Сценарий родительского собрания "Взаимосвязь движения и развития речи дошкольника"
план-конспект занятия по логопедии

Германова Олеся Николаевна

Конспект родительского собрания с целью информирования родителей о влиянии двигательной активности на развитие речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_dvizheniya_i_rechi.odt28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему :

 Взаимосвязь движения и развития  речи дошкольника.

Цель: рассказать родителям о влиянии двигательной активности на развитие речи дошкольников.

Задачи : 

1. Повысить уровень знаний в области речевого развития.

2.  Познакомить родителей с разными видами подвижных игр для развития речи.

3. Способствовать получению практических навыков по применению игровых заданий в домашних условиях.

Форма проведения: игровой семинар-практикум.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: сборник детских песен, музыкальный центр, мягкая игрушка, мяч, мешочек с разноцветными бусинами и шнур, обруч, муляжи фруктов и овощей, корзинки, мешочек с записками.

Ход собрания

  1. Вводная часть

        Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас сегодня на нашем мероприятии и предлагаю поприветствовать друг друга приятным пожеланием или комплиментом. (Родители встают в круг. Начиная с логопеда каждый участник  представляется и, передавая рядом сидящему соседу мягкую игрушку, говорит комплимент или пожелание).

     Сегодня мы с Вами поговорим на тему «Взаимосвязь движения и развития речи дошкольника»

  1. Доклад «Взаимосвязь движения и речевого развития дошкольника».

Мечта каждого родителя — здоровый и счастливый малыш.

Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими словами? (отвечают родители: ребенок улыбается, бегает прыгает, у него ничего не болит...).

Все верно.

А теперь вспомните, пожалуйста, себя ребенком. Как вы проводили свое детство? (отвечают родители). Да, большую часть времени мы проводили на свежем воздухе, играли, много двигались.

Какими же мы часто видим детей сейчас? С телефоном или планшетом в руках, сидящими у экранов телевизора.  Современные дети и взрослые ведут малоподвижный образ жизни. Исследования показывают, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% от экологии, на 10% от медицинского обслуживания и на 50% от образа жизни.  Это значит что здоровье детей в большей степени зависит от родителей.

Сейчас часто можно встретить дошкольника с нарушением осанки, с неуверенной походкой. Дети разучились завязывать-развязывать шнурки, им тяжело прыгать на одной ноге, подниматься по лестнице. Нередко можно услышать от малыша слово «устал». Недостаток движения приводит к недоразвитию мышц, сердечно-сосудистой, нервной систем. К тому же, часто у детей, которых неуверенно владеют своим телом, наблюдаются речевые нарушения.

Движение — это одна из врожденных потребностей человека. Особое значение оно имеет в детском возрасте. Дети не могут играть и учиться новому без движения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.  Многие крупнейшие ученые, такие как  И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия в своих исследованиях доказали взаимосвязь общей и речевой моторики. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.  Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, нижняя челюсть.

Особое развивающее воздействие имеют движения пальцев и кистей рук. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н.э. в Китае. Отечественный физиолог В.М.Бехтерев доказал влияние движений рук на развитие высшей нервной деятельности, развитие речи. Ребенок начинает говорить слова тогда, когда движения пальцев рук становятся достаточно точными. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда развитие нарушено.

В какие же игры можно поиграть дома со своим ребенком?

2 . Подвижные игры с родителями.

 

Я хочу пригласить вас в Страну детства! Предлагаю Вам закрыть глаза, сделать глубокий вдох, выдох (звучит музыка из художественного фильма «Усатый нянь», далее в ходе игр фоном продолжают звучать детские песни), открыть глаза и посмотреть друг на друга. Вы превратились в  маленьких мальчиков и девочек! Давайте поиграем! (Подвижные игры сочетаются с заданиями на развитие лексики, грамматики, звуковой стороны речи).

