Игра «Изобрази голосом».

Занятие 19.

Тема – Закрепление материала

1.  «Конкурс пародистов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....

Картотека по формированию просодической стороны речи

В картотеке по формированию просодической стороны речи представлены задания включающие: развитие чувства и восприятия ритма; формирование умений соотносить движения  со словами;под...

Формирование просодической стороны речи

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспресс...

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...