Многофункциональное пособие "Занимательные круги"
проект по логопедии

Срещикова София Александровна

Многофункциональное пособие "Занимательные круги".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_est_ideya_sreshchikova_s.a.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Муниципальный конкурс «Есть идея!»

Номинация: «Лучшее дидактическое пособие»

Выполнил:

учитель-логопед  Срещикова С.А.

Логопедическое многофункциональное пособие: «Занимательные круги».

Актуальность темы.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

Поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.

Педагог должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития личностных качеств ребенка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе необходимо использовать разнообразные приемы и методы.

В своей коррекционно-логопедической работе с детьми старшего и подготовительного к школе возраста я использую круги Луллия. На основе этой технологии я разработала многофункциональное логопедическое пособие: «Занимательные круги».

Цель: формирование сенсомоторной сферы, высших психических функций, творческих способностей детей, а также коррекция речевых и двигательных нарушений.

Задачи: 

  1. Закрепление произношения поставленных звуков в речи;
  2. Развитие фонематических процессов;
  3. Уточнение и активизация словарного запаса;
  4. Совершенствование слоговой структуры слова;
  5. Формирование структуры предложения;
  6. Совершенствование развития связной речи;
  7. Формирование всех высших психических функций;
  8. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Круги подвижны, все они разделены на одинаковое количество секторов. На каждый сектор круга помещается картинка. Крепится картинка с помощью прищепок. В своей практике использую сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу – круг для разных игр. Можно использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей.

Технология работы заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца или просто подбирая нужную картинку в нужный отсек, объясняет сочетание картинок. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя несколько колец можно получить разные варианты игры. Дети легко осваивают это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют картинки, комбинируют задания, пытаются самостоятельно определить цель и правила игры.

Работа с пособием проводится на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, в игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной деятельности детей.

Этапы участия логопеда в работе с пособием:

  1. Логопед непосредственно участвует в игре.
  2. Логопед косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях.
  3. Логопед осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности.
  4. Логопед осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Варианты игр для применения пособия:

Игра: «Третий лишний»

Цель игры: Закрепить умение находить третий лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры: На трёх  кругах располагаем картинки. В каждом отсеке должна быть одна лишняя картинка. Ребенок снимает лишнюю картинку с прищепки и объясняет, по какому признаку он выбрал  именно эту картинку.

Игра: «Подбери по цвету»

Цель игры: Закреплять с детьми названия цветов (красный, желтый, зеленый, синий, серый, коричневый, черный, оранжевый). Развивать память, внимание, речь детей.

Ход игры: На столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет, и какого он цвета. Прикрепляет картинку в отсек соответствующего цвета.

Игра: «Найди место звука в слове»

Цель игры: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Ход игры: Ребенок получает карточки и называет слова. Определяет место звука в слове и прикрепляет картинку в отсек с необходимой схемой слова (начало слова, середина или конец).

Игра:«Соберисемью»

Цель игры: научить ребенка находить животных одной семьи, определять по внешним признакам маму, папу и детеныша.

 Ход игры: Взрослый говорит о том, что у каждого ребенка есть мама, папа, семья. На верхнем кругу в отсеках размещаются детеныши животных, а ребенку нужно найти маму и папу, и прикрепить необходимые картинки на прищепки.

Игра: «Профессии»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Прикрепляет необходимые картинки на прищепки.

Игра: «Найди похожую фигуру»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы. Развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

Ход игры: Перед ребенком лежат картинки, а на верхнем ярусе закреплены картинки геометрических фигур. Педагог спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру». Ребенок прикрепляет по две картинки на каждую геометрическую фигуру.

Игра: «Обобщающие слова»

Цель игры: научить ребенка употреблять обобщающие слова и называть их.

Ход игры: Перед ребенком выкладываются картинки. Ребенок должен выбрать по две картинки на каждое обобщающее слово и прикрепить их на прищепки в соответствующий ярус.

Игра: «Прохлопай слово»

Цель игры: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.

Ход игры: Взрослый произносит слово или показывает картинку, а ребенок должен отхлопать каждый слог. После, ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал, и прикрепить картинку на прищепку.

Игра: "Один-много"

Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.

Ход игры: взрослый или называет картинки, разложенные перед ним, и находит пару.

Также на своих занятиях использую это пособие для выполнения пальчиковой гимнастики, артикуляционной моторики и дыхательной гимнастики. Это позволяет детям придерживаться структуры занятия и проявлять самостоятельность в подборе упражнений.

Эффективность использования в работе логопедического многофункционального пособия «Занимательные круги»:

  1. Помогают в планировании и облегчают проведение занятий; способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей.
  2. Сокращаются сроки коррекции речи, и повышается уровень речевого развития воспитанников.
  3. Повышается уровень развития творческого воображения (умение рассуждать и делать выводы, внимательность, сообразительность, фантазия).
  4. Повышается результативность работы. Дети овладевают умением сравнивать и обобщать, а также вербализовать шаги для решения проблемной ситуации.
  5. Формируются навыки самоконтроля; умения коммуникатировать и взаимодействовать в социуме.