1 игра  - «Назови ласково» (Упражнение на координацию движений и на словообразование)

Ребята, встаньте , пожалуйста в круг. Я встану в центре. Я буду называть предмет (например «стол», «хвост» и т.п.) и кидать мяч. Тот кто поймает, должен назвать этот предмет ласково(«столик», «хвостик») и кинуть мяч обратно стоя на одной ноге.

2 игра - «Пальчиковые фигуры» (Упражнение на развитие пальцевого праксиса и развитие воображения)

Я назову слово, а вы изобразите это пальцами (заяц, коза, пешеход, кошка, ежик, очки, ковшик, стол, мячик, собака, замок, елка, бабочка, цветок,осьминог)

3 игра - «Бусы» (Упражнение на развитие пальцевого праксиса и фонематического слуха).

Теперь давайте соберем красивые бусы. Я буду подходить к каждому участнику с мешочком с цветными бусинами. Вам нужно вытащить из мешка по 4 бусины . Далее необходимо нанизывать по одной бусине на шнур и называть слово, которое начинается  на первый звук названия цвета бусины, например,  «синяя» начинается на звук «сь». Значит надо подобрать слово на это звук, например, «сила».

 

4 игра - «Собираем урожай» (Упражнение на развитие общей моторики и развитие словарного запаса)

На полу в обруче («огороде») находятся вперемешку муляжи овощей и фруктов . Разделитесь,пожалуйста, на две команды и встаньте друг за другом. По команде участники по одному бегут к «огороду», берут по одному овощу (фрукту), возвращаются и кладут «урожай» в корзину. В конце игры проверим, насколько правильно выполнено задание.

Посмотрите-ка, ребята, -

Вырос урожай богатый.

Вы корзиночки берите, Урожай весь соберите!

Эти ребятки (логопед обращается к участникам первой команды)

Ищут овощи на грядке,

Ну, а вам, ребята, (логопед обращается к участникам второй команды)

Фрукты собрать надо!

5 игра - « Актеры» (Упражнение на развитие мимической мускулатуры и воображения)

Ребята, давайте представим себя актерами. Возьмите, пожалуйста, из мешочка записку, в которой написана какая-то эмоция, например, радость, тоска и т. п. Вам нужно будет изобразить эту эмоцию мимикой, а остальным догадаться, что это за чувство.

6 игра - «По небу летит самолет».(Упражнение на развитие общей моторики, формирование интонационной и ритмической стороны речи)

И напоследок — музыкальная игра. Предлагаю подвигаться под музыку. (Звучит песня для логоритмики «По небу летит самолет»)

Молодцы, ребята, весело поиграли! Теперь снова закрываем глаза, делаем глубокий вдох, выдох и обратно превращаемся в мам и пап.

  1. Рефлексия

    Уважаемы родители , скажите пожалуйста, что вы чувствуете сейчас, ощущаете ли вы прилив энергии, бодрости? Какие выводы сделали для себя в ходе нашего мероприятия?

Мы с вами поиграли в игры, которые вполне можно провести дома. Но будет еще лучше, если ребенок будет играть на улице. Пространство и свежий воздух — лучшие условия для двигательной активности.

Не забывайте, играя с ребенком дома или на улице, вы помогаете ему и своевременно овладевать родным языком и речью.

Спасибо за внимание и участие!

Литература:

  1. Ермакова Т.П., Головешкина Ю.Л., Салугина Я.Л. Развитие речи и движений у детей 4-7 лет: игры и упражнения — М., 2018.
  2. Краузе Е. Логопедия. - СПб., 2006.
  3. Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение. - Спб.,1997.
  4. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»

·        Развитие мелкой моторики рук; ·        Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Сценарий родительское собрание во второй младшей группе детского сада. Тема: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников».

Как обеспечить полноценное развитие  детей? Разговор об одном из аспектов этой проблемы – о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.  Основная  задача – донест...

Консультация для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников".

Консультацию для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников", подготовила и провела на педагогическом совете №3 на тему: "Развитие речи дошкольн...

Детско-родительский клуб "Учимся вместе ": "Развитие речи дошкольника 4-5 лет".

žПолноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепен...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...