Формирование фонематических функций.
статья по логопедии

Белугина Елена Николаевна

Формирование фонематических функций-важная задача для обучения грамоте дошкольника. Эта статья поможет родителям в формировании фонематических функций!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как родителям сформировать фонематичекие функции у ребенка, которые так необходимы ему в обучении грамоте и в дальнейшем школьном обучении? Эта тема будет особенна интересна родителям, возраст детей которых от 4 до 7 лет. Говоря о фонематических функциях я имею ввиду фонематический анализ, синтез, и представления. Но остановлюсь я на анализе с элементами синтеза. Что же такое фонематический анализ? -Это умение вычленять звуки из состава слова и находить место этого звука в слове, Фонематический синтез- наоборот, составление слова из звуков. Как же их сформировать? И под силу ли родителям справиться с этим заданием. Уверена, что заинтересованным родителям под силу абсолютно все. Перед вами круги разного цвета. Красным цветом обозначаем гласные звуки, те, которые поются. Их в русском языке 6. Это всем известные звуки А О У Э Ы И.  Их можно тянуть, петь. Звуки при произношении которых, воздушная струя встречает преграду- в связи с чем эти звуки нельзя пропеть, называются согласными. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Твёрдые согласные принято обозначать синим цветом. А вот сталкиваясь с этим зелёным коварным цветом, зачастую не только дети, но и родители испытывают трудности. Зелёным цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки. Такие как: мь, нь, сь, ть и т.д.. В слогАх это будет звучать так мя, ти, нё, рю и далее. Круги-это символы звуков. Они нам понадобятся. Вы можете с помощью ребенка вырезать круги красного, зеленого и синего цветов. И приготовить их для занятия.

Итак, переходим к увлекательной и очень полезной игре-упражнению. Учиться нужно с радостью и удовольствием, только тогда ребёнку будет легче справляться со всеми заданиями.

Действуем по принципу от простого к сложному. На первом этапе берем слог состоящий из двух гласных звуков. Обращаемся к ребенку, давая ему четкую инструкцию: - Слушай меня внимательно. Я скажу тебе короткое слово. Ау. Какой первый звук в слоге Ау? –А. Какой второй звук в слоге аУ? –У. (тянем нужный звук). Звук а какой? –А-гласный звук. Звук у какой? -У-гласный звук. Круги какого цвета тебе понадобятся? -Правильно, красного. Составь слог АУ. Какой слог ты составил? –Ау. Молодец!

Обязательно разделите успех ребенка словами одобрения. Нам взрослым очень приятно получить положительную оценку, а ребёнку тем более. Ее можно выразить в краткой форме. Например Молодец; Умница; Хорошо; Отлично; Мне нравится как ты занимаешься; Ты внимательно меня слушаешь. Теперь Возьмем другой слог ИА. Какой первый звук в слоге Иа? –И Какой второй звук в слоге иА? –А. Звук и какой? –И-гласный звук. Звук а какой? -А-гласный звук. Составь слог ИА. Круги какого цвета тебе понадобятся? –Да, красного. Какой слог ты составил? –ИА. Кто так говорит? Задаем дополнительные вопросы. Отрабатываем еще несколько слогов.

Далее усложняем наши задания. Вводим в слог твердый согласный звук. Теперь наш слог состоит из гласного и согласного звуков. Важно понимать, что Слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Поэтому, согласные звуки произносим правильно-Н. Обращаемся к ребенку. Какой первый звук в слоге Ан? Какой второй звук в слоге аН? Выделяем изолированный (т.е один) согласный звук. Звук а какой? Звук н какой? Выложи звуковую схему слога ан. Какой круг ты возьмёшь для звука н? –Правильно, синего. Молодец!

Другой слог. Слог На. Тоже самое. Какой первый звук в слоге на? Какой второй звук в слоге на? Выложи слог на. Какой слог ты составил? Прочитай.

Теперь нас интересует слог ма. Работаем по той же схеме. А, если ребенку подсказать, что можно дважды выложить слог ма, то получится любимое слово- Мама. Дальше, вы можете брать любой другой слог. Главное, не забывайте про характеристику звуков. Отрабатывайте ее.

А теперь переходим к мягким согласным звукам. Инструкция: Слушай меня внимательно. Какой первый звук в слоге ти? Если у ребёнка возникло затруднение, помогите ему наводящим вопросом. Послушай, Т или ть?-Правильно, звук ть. Ть какой звук?- Мягкий согласный звук.  Помните, что мягкий согласный звук обозначаем зеленым цыетом. Какой второй звук в слоге ти?– И. И какой звук? Чтобы составить схему слога ти, круги какого цвета тебе будут нужны? Правильно, зеленого и красного. Составь слог ти. Отлично. Играем со слогами до тех пор, пока ваше чадо не начнет справляться с ними легко и быстро.

Дети любят быть учителями, вспомните, как нам в детстве нравились дни самоуправления. Попробуйте, предложите ребенку, пусть он подберёт слог, а вы составите его при помощи наших символо-взвуков. Выполняйте задание правильно, так как вы являетесь образцом. Составив схему, попросите его проверить, правильно ли вы справились с заданием?

Ребенок все задания выполняет правильно? Прекрасно. Приступаем к словам из трех звуков. Круги на время убираем в конверт, поиграем без них.  Находим гласный звук в начале слова. Опять даем четкую инструкцию, только другую. Где находится звук о в слове Оля? -В начале слова. Верно. Где находится звук у в слове Уля? Где находится звук и в слове Ира? Где находится звук э в слове эхо?

На следующем этапе находим согласный звук в конце слова. Где находится звук Т в слове кот? –В конце. Умница. Звук т-какой? -Правильно, твёрдый.  Где находится звук п в слове суп? Звук п, он какой? –Твердый согласный звук. Слова могут быть разные, важно, чтобы слово состояло из трёх звуков.

Далее. Находим согласный звук в начале слова. Не забываем выделять первый согласный звук. Где находится звук м в слове мох? -В начале слова. Отлично. Где находится звук с в слове сом? Где находится звук р в слове рак?

Справляетесь? Легко? Ну, тогда переходим к самому сложному. Отправляемся на поиск гласного звука в середине слова. Он там очень ловко прячется и ребёнку почти всегда трудно его отыскать. Чтобы разгрузить ребенка я даю это задание немного в развлекательной форме. Согласуем незначительную двигательную активность с умственной операцией. Поэтому, двигательное упражнение должно быть очень простым, так как наша задача в нахождении гласного звука. Можно попросить топнуть ногой, хлопнуть в ладоши над головой, подпрыгни. Обращаемся к ребенку с инструкцией. Топни ногой, если услышишь гласный звук в середине слова и назови его. Готов? Слушай внимательно, настраиваем ребенка. –Бык. Тянем гласный звук. Помогаем. Не услышал? Тянем так, чтобы только гласный звук был слышен. –БЫЫЫК. Здорово! Ты услышал звук Ы. Ещё, слово Мак. Какой гласный звук в слове мак. Хор; Сом; Пир; Пар; Бал; Зал. И много слов, которые можно использовать.

Самое важное! Ни в коем случае не раздражайтесь и не ругайте ребенка в случае неудачи. Он в этом не виноват. Разбор слова должен быть завершен, пусть даже с вашей помощью. Переходите от этапа к этапу только в случае успешного выполнения заданий. Играйте недолго, не утомляясь. Заканчивайте игру на позитивной ноте.  В конце занятия обнимите вашего внимательного ученика. Скажите ему-«Я горжусь тобой» Либо-«Мне было очень интересно играть с тобой» Ваша цель: заинтересовать и повысить уровень его знаний. Пусть наградой вам будет проявление инициативы ребенком и желание играть со звуками! Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры для формирования фонематических функций у детей среднего дошкольного возраста ( 4 года) с диагнозом ОНР.

Содержание:Игры  на определение длинных и коротких слов.Игры - лабиринты . Закрепление материала.Игры "Какое слово не подходит."Игры "Отгадай - ка!" отгадывание загадок.Определение места звука в ...

Конспект открытого занятия: «Формирование фонематических функций по теме «Звук [И]» (старшая группа, первый год обучения)

Конспект занятия поможет решить следующие цели:Закрепление правильного произношения звука И.Анализ и синтез звуковых сочетаний: ИА, АИ, УИ, ИУ.Развитие фонематических процессов.Выделение звука И...

Формирование фонематических функций в онтогенезе

В данной статьи рассматриваются  такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие, фонема,  речевой слух; раскрывается фонематическое развитие детей....

Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр

Формирование  фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую ...

Конспект игрового занятия по формированию фонематической функции речи "Парусная регата"

Занятие , в котором дети в форме игры - сосязания упражняются в звуковом анализе и синтезе, учатся работать в коллективе, получают позитивные эмоции....

Формирование фонематических функций у детей старшей группы. «Путешествие Муравьишки».

Цель: Развитие фонематических функций.Задачи:Образовательные: 1) Обобщить представления детей о многообразии растений и насекомых.2) Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматичес...

Методическая разработка по формированию фонематических функций у дошкольников с ТНР.

Основными задачами логопедической работы по формированию фонематических функций для детей -логопатов в детском саду являются:формирование звукопроизношения;развитие фонематического восприятия;развитие...