Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры. Вторая младшая группа.
консультация по логопедии (младшая группа)

Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как  выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry._vtoraya_mladshaya_gruppa.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры.  Вторая младшая группа.

 Учитедь-логопед: Андрианова Л.М.

«Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как  выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников».

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»

«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»        

Цель:  развивать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Цель:  упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.

Дети сидят на стульчиках. Обратиться к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:

Поставить на стол сундучок с картинками. Предложить детям вынимать картинки по одной, задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

—   Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки!  (Топают ножками.)

—   Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.)  Вот наши ручки! -  Где   же   наши   ножки?   Чего   нет?    (Ножек.)    Вот   наши

ножки!

Игра повторяется 2—3 раза.

«ПОРУЧЕНИЯ»            

«ДОМИКИ»      

Цель:  упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов  скакать, ехать.

Цель:  употреблять названия детенышей животных.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Внести в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обратиться к детям:

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

—   Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!»  (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

—   Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«ГДЕ МЫ  БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ»    

«МОЛЧАНКИ»        

Цель:  активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Цель:  образовывать глаголы приставочным способом.

Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.

Перед началом игры дети хором произносят:

Первенчики, червенчики.

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе.

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, Молчок!

(Русская народная песенка.) После слова «молчок» все должны замолчать и замереть. Воспитатель наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется, заговорит или пошевелится, то дает ведущему фант.

В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде (залезь под стол и вылези обратно; подпрыгни на месте два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; подбрось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.).

  «ЧЕЙ ГОЛОС?»              

Цель:  Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

—   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?

—   Гав,  гав,  гав!   Кто  это?   (Собачка.)   Как лает собачка?

—   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка.)  Как мяукает кошка?

—   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

—   Мяу,  мяу! Чей  это голос?   (Кошки.)   Что  кошка  делает? (Мяукает.)

—   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?  (Кудахчет.)

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает).

«У КОГО КТО?»      

Цель:   Составлять описание игрушки вместе со взрослым или другим ребенком.

Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.

—   У меня утенок.

Ребенок называет свою игрушку

—   Ay меня цыпленок.

—   Утенок желтый.

—   И цыпленок желтый.

—   У утенка большие красные лапы.

—   А у цыпленка лапки маленькие... И т. д.

Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.

«НАЙДИ ПРОПАВШУЮ ИГРУШКУ» Цель:  развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.

Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана - пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т.д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ему предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.

В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек, то можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число.

«ЗАПОМНИ СВОЙ ДОМ»    

Цель: развитие моторно - слуховой памяти.

В зале каждый ребенок запоминает „свой дом". Например, у одного ребенка это дом — угол, у другого — стул, у третьего — окно двери, у четвертого — центр зала и т. д. Затем все дети собираются в группу около воспитателя и ждут команды. По команде воспитателя „Дом!" они разбегаются по своим домикам.

Примечание: Команду воспитателя можно заменить включением какой-либо ритмичной музыки.

«ТЕРЕМОК»            

Цель:  ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

—   Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

—   Послушайте, как мы говорим: лягушка  прискакала, а зайка  прискакал;  лисичка  прибежала,  а волк прибежал.

«ЧЕЙ ГОЛОС?»                        

Цель:  различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

-    Му-у-у  — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

проект: «Развития словаря детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр»

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему р...

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим  недоразвитием  речи, с недостаточным  словарным  з...

Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа на тему "Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста". Содержит теоретическую и практическую части....

Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...

Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.Материал подготовила  Меркулова Елена Анатольевна  - воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорож...