Статья "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Олеся Олеговна

В данной статье я представляю вашему вниманию основные здоровьесберегающие технологии, которые  использую в своей работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Олеся Олеговна,

 учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 34

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

        В современном мире детей с нарушением речи становится все больше, что обусловлено ухудшением не только экологической обстановки во всем мире, но и плохих социально-экономических условий воспитания и развития детей. У некоторых воспитанников с проблемами в речевом развитии имеются проблемы с развитием общей и тонкой моторики и высших психических функций:  внимания, памяти, мышления. В связи с этим, для максимального достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в своей логопедической практике я использую разнообразные здоровьесберегающих технологии. Комплексная коррекционно - оздоровительная работа, включающая в себя дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, физкультминутки, логоритмику, упражнения для профилактики зрения, а также упражнения на мышечную релаксацию. В специальной педагогике эти методы работы являются наиболее эффективными средствами коррекции. В системе коррекционной работе здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению организма ребенка, при этом не требую особых усилий. Эти альтернативные методы и приемы помогают организовывать и заинтересовать детей, а также разнообразить занятие в целом.

        Здоровьесберегающая технология, как система мер, включающая взаимодействие всех факторов образовательной среды, направлена на сохранение здоровья ребенка на всех этапах развития и обучения. Кроме того, здоровьесберегающие технологии позволяют формировать активный, здоровый образ жизни и здоровья воспитанников.

        Использование здоровьесберегающей технологии на логопедических занятиях позволяет решать следующие задачи:

- способствует повышению резервов дыхательной системы. (На своих занятиях по развитию диафрагмального дыхания  я использую методику БОС «Здоровье»).

- развивает речевые умения и навыки;

- активизирует процесс познания;

- совершенствует общею, мелкою моторику и зрительно – пространственный гнозис;

- способствует снятию  эмоционального напряжения;

снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

- улучшает концентрацию внимания и снижает трудности переключаемости;

- сохраняет и укрепляет физическое здоровье детей.

        Представляю вашему вниманию основные здоровьесберегающие технологии, которые  я использую в своей работе.

1. Артикуляционная гимнастика - это неотъемлемая часть логопедических занятий, при регулярном выполнении она позволяет:

- улучшать кровоснабжение органов артикуляции и их иннервации;

- улучшать подвижность артикуляционных органов;

- укреплять мышечную мускулатуру языка, губ, щёк;  

- сбалансировать мышечный тонус мышц артикуляционного аппарата.

2. Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения направлены навыков диафрагмального типа дыхания, так как этот тип дыхания является наиболее правильным. (Проводиться работа над плавностью, силой и продолжительности выдоха).

        Проведение дыхательных упражнений в комплексе корреционно-логопедической работе позволяет развивать физиологическое дыхание ребенка и подготовить артикуляционный аппарат к овладению сложными звуками родного языка, для формирования которых необходима направленная воздушная струя. Кроме того, проведение дыхательной гимнастики способствует профилактике простудных заболеваний.

3. Пальчиковая гимнастика. Для развития мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как  у детей с речевой патологией часто нарушена координация движений общей и мелкой моторики. Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков, а значит, служит профилактикой дисграфии.

        Развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи, т.к. движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Активизировать  активные точки расположенных на пальцах рук можно при помощи массажа пальцев, а можно при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики «Ежики», карандаши),  в сочетании с речевыми упражнениями.

        Одними из нетрадиционных путей организации коррекционно - образовательного процесса является самомассаж. Под воздействием несложных манипуляций достигается сбалансирование мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.  

4. Логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логомассаж представляет совокупность  приемов механического воздействия трения, давления, вибрации, проводимых как руками, так и логопедическими зондами или зондозаменителями.

        Логомассаж используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностированы такие речевые патологии как: дизартрия, ринолалия, заикание, а также при нарушениях тонуса мышц.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что вышеперечисленные методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции речевых дефектов. Использование здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи.

Список используемой литературы

1. Гаврючина Л.В.«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия». Екатеринбург: ИЗД-во ЛИТУР, 2004.-320с.

3. Нищева Н.В. «Веселая дыхательная гимнастика». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в логопедической практике. Часть 1.

Презентация в двух частях.Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины,  логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не т...

Инновационные технологии в логопедической практике. Часть 2.

Презентация в двух частях.Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины,  логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не т...

"Компьютерные технологии в логопедической практике современного учителя-логопеда"

Прзентация "Компьютерные технологии в логопедической практике современного учителя-логопеда"...

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....

Презентация "Инновационные технологии в логопедической практике"

Презентация "Инновационные технологии в логопедической практике" в двух частях....

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окр...