Формирование фонематических функций у детей старшей группы. «Путешествие Муравьишки».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Цель: Развитие фонематических функций.
Задачи:
Образовательные: 1) Обобщить представления детей о многообразии растений и насекомых.
2) Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.
Развивающие: 1) Закреплять умение различать звуки.
2) Развивать умение слышать звуки в словах.
3) Закреплять умение делить слова на слоги.
4) Закреплять навык различения звуков з-ж.
Воспитательные: 1) Воспитывать умение договариваться и работать сообща в парах.
2) Воспитывать сопереживание, желание помочь.
3) Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: муравейник, муравей, картинки, картина «Сосновый бор», голоса птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №34 «Лукоморье», корпус «Золушка».
Итоговое занятие в старшей группе
«Путешествие Муравьишки»
Автор: Смирнова. В.М.
Воспитатель
Чайковский, 2015г.
Итоговое занятие в старшей группе.
Тема: Формирование фонематических функций у детей старшей группы.
«Путешествие Муравьишки».
Цель: Развитие фонематических функций.
Задачи:
Образовательные: 1) Обобщить представления детей о многообразии растений и насекомых.
2) Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.
Развивающие: 1) Закреплять умение различать звуки.
2) Развивать умение слышать звуки в словах.
3) Закреплять умение делить слова на слоги.
4) Закреплять навык различения звуков з-ж.
Воспитательные: 1) Воспитывать умение договариваться и работать сообща в парах.
2) Воспитывать сопереживание, желание помочь.
3) Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: муравейник, муравей, картинки, картина «Сосновый бор», голоса птиц.
«Путешествие Муравьишки».
Воспитатель: Какое время года сейчас?
Дети: Весна.
Воспитатель: Перечислите, пожалуйста, приметы весны.
(дети перечисляют).
Воспитатель: Проснулись насекомые. Послушайте загадку:
В городочке у пня – суета, беготня,
Тут народец рабочий снуёт и хлопочет.
Что же это за городочек?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Кто же живёт в муравейнике? Как вы понимаете слова: снуёт, хлопочет? Как мы называем муравьишек?
Дети: Муравьи - труженики они санитары леса.
(подойти к муравейнику)
Слышится плач.
Муравей: Я нёс большую веточку и вдруг подул сильный ветер, и меня унесло далеко – далеко от моего родного домика. Помогите мне ребята, вернуться домой.
Воспитатель: Не плачь муравей. Ребята, давайте поможем Муравьишке. Но для этого нам нужно преодолеть препятствия. Вы готовы?
(Дети соглашаются)
Отправляемся, идём по лесу. Остановились ,послушаем «Голоса птиц».
Воспитатель: Ребята, вокруг растут только сосны. Как называется лес, где растут только одни сосны?
Дети: Сосновый бор.
Воспитатель: Ой, меня кто-то укусил! Кто же может укусить человека в лесу? (комар). Как звенят комары?
Дети: З-з-з-з.
Отогнали комаров, и пошли дальше, вышли на полянку. Какая красивая поляна. (все любуются).
На поляне увидели жуков. Жуки летают, жужжат. Как жужжат жуки?
Дети: ж-ж-ж.
Воспитатель: Что и кого вы увидели на поляне? На поляне растут растения, цветы, можно увидеть насекомых, которые рады встрече с вами.
Ребята, у нас преграда. Растёт растение, которое не пропускает нас. Как называется это растение? (крапива). Чтобы она нас не ужалила , нужно выполнить задание.
Перед вами картинки: насекомых, растений. Вам предстоит образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука.
(развитие навыков звукового анализа слова).
Работать будете в парах.
1.жук
2.клоп
3.подорожник
4.клевер
5.ромашка
6.одуванчик
7.кузнечик
8.короед
9.тысячелистник
10.колокольчик
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. Будьте внимательны, летают пчёлы, шмели. Чтобы они нас не ужалили, нам предстоит поместить насекомых к тому цветку, у которого столько же слогов.
(дифференциация слогов)
1. Мак: жук, клоп, клещ, шмель, моль.
2. Лютик: муха, оса, комар, пчела, паук, овод, бражник.
3. Василёк: богомол, светлячок, короед, бабочка, таракан, стрекоза, кузнечик, муравей саранча.
4. Колокольчик: гусеница, жужелица.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились!
Присядьте на полянку. Послушайте загадку.
Наткёт, наплетёт, сядет и добычу жуёт (жук)
Восьмирукий старичок
Сплёл уютный гамачок
И сидит в уголке,
Держит ниточку в руке.
(картинка паука)
Воспитатель: Нас не пропускает паутина, которую сплёл паук. Поэтому приготовьтесь выполнить следующее задание.
Давайте выполнил звуковой анализ слова «паук». Выполнять будем на « пенёчках»
(выкладывание графической схемы)
Воспитатель: Какие же вы молодцы! И паутина нам не преграда , когда друзья рядом!
На такой чудесной поляне давайте поиграем в игру « Узнай по голосу!»
Ход игры: Дети, держась за руки, идут по кругу. Водящий с завязанными глазами ходит в середине круга.
Ты, Алёша, не спеши!
Кто позвал тебя, скажи!
Ребёнок, к которому прикоснётся взрослый, должен назвать имя водящего, а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становиться водящим.
Воспитатель: У Муравьишки есть враги: муравьеловка-птица, медведь, муравьед, кроты, дятел. Они двигаются в сторону домика нашего друга. Надо помочь. Давайте составим предложение по заданной схеме.
Анализ предложения:
1. Подними цифру соответствующую количеству слов в предложении.
2. Прочитай 2-ое слово.
3.Каким по счёту стоит слово?
4. Что ставится в конце предложения?
Муравьишка бежит к своему домику- муравейнику. Благодарит всех .Вы настоящие друзья, никаких преград не побоялись.
Итог :
1. Кому было интересно и легко, возьмите зелёную бабочку.
2.Кому было интересно и немного сложно, возьмите жёлтую бабочку.
3.Кому было не интересно и сложно – красную бабочку.
Посмотрите, у нас все зелёные бабочки. Было всем интересно и легко.
Молодцы, ребята!
(Если есть жёлтые и красные бабочки, спросить у детей, что было трудно, подбодрить.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-21810-1633443129.jpg)
Презентация "Игры для формирования фонематических функций у детей среднего дошкольного возраста ( 4 года) с диагнозом ОНР.
Содержание:Игры на определение длинных и коротких слов.Игры - лабиринты . Закрепление материала.Игры "Какое слово не подходит."Игры "Отгадай - ка!" отгадывание загадок.Определение места звука в ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-90273-1352527277.jpg)
Работа по формированию фонематических представлений у детй старшей группы с ОНР
Презентация части работы по фомированию звуко-буквенного анализа у детй старшей группы с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-756041-1457403696.jpg)
Конспект НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на дошкольном логопункте. « Звук П».
Формирование фонематических представлений у дошкольников во время непосредственно образовательой деятельности на логопункте...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-245125-1518724944.jpg)
Методическая разработка по формированию математических представлений для детей старшей группы "Путешествие в королевство математики".
Цель: закрепление пройденного материала.Закрепить представление детей о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, активизировать и обобщать словарный запас детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-36730-1385403719.jpg)
Формирование фонематического восприятия у детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий
Дифференциация звуков Б - Бь...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1037265-1578761680.jpg)
Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"
Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/05/picture-1167370-1572971208.jpg)
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Путешествие Муравьишки».
Логическое мышление — процесс очень сложный и крайне необходимый для нормального психического, физического и социального развития ребенка. Его роль в жизни детей колоссальна....