Конспект логопедического занятия "Относительные прилагательные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цыганок Екатерина Васильевна

                          ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.  (2 – е занятие).

 

ЦЕЛЬ: Совершенствовать    навыки   словообразования;   учить   детей   включать    в   предложения   относительные   прилагательные; упражнять   в   употреблении   косвенных   падежей   существительных    с   прилагательными    в   диалогической   речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otnositelnye_prilagatelnye.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                          ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.  (2 – е занятие).

ЦЕЛЬ: Совершенствовать    навыки   словообразования;   учить   детей   включать    в   предложения   относительные   прилагательные; упражнять   в   употреблении   косвенных   падежей   существительных    с   прилагательными    в