Анaлитическая спрaвка об oбoснованном выборе прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
материал по логопедии (подготовительная группа)

Фаиля Минигарифовна Колесникова

В помощь педагогам при подготовке к аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_moya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Анaлитическая спрaвка

об oбoснованном выборе  прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Ф.М.Колесниковой

В своей работе я постоянно стремлюсь к поиску новых современных эффективных технологий обучения и коррекции детей-логопатов, позволяющих достичь более высоких результатов в коррекционной работе, внедряю новые образовательные технологии в учебный процесс.

Для рабoты в группе компенсирующей направленности я опираюсь на разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В. И С.В., и других.

Основываюсь в своей коррекционной деятельности на программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

В oснову коррекционнoй прoграммы обучения и воспитания детей с ОНР 4-6 лет положены следующие принципы:

- раннее воздействие на рeчeвую дeятeльность с целью прeдупрeждeния вторичных нарушений;

- развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норм;

- взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;

- дифференцированный подход в логопедической работе к детям с общим недоразвитием речи, имеющим различную структуру речевого нарушения;

- связь речи с другими сторонами психического развития.

Для разработки рабочей программы использую «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В. Тумановой. Программа построена с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи. В этой программе выстроена система коррекионно-развивающей работы по каждой из образовательных областей.

В программах представлены:

- системный подход при коррекции фонетико-фонематического и общего недоразвития речи и пути реализации;

- взаимодействие и преемственность в работе всех специалистов ДОО.

Программы способствуют:

- развитию коммуникативных умений и навыков;

- формирование базовых основ культуры личности;

-развитию интеллектуально-волевых качеств и психических процессов;

- прослеживается система мониторинга развития детей и уровня усвоения программы.

С целью формирования вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, развития и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи, на индивидуальных логопедических занятиях, мною используется технология моделирования и проигрывания сказок (автор Т.А. Ткаченко). Данная технология способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов.

На основе использования технологии формирования слоговой структуры слова (Автор Ткаченко Т.А.) у детей формируются вербальные средства коммуникации. Речь ребёнка становится более понятной для окружающих, снимаются коммуникативные барьеры.

Для диагностики нарушения звукопроизношения в своей работе использую «Альбом для логопеда». В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи дошкольников, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.

В работе использую методическое пособие Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика», в котором я взяла за основу  17 лексических тем, комплексы упражнений и заданий на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а так же эмоциональной сферы ребенка. Комплексы построены на знакомых детям лексических темах, насыщены игровыми образами. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникационные технологии способствуют активизации познавательной деятельности дошкольников, стимулируют и развивают психические процессы, мышление, восприятие, память. В процессе проведения индивидуальных занятий информационно-коммуникационные технологии позволяют детям в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Инновационные технологии в логопедической практике

– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем, технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Инновационные технологии в логопедии, которые я использую в своей работе:

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• «Су – Джок» – терапия;

• информационные технологии.

Пальцевый массаж:

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж камнями;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

01.12.2016 г.

Воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21              _______________   /Ф.М. Колесникова/

Старший воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21              _______________   /Н.Г. Пономаренко/

Заведующий МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21                 ______________    /О.В. Тараненко/