Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект индивидуально- коррекционно-развивающего занятия с ребёнком ОНР (II-III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan-ya_kolobok.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Индивидуально- коррекционно-развивающего занятия

с ребёнком ОНР (II-III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). 

Тема:

«Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях».

 (по мотивам русской народной сказки «Колобок»)

Конспект подготовлен:

Келина С.И.

учитель-логопед.

г. Сургут

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  •  Уточнение и активизация словаря по мотивам русской народной сказки «Колобок».
  • Совершенствование навыков звукового анализа слов (определение место звука «Л» в словах).
  • Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением.
  • Автоматизация правильного произношения звука «Л» в слогах, словах, предложениях.
  • Совершенствование грамматического строя речи (изменение существительных по числам, подбор однокоренных слов к слову «колобок», образование относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Формирование речевого дыхания, силы и высоты голоса  
  • Автоматизация звук [л] в слогах, словах и предложениях.                                                                                                                    
  • Развитие зрительного и слухового внимания, мышления. 

      Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание познавательного интереса к занятиям
  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
  • Воспитывать доброжелательность и самостоятельность.

Оборудование. Схема артикуляции звука «Л». Мультимедийное сопровождение  логопедического занятия.  Д/и «Колобок» (на развитие целенаправленной воздушной струи),  д/игра «Домик с тремя окошками» (на определение позиции звука в слове),  картинки  животных из  сказки «Колобок»,  разных размеров «колобки»,  опорные картинки.

Ход занятия

I.Организационный момент.        

Логопед: Здравствуй,. (имя ребёнка). Вспомни, какой звук мы учимся правильно произносить?                                                                            

Ребёнок: Звук «Л»

Уточнение артикуляции звука «Л»

Логопед: Давай вместе вспомним артикуляцию звука «Л»

Ребёнок: Губы растянуты в улыбке, зубы - раскрыты, широкий кончик   языка   прижимается к верхним передним зубам.

Логопед: Молодец.

Логопед: А какой это звук, согласный или гласный?

Ребёнок: Согласный.

Логопед: А почему ты так решил?

Ребёнок: Когда произносим звук «Л», на пути у выдыхаемого воздуха образуется преграда. Язычок преграждает путь выдыхаемому воздуху.

Логопед: А почему он звонкий?

Ребёнок. Потому что произносим его с голосом.

Логопед: Молодец. Правильно.

Логопед: Скажи, а ты любишь сказки?

Ребёнок. Люблю.

Логопед. Сегодня мы перенесёмся в сказку, выполняя упражнения артикуляционной гимнастики.

II. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Если  в сказку всем сердцем поверить,  (приоткрыть рот упражнение

В мир волшебный раскроются двери! « упражнение «бегемотик»)

На волшебном ковре-самолёте, (упражнение  «лопаточка»)

На летучем большом корабле  (упражнение «чашечка»)

Или с бабой-ягой на метле, (упражнение «часики»)

На плоту по молочной реке ( упражнение  «лопаточка»)

И верхом на Коньке-Горбунке  (упражнение  «лошадка»)

Можно в сказку взлететь на Жар- птице, (упражнение  «качели»)

Можно на колобке закатиться (круговые движения кончиком языка вокруг губ)

Можно въехать, как слон на еже (покусать кончик языка)

Ой! Мы кажется, в сказке уже….

(Включается компьютер и звучит песенка «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…»)

Логопед: Ты догадался. В какую сказку мы попали?

Ребёнок. В сказку «Колобок! ( колобок на мониторе)

Колобок: Молодец!  Как здорово!  Он знает сказку  «Колобок»!!!!

Колобок: Скажи? А может,  ты ещё знаешь, от кого я смог уйти в моей сказке.

Чтобы было легче ответить на мой вопрос, отправляю тебе свою любимую игру.

Звучит музыка, на столе появляется дидактическая игра «Колобок».

Логопед: Спасибо  Колобок, твоя игра поможет ему  не только правильно ответить на твой вопрос, но и показать.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

(Ребёнок под русскую народную мелодию «Колобок» выполняет упражнение на развитие целенаправленной воздушной струи.) 

Логопед: Ты сейчас показал от кого смог уйти колобок, а теперь давай еще и скажем.

Автоматизация звука /Л/ в предложениях.

Ребёнок:  Колобок ушёл от бабушки, дедушки, от зайца, волка и медведя.

Колобок : Э-ГЕ-ГЕ!!! Вот это да, как здорово все у тебя получается!!!.

Колобок:  А  скажи, пожалуйста, есть ли звук /Л/ в слове «Колобок»

Ребёнок: Есть.

Колобок: А хватит ли у тебя смелости показать окошко, на которое  положила меня бабушка остужаться.

Логопед. Мы попробуем, постараемся.

Колобок: Тогда отправляю Вам свои любимые игры. Они  лежат в коробочке, чтобы открыть коробочку, нужно повторить волшебные слоги.

Логопед с коробки берет листок со слоговыми рядами, произносит, а ребёнок запоминает и повторяет.

Развитие фонематического слуха, автоматизация звука «Л» в слогах.

Логопед:  ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ        ЛУ-ЛЫ-ЛА-ЛО         ЛО-ЛА-ЛУ-ЛЭ       ЛЭ-ЛО-ЛУ-ЛА

Коробочка  (под музыку) открывается и логопед достает  дидактическую игру «Домик с тремя окошками», расположенные в  «РЯД».

Колобок: Покажи, на домике с окошками, расположенными в ряд, место звука «Л» в слове «Колобок» Если звук в начале слова, то меня посади на первое окошко, если в середине – на  второе, а если в конце, то  на  последнее.

Ребёнок определяет место звука /Л/ в лове «Колобок/

Колобок: А еще, в названии какого или каких животных в сказке  «Колобок» есть  твёрдый звук «Л»?

Ребёнок: Волк.

Колобок: Сосчитай всех волков, которых я тебе отправил. Они лежат в волшебной коробке.

(Логопед достает волка, волчицу и волчат).

Автоматизация звука «Л» в словах,

через изменение имён существительных по числам, активизация и расширение словарного запаса.

Ребёнок: Один волк, два волка, три волка, четыре волка, пять волков.

Колобок: Сколько волков насчитал?

Ребёнок: Пять волков.

Колобок: А ты знаешь, как называются детёныши волка.

Ребёнок. Волчата.

Колобок: Назови маму волчат.

Ребёнок;
Волчица.

Логопед: Волк,               волчица,              волчата

Логопед:( обращаясь к ребёнку). Эти слова одной семейки и называются они родственными словами. Давай придумаем родственные слова к слову «Колобок»

Логопед: Как назвать колобок ласково?

Ребёнок: колобочек

Логопед: Если не один колобок, а много, как правильно сказать

Ребёнок: Колобки

Колобок. Какой сообразительный ребёнок. Молодец!

Логопед: Теперь давай ма отдохнём, физкультминутку проведём

Физкультминутка «Колобок»

Координация речи с движением, развитие моторных навыков.

Логопед: Что же еще лежит в коробочке (логопед достает картинки  животных и их хвосты).

Колобок: Назовите правильно, чьи эти хвосты, а я внимательно буду слушать.

Образование притяжательных прилагательны

Логопед: Хвост лисы - чей хвост?

Ребёнок: Лисий

Логопед: Хвост волка – чей хвост?

Ребёнок: Волчий

Логопед: Хвост  зайца – чей хвост?

Ребёнок: Заячий

Логопед: Хвост  медведя – чей хвост?

Ребёнок:  Медвежий

Колобок :  Дружок, ты  всё больше и больше нравишься мне,  хочу  поиграть с тобой еще в одну игру «Доскажи словечко» ( в соответствии с произносимым словом, перед ребёнком выкладываются картинки)

Автоматизация звука «Л» скороговорках

с опорой на слуховой и зрительный анализатор.

Логопед (читает слоговой ряд) ЛА-ЛА-ЛА - стоит лампа у сто-

Ребёнок: ЛА (заканчивает ребёнок)

Затем ребёнок повторяет всю чистоговорку.

Ребёнок: ЛА-ЛА-ЛА - стоит лампа у стола

Логопед: ЛО-ЛО-ЛО- белка прыгнула в дуп-

Ребёнок: ЛО

Ребёнок: ЛО-ЛО-ЛО, белка прыгнула в дупло.

Логопед: ЛО-ЛО-ЛО-  светит солнышко  теп-

Ребёнок: ЛО

Ребёнок : ЛО-ЛО-ЛО-  светит солнышко тепло

Логопед ЛУ-ЛУ-ЛУ – Лоре дали мы ю-

Ребёнок: ЛУ

Ребёнок: ЛУ-ЛУ-ЛУ - Лоре дали мы юлу

Логопед: ЛУ-ЛУ-ЛУ

Логопед. Взяла Лола  кук…(..ЛУ)

Логопед ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Мила вымыла по-

Ребёнок: ЛЫ.

Ребёнок: ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Мила вымыла полы.

III. Заключительная часть

Колобок: Молодец! Ты очень старался и у тебя все получилось.  За это я Вам дарю свою любимую игру «Колобок».  А мне пора возвращаться домой к бабушке и дедушке.  До свидания. (звучит музыка, «Колобок» уходит) Монитор выключается.

Логопед:  Я с колобком согласна, что ты молодец.

Сегодня, помогая колобку, какой звук, ты старался произносить правильно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление»....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».

В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р"....

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...