Подгрупповое интегрированное занятие логопедия + психология. «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях.
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Вожова Ирина Александровна

Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_vozhova.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое интегрированное занятие логопедия + психология.  «Автоматизация звука [л] в слогах, словах,  предложениях.

Цель. Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи.

Логопедические:

Образовательная: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л] в слогах, словах, предложениях, формирование умения соотносить фонему с соответствующей графемой.

Коррекционно-развивающая: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; формирование правильного речевого дыхания,  развитие моторики пальцев рук, расширение и активизация словаря на материале темы «Осень», развитие связной речи;

Воспитательная: воспитание  любви к живой природе.

Психологические:

развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление);

закрепить умение распознавать чувства и эмоции;

воспитывать положительное отношение друг к другу.

Оборудование:  мультимедийный проектор, рисунок солнышка, индивидуальные зеркала, палочки с прикрепленными листочками, кукла Эмма, рисунки детей, листья со слогами,  индивидуальные карточки со словами, звуковая линеечка, дипломы учеников.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед:

 - Здравствуйте, дети. Наше сегодняшнее занятие необычное.

 У нас много гостей и  мы проводим занятие с психологом – Татьяной Викторовной. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и кивком головы поприветствуйте их.

- Молодцы, садитесь на свои места.

2. Сообщение темы занятия

Логопед:  Дети, на занятии  мы совершим увлекательное путешествие в страну осени «Листопад». Будем закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.        

  Психолог: Страна осени - это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому, что волшебная страна «Листопад» не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова. (Психолог держит в руках солнышко и, улыбаясь, передает его ребенку со словами: «Желаю тебе удачи». Ребенок передает солнышко и добрые пожелания соседу, и т.д.)

3. Самомассаж

Логопед демонстрирует приемы самомассажа, дети повторяют эти приемы.

Логопед:  Чтобы путешествовать по стране, нам нужно подготовиться!

Готовим лоб, лоб к путешествию готов! (Поглаживание, растирание разминание, поглаживание)

Готовим нос, нос к путешествию готов! (Круговые движения большими пальцами по крыльям носа)

Готовим щеки, щеки готовы! (Поглаживание, постукивание подушечками пальцев, поглаживание)

Мы к путешествию готовы?

  1. Пальчиковая гимнастика

Психолог:  Нет! Наше путешествие будет нелегким. Мы будем много размышлять, запоминать, анализировать. Мы должны быть очень внимательными.

Логопед: Хорошо, если дети  внимательные и замечают, что произошло в природе, они сразу отгадают загадку.

Загадка про осень

 Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает?

(Дети называют время года.)          (Слайд №1)

Логопед: О каких признаках осени говорится в стихотворении?

(Дети отвечают.)

  Логопед: А  сейчас мы выполним гимнастику для пальчиков и еще раз вспомним признаки осени.

Задание: поочередно соединять пальцы рук на каждый признак осени.

«Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья;

Пустынны поля;

Первым снежком принакрылась земля».

5. Развитие дыхания

Логопед: Осенью часто дует ветер.

(Дети дуют на веточку с листьями тихо; сильно; плавно; порывисто.)

  Логопед: Молодцы! А теперь мы готовы путешествовать? ( Нет.)

  1. Артикуляционные упражнения

 Логопед: Дети, кто-то к нам стучится в дверь.

Психолог: Это наверно новый ученик. Пойду, посмотрю. (Психолог приносит куклу Эмму, логопед, всунув свою руку в язык куклы, манипулирует им.)

Логопед: Это кукла Эмма. Она про себя сочинила стих. Послушайте.

Я горжусь красой своей

И улыбкой до ушей,

Длинным красным языком –

Ребятишкам он знаком.

А зовусь я  кукла  Эмма

И  советы мои ценны.

Вы смотрите, повторяйте,

И со мною закрепляйте.

Язычки должны трудиться –

Им никак нельзя лениться.

Покажу тебе, дружок,

Как поставить язычок.

Буду с вами я дружить

И красиво говорить!

Эмма вместе с нами будет  выполнять упражнения для язычка, т. е. артикуляционную гимнастику. Сядьте ровно, спинки выпрямите.

 (Психолог передает логопеду куклу).

 - Язычок проснулся и выглянул в окошко (упр. «Лопаточка»).

 - Сел за стол, стал пить чай (упр. «Чашечка»).

 - Поел “блинчик” с вареньем (упр. «Вкусное варенье»).

 - Почистил зубы (упр. «Чистим зубы»).

 - И пошел гулять, качаться на качелях (упр. «Качели»).

7. Изолированное произношение звука

Логопед: А теперь давайте расскажем кукле Эмме о правильном положении губ и языка, при произнесении звука [Л].

- Рот закрыт или приоткрыт? (приоткрыт)

- Зубы соединены или разомкнуты? (разомкнуты)

- Губы в улыбке или трубочкой? (в улыбке)

- Язык внизу или вверху? (вверху). Куда он дотрагивается? (кончик языка дотрагивается до верхних зубов).

- Работают ли голосовые связки? (Голосовые связки работают.)

 Логопед: Дети, Эмма вами довольна, она тоже хочет остаться на нашем занятии. Кукла говорит, что вы  готовы к путешествию. Мысленно садимся на самолет и летим.

Упражнение “Самолёт гудит”. Гул самолёта был то громче, то тише.

- Самолет летит: л-л-л…

- Самолёт приближается л-л-Л-Л…

- Самолёт удаляется: Л-Л-л-л…

(Дети произносят перед зеркалом звук [Л] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата хором, цепочкой, индивидуально.)

8. Характеристика звука

- Пока мы летим, давайте дадим характеристику этого звука. Звук [л] какой гласный или согласный? (Согласный.) Звонкий или глухой?

(Звонкий.) Твердый или мягкий? (Твердый.)

9. Связь звука с буквой

Логопед.

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

- Какая буква соответствует звуку Л?  («Эль»)

- На что похожа буква «Эль»?  

Алфавит продолжит наш                 Клоун этот так хорош –

Буква Л – лесной шалаш.                 Он на букву Л похож.

(Выставка рисунков буквы «Эль»)

10.  Закрепление звука в слогах

Психолог: Мы приземлились на дорожку в стране осени.

Вот дорожка не простая, вот дорожка слоговая

По дорожки вы пойдете, слоги все вы соберите.

- По очереди шагайте по дорожке и произносите слоги, которые я вам скажу.

Дима скажет слоги грустно: Лы - лу - ла

Ульяна скажет слоги радостно: Ла – лу - ла

Женя скажет слоги удивленно: Ул - ал – ол

Кристина скажет слоги равнодушно: Ыл – ул – ал

11. Физминутка

Психолог: Мы походили по дорожке и немножко устали. Выполним физминутку. Давайте покажем, как могут кружиться осенние листья.

(Слайд №2)

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

12. Развитие фонематического слуха

      Игра “Поймай звук”.

Логопед.

- Дети, я собрала листья, которые кружились вместе с вами. На них написаны слоги.

- Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Л].

МА ЛА РЫ НО ЛУ КУ ТЫ СЫ ЛЫ

13. Закрепление звука в словах

 Логопед: Молодцы, вы ладошками поймали слоги ЛА – ЛУ – ЛЫ.       (Слайд №3)

Давайте составим с этими слогами слова. Слова будут начинаться на эти слоги. У медведя большая (лапа). Ночью в небе светит (луна). Зимой дети катаются на (лыжах). Назовите слова, которые заканчиваются этими слогами.

На уроках дети учат (правила). Ученики ходят в (школу). В школьной столовой стоят длинные (столы).

Игра «Найди лишнее»

Психолог: Ребята, вы молодцы. Шагая по дорожке, мы подошли к дереву,  с которого облетели листочки, но посмотрите, на дереве появились слова.

Вычеркните лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит. (Слова пишутся заранее на карточках).

Соловей, ласточка, орел, рыба, галка (птицы).

Платье, плащ, сланцы, блуза, футболка (одежда).

Ложка, тарелка, вилка, стол  (посуда).

Кукла, лошадка, юла, резинка  (игрушки).

Поезд, слон, белка, волк, лось (животные).

Солнце, луна, яблоко, планета (небесные тела).

Стол, стул, глаза, кресло (мебель).

 Мыло, масло, колбаса, молоко, халва (продукты).

 

14. Развитие звукового анализа.

Игра «Звуковая линеечка»

Логопед: Дети, под деревом собрались разные животные. Определите, на каком месте по счету находится звук [л] в словах: слон, лама, осел, белка, волк, крокодил, лошадь, лось. Какие из зверей домашние? (осел, лошадь)

Каких зверей можно встретить в наших лесах? (белку, волка, лося) Каких животных можно увидеть в зоопарке? (слона, ламу, крокодила)

15. Закрепление звука в предложениях

Логопед: Дети, догадайтесь, какой рыженький пушистый зверек живет в дупле нашего дерева?            (Слайд №4)

 Развитие связной речи.

Дайте полный ответ на мои вопросы.

- Где живет белка? (Белка живет в дупле.)

- Часто она выходит из дупла? (Из дупла она выходит часто.)

- Где прыгает белочка? (Белочка прыгает по веткам.)

- Что сушит зверек на зиму? (На зиму зверек сушит грибы.)

-  Какие еще припасы заготавливает белка? (Белка заготавливает орехи и шишки.)

- Для чего ей нужны припасы? (Припасы ей нужны,  чтобы прокормиться зимой.)

(Дети составляют рассказ, о белке опираясь на вопросы.)

16. Итог занятия

Логопед: Дети, наше путешествие по стране «Листопад» еще не закончилось, если вам понравилось, мы будем ходить по осенним дорожкам на следующем занятии.

- Какой звук вы сегодня закрепили в речи?

- Что вам понравилось на занятии?

17. Рефлексия.

Проводит психолог.

На доске выкладываем лучики к солнышку.

Желтые лучи - «У меня нет вопросов, я все понял, мне было интересно».

Красные лучи – У меня остались вопросы по уроку».

Результативность – все лучи желтого цвета.

18. Награждение дипломами учеников

Логопед: Награждаются дипломами ученики за участие в конкурсе рисунков «Портрет буквы Л», за активную работу на логопедическом занятии.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Подгрупповое  логопедическое занятие.  Подобран речевой материал для закрепления в игровой форме произношения звука Л в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях".

Цель: Продолжать автоматизировать звук ш в слогах, словах и предложениях.Задачи:...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».

В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р"....

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях».

Конспект индивидуально- коррекционно-развивающего занятия с ребёнком ОНР (II-III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)....