Конспект индивидуального занятия: "Закрепление произношения звука "Ш".
методическая разработка по логопедии

Кадырова Фидалия Вазиховна

Конспект индивидуального  занятия: "Закрепление произношения звука "Ш".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakreplenie_zvuka_sh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек» Козловского района Чувашской Республики

Конспект НОД

Тема: «Закрепление произношения

звука «Ш»

                                                                                   Подготовила и провела:

                                                                        учитель - логопед

                                                                    Кадырова Ф. В.

2021г.

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: « Закрепление произношения звука «Ш» в  словах».  

Цель: Закрепление произношения звука «Ш» в  словах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закрепление произношения звука «Ш»;

- продолжать учить правильно произносить звук «Ш» в словах;

- учить определять наличие звука в словах.

 Коррекционно-развивающие задачи: 

-развивать артикуляционную и мелкую моторику рук;

-дыхание, внимание, память, мышление.

 Коррекционно-воспитательные задачи: 

- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию;

- положительно-эмоциональный настрой на занятие;

- потребность в речевом общении.

 Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, постановка звука» Ш», игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

 Оборудование: кукла Шура; карточки: для характеристики звука «Ш»; картинки на автоматизацию звука «Ш» в словах; дидактические пособия: «Логопедические ромашка»; упражнения из логопедической тетради «звук  Ш».

1.  Организационный момент

Логопед: Здравствуй, сегодня мы продолжим с тобой  учиться чисто и красиво говорить.

 Дыхательное упражнение.

Чтобы у нас всё хорошо получалось, мы сделаем дыхательные упражнения. Подходим к волшебному дереву, через нос вдыхаем, через рот выдыхаем.

Делаем вдох и выдох (три раза) (Ребенок сядет за стол)

 Давай немного разомнёмся.

 Развитие общей моторики.

Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке  (танцует)

Тише, тише, тише, мышки.

Не мешайте спать братишке  (ходит на цыпочках)

 Чтобы быть внимательными и старательными сделаем массаж.

Самомассаж  лица.

Ручки растираем и разогреваем (хлопаем) 

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки).

А потом уходим пальцами за щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем, чтобы надувались  (большой, указательный и средний пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Уголками губ мы щёчки поднимаем (поднимать щёчки в уголках губ указательными пальцами).

А потом от носа к губкам мы стекаем (движения от носа к губам вниз).

Тянем подбородок и к ушам щипаем

А потом по шейке ручками стекаем.

Чтобы чисто и красиво говорить, давай сделаем зарядку для языка.

2. Артикуляционная гимнастика

1. «Домик открывается». Ротик широко открыт,

                                                Язычок спокойно спит.

2. «Заборчик».   Зубки ровно мы смыкаем,

                             И заборчик получаем.

3. «Едет- едет барабанщик». За зубами в бугорок,

                                                    Бьет широкий язычок.

4. «Лопатка».   Язык лопаткой положи

                            И немного подержи.

5. «Чашечка».  Язык широкий положи, а края приподними,

                            Его в чашку преврати

6. «Качели».  Вверх язык поднимай, а потом опускай.

                        Так качаться продолжай.

7. «Лошадка». Ты с лошадкой прокатись,

                           Звонко цокать поучись.

8. «Грибок».    Язычок у нас грибок,

                          Подставляйте кузовок!

3. Сообщение темы занятия.

Вносится кукла. – Это Шура (звук «Ш» произносится акцентировано)

Какой звук я выделила голосом? (звук «Ш»)

 

4. Характеристика звука «Ш» по артикуляционным и акустическим признакам.

Давай расскажем Шуре, как мы произносим звук «Ш»..

- Когда мы произносим звук «Ш», в каком положении наши губки: округлились или растянулись в улыбке? (ребёнок выбирает правильную карточку).

- Где находится язычок: вверху или внизу?

- Какую форму принимает язычок: чашечки или лопаточки?

- Звук «Ш» звонкий или глухой?

- Звук «Ш» гласный или согласный?

- Каким цветом мы обозначим звук «Ш»: синим или красным?

5. Развитие фонематического слуха.

А сейчас  мы поиграем в игру «Ловишки». Я назову звуки, ты как только услышишь звук «Ш», сразу лови его – хлопай в ладошки»:

(Ж, З, Ш, С, Ц, О, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)

Молодец!

6. Физкультминутка. 

 Игра «Мяч лови, слово скажи».

Логопед говорит слово и бросает мяч ребёнку, ребёнок придумывает слово со звуком «Ш» и бросает мяч обратно.

Слова: шапка, шуба,  шина, кошка, подушка, пушка, душ, карандаш, малыш, мишка, машина.

 Ручками похлопаем,
 Ножками потопаем,
 Головой качаем,
 Плечи поднимаем.
 Руки мы сгибаем,
 Дружно приседаем,
 На носочки встанем – солнышко достанем.

 7. Развитие мелкой моторики рук.

Игра: «Лодочка». Лодочка плывет по речке,

                               Оставляя нам колечки.

8.Упражнение: «Звуки гласные поем» (Картотека)

Мама деточку качает: а-а-а;

Ветер в трубах завывает: у-у-у;

Вот поет у нас певица: о-о-о;

Вот   зовет кого-то эхо: э-э-э;

Шум в машине не помеха: ы-ы-ы;

Улыбаются все лица: и-и-и.

9. Упражнение: «Змейка» (Автоматизация звука Ш, стр. 3).

Логопед: Помоги змейке добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш….( Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку).

10. Развитие связной речи.

Игра «Так бывает или нет».

Ребенок должен заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» - доказать, что бывает и что не бывает. Например, летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «Наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

11. Дидактическое упражнение «Игрушки». Раскрась только те картинки, в названиях которых есть звук Ш. (Учим звуки «Ш» стр.3)

12. Домашнее задание.

Логопед: Дома ты с мамой или папой обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Гармошка», «Как шипит змея».

 Итог.

1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?

2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику : Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).

- Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо. Спасибо тебе за занятие. Думаю, что Шуре  понравилась  у нас в гостях.

Используемая литература:

 1.Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки Ш ,Ж.

 2.Жукова Н.С.Уроки логопеда М: «Эксмо»2014г.

 3.Комарова Л.А. Автоматизация звука «Ш» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М: Издательство «Гном и Д.», 2018г.

4. Коноваленко В.В. Дидактический материал по автоматизации звуков Ш,Ж,Ч,Щ у детей. М: Издательство «Гном» 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ»

Авторский конспект для работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Один из цикла конспектов "Отработка звуков родного языка"....

Конспект индивидуального занятия по произношению. Звук и буква "Ф"

Конспект индивидуального занятия по произношению. Звук и буква "Ф"....

Конспект индивидуального занятия по произношению. Звуки "В-Ф"

Конспект индивидуального занятия по произношению. Звуки "В-Ф"....

Конспект логопедического занятия «Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».

Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи. Задачи:1. Коррекционно-обучающие:— учить детей точно и полно отвечать на вопросы;— упражнять детей в звукобу...

Индивидуальное занятие. закрепление звука Р

Закрепить произношение звука " Р" в словах и предложениях....