конспекты
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспекты по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект138.39 КБ
Файл Конспект142.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Звук и буква З»

                                                                                   Составила: учитель-логопед

                                                                                         Осипова Марина Николаевна

Тема: «Звук и буква «З»»

Задачи:

1.Познакомить детей с буквой «З», её правильным написанием и произношением.

2.  Уточнить артикуляцию звуков [з – з`]; упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста, совершенствовать навыки детей в проведении звукобуквенного анализа слова.

3.Прдолжать учить анализировать и читать слова из 3-4-х звуков

4.Продолжать развивать у детей  фонематический слух, связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения, развивать мелкую моторику..

5..Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.

Оборудование:  домики для  гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки; игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.

Ход занятия.

1. Ребята, давайте мы с вами отгадаем загадки.

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору (зайка)

Лежит веревка

Шипит плутовка

Брать её опасно

Укусит. Ясно? (змея)

От дождя спасает

А сам намокает

Хотя намокает

Но не промокает (зонт)

- Какой первый звук в этих отгадках? (з)

- какой он? (согласный, звонкий, твердый)

- растяните губы в улыбке, сделайте заборчик и повернитесь друг к другу – произнесите звук (з)

- в каком замке живет звук (з) – в синем

   «Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

 Тряхнет перинки, над миром пушинки». (Зима).

    Выставляется игрушка – Зима.

   А вот и я – Зима. Я принесла вам два любимых звука – з и зь.

   Какой первый звук в моем имени? (Звук зь). Моя подруга вьюга очень любит звук з. Произнесите его. (з-з-з-з).

   Обозначение звуков з, зь цветными символами

2. Выставляются слоговые домики.

Садятся на места дети, придумавшие слова со звуком з. Каждый ребенок называет слово, считает, сколько в нем слогов и определяет, в каком домике оно поселится.

3. Игра «Поймай звук».

   Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук з, хлопните в ладошки, а если услышите звук зь – поднимите руку: закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра

4. Речевая зарядка

У Зайки есть игрушка Коза. Сочиним для него чистоговорки со словом коза

За-за-за-на лугу стоит коза

Зу-зу-зу- вместе мы пасли козу

Зы-зы-зы- колокольчик у козы

За-за-за – уходи домой коза

Чтобы Козе не было скучно, найдем ей друзей: из всех игрушек выбрать только те, в которых есть звук (з)

5. Педагог ставит на доску 5-6 картинок: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей. На столе рядом с доской лежат две стопочки кругов синего и зеленого цветов (по 8-10 штук).

   Задача вызванного ребенка: четко произнести название предмета и поставить под каждой картинкой квадрат определенного цвета в соответствии с характеристикой звука з в слове (мягкий или твердый).

   Следующий ребенок определяет, где находится звуки з или зь в слове (в начале или в середине слова). Третий ребенок определяет количество слогов. И так с каждым словом.

6.Выбор слов со звуками з, зь из стихотворения.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей,

А под музыку, друзья,

Потанцует и змея.

Уточняется значение слов «заклинатель змей». Выбираются слова сначала со звуком з, затем со звуком зь.

7. Физкультминутка «Замок».

У меня закрыт замок.

Кто его открыть бы смог?

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук и в каких словах услышали дети во время ф/м.

8. «Четвертый лишний»

Назвать слово, в котором нет звука (з)

9 «Угадай буквы»

нарисована картинка, под ней слово. Из квадрата выбрать только те буквы, которые есть в этом слове (дети делают самостоятельно, демонстрационный лист с выполненным заданием выставляется на мольберт – проверка задания)

10. «Угадай слово»

По первым звукам картинок составить новое слово

11. Звуко-слоговой анализ слова «Зима».

Зимушка спрашивает: «Зачем вам эти кружочки?»

Покажите, как можно обозначить слово зима. Сколько слогов в этом слове? (Дети отхлопывают слово – два слога). Обозначьте все звуки в слове зима кружочками. Дети обозначают у себя на столах. Проводится анализ сделанного, педагог на доске выкладывает кружочками это слово.\

12 Знакомство с буквой З

У каждого из вас есть касса букв на столах. Зайка очень просит вас найти его букву З

З не просто завитушка На эту букву посмотри,

З – пружинка, крендель, стружка Она совсем как цифра 3.

Пальцы мы дугой согнули

Руку ловко изогнули.

Что такое? Посмотри

Это снова цифра три

Нет, дружок на этот раз

Будет буква «З» у нас.

Ребята, давайте напечатаем нашу букву.

13. Игра «Поле чудес»

Дети крутят колесо с гласными звуками и называют слог с нашей знакомой буквой.

Порадуем Зиму. Обозначим буквами ее имя.

Составление из букв слова зима.

Какую букву надо заменить, чтобы получилось имя девочки – Зина?

Составление из букв слова Зина.

Написать букву и слова. Разберём их (звукобуквенный разбор).

А теперь, ребята, раскрасьте фигуры с буквой «З». Что получилось?

C:\Users\Екатерина\Desktop\image016.jpg

14.Итог. Оценка деятельности детей.

Что понравилось, чему научились, что нового узнали?



Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Звук и буква С»

                                                                                   Составила: учитель-логопед

                                                                                         Осипова Марина Николаевна

Тема: «Звук и буква «С»»

Задачи: 

1. Познакомить  детей с согласным звуком  [С], [С‘]  и графическим образом буквы С.

2.Закрепить  умение  детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [С], [С‘].

              3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком, составление схем предложений, формировать умение выделять и различать закрепляемые звуки в различных речевых структурах.

4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения,  навыки словообразования прилагательных от существительных, уточнять и обогащать словарный запас.

5. Развивать фонематический слух,  мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.

6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.

7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование: схемы, почтовые ящики, конверты с марками на которых изображены: сова, лиса, лось, лев, буквы, предметные картинки, следы бумажные, снежинки с буквами, ватные “комки”,  карточки для звукобуквенного анализа, серпантин по количеству детей, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Л: Дети, сегодня у нас необычное занятие и все потому, что утром две птицы - снегирь и синица принесли для нас письмо. Хотите узнать от кого оно?

Д: Хотим!

Логопед читает письмо:

“Дорогие ребята, накануне Нового года я для вас приготовил небольшой сюрприз в этом зале. А найти его вам помогут ваши знания о звуках и мои подсказки. Желаю успехов! Ваш Дед Мороз!

2.Л: Я думаю, что если мы дружно примемся за дело, то обязательно найдем сюрприз Деда мороза! Дети, а что такое сюрприз?

Д: Сюрприз - это что-то необычное, неожиданное, приятное.

Л: А какие звуки помогут нам отыскать сюрприз, попробуйте догадаться сами.

Назовите птиц, которые принесли письмо.

Д: Принесли письмо снегирь и синица.

Л: С какого звука начинается слово “снегирь”, “синица”?

Д: Слово “снегирь” начинается со звука “с”, слово “синица” со звука “сь”.

Л: Знания, о каких звуках будут помогать нам сегодня?

Д: Знания о звуках “с” - “сь”.

Л: А вот и первое задание от Деда Мороза. (Дети выполняют на фланелеграфе). Расскажите все о звуках “с” и “сь”, выкладывая соответствующие символы. (Дети дают акустика - артикуляционную характеристику звуков, выкладывая схемы на фланелеграфе).

Л: Ребята, посмотрите на схемы, чем похожи и чем отличаются эти звуки?

Д: Звуки похожи тем, что они оба согласные и глухие. Отличаются тем, что звук “с”- твердый, а звук “сь” - мягкий.

Л: Какой буквой обозначаются оба эти звука? Чем буква отличается от звука?

Д: Букву мы видим, пишем, читаем. Звук слышим, произносим.

Мы ладошку изогнём

Только левую притом,

Что у нас за буква здесь?

Ну, конечно, это «С.»

А теперь возьмём карандаши и напечатаем наши буквы. Но сначала сделаем гимнастику с карандашом.

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо – влево – так да тик.

Л: Молодцы! С первым заданием мы справились. Посмотрим, куда нас приведет следующая стрелочка. Дед Мороз разбросал для нас снежинки, для того, чтобы мы поиграли со звуками. Встаньте около той снежинки, на которой написана буква С. (Дети встают в круг, проводится игра “Эхо”).

Л: Давайте поиграем в первую игру “Эхо”. Я произношу отдельные звуки, а вы верните мне слог: с, а; с, у; ы, с и т.д..

Д: са, су, ыс и т. д.

Л: А теперь поиграем в игру “Скажи наоборот”. Я кидаю вам снежный ком и произношу слог с твердым звуком “с”, а вы мне возвращаете слог с мягким звуком: са - ся; ас - ась и т.д.

Л: Посмотрите, эта стрелочка привела нас к двум почтовым ящикам. Дед Мороз каждый год отправляет письма с приглашениями. Давайте поможем Деду Морозу разложить письма по почтовым ящикам снегирю, синице.

Л: Что пишется на конверте для того, чтобы письмо дошло до места назначения?

Д: Адрес.

Л: Правильно. Какой звук слышится на конце этого слова?

Л: Но, чтобы в лесу письма не потерялись, Дед Мороз приклеил на каждый конверт марки с изображением лесных жителей. Ребята, как вы думаете, какие письма мы будем класть снегирю, а какие синице?

Д: Снегирю мы будем класть письма с картинками, в названии которых есть звук “с”, а синице, в названии которых есть звук “сь”. (С помощью картинок на конвертах, дети раскладывают письма в ящики птицам - снегирю и синице, при этом проговаривая: “Снегирь понесет письмо сове” и т.д.)

Л: Дети мы с вами преодолели почти половину пути, пора и отдохнуть!

Физкультминутка:

 А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Л: Дети, посмотрите, из мешка Деда Мороза рассыпались снежки, чтобы их собрать нужно, назвать зимние слова, которые начинаются со звука “с”.

(Дети берут по одному снежку, кладут его в мешок, называя при этом зимние слова: снег, снеговик, санки, сосульки, Снегурочка и т.д.)

Л: У нас осталось два снежка. Я вам назову два слова, а вы из них составьте одно. Снег, падает.

Д: Снегопад.

Л: Теперь нам с вами предстоит отгадать ребус. Если мы правильно разгадаем его, то узнаем любимый транспорт Деда Мороза.

 (Дети выделяют первые звуки из названий картинок: снежинка, аист, нос, ирис; находят соответствующие буквы, читают полученное слово: САНИ.)

Л: А теперь, выложите схему этого слова. (Дети выполняют звуковой анализ слова “сани”).

Л: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились! Ой, что это такое? (Логопед обращает внимание детей на следы, вырезанные из бумаги).

Д: Это следы.

Л: Как вы думаете, кто их оставил? И для чего?

Д: Их оставил Дед Мороз, чтобы мы знали, куда идти дальше.

Л: Но идти не просто так, а составляя правильные предложения из слов, которые нам оставил Дедушка Мороз. След - слово.

Сосиски, в, лежат, миске.

Мама, на, сидит, стуле.

Семен, из. выходит, автобуса.

Киски, у, вкусные, сосиски и т. д.

(Дети составляют грамматически правильные предложения и, наступая на след, голосом выделяют каждое слово).

Л: Чтобы веселее было идти дальше, давайте вспомним потешку про киску.

Дети идут за логопедом, проговаривая слова:

“В миске у киски мясо и сосиски,

Вкусные сосиски, в миске у киски”.

Л: Ну вот мы и закончили наш путь. Сядьте на стульчики, прочитав слоги, которые написаны на них. (Дети читают слоги: са, ус, сы и т.д.). Неожиданно логопед под своим стулом находит веревочку, тянет за нее, достает волшебную коробочку.

Л: А вот и сюрприз, который нам приготовил Дед Мороз. Хотите узнать, что в ней?

. Логопед открывает коробку с двух сторон, она пуста.

Ой, ребята, наверное, мы ещё не всё сделали. Найдите нашу букву на картинке и раскрасьте фигуры. Что получилось?

C:\Users\Екатерина\Desktop\image036.jpg

Л: Не огорчайтесь, дети ведь эта коробочка не простая, а волшебная. Просто нам нужно произнести волшебные слова. А наша речь становиться волшебной, когда мы четко и красиво говорим. Давайте все вместе произнесем скороговорку, и быть может, чудо произойдет. Дети произносят “волшебные” слова: “ У Сени и Сани в сетях сом с усами”.

Из коробочки появляется серпантин. Проводится словарная работа (проговаривание слова “серпантин” хором и индивидуально).

Итог

3.Л: Вот и закончилось наше занятие. Какие звуки нам помогали? Какие новые слова вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Л: За ваше старание Дед Мороз вам дарит серпантин, чтобы вы смогли украсить им свою елочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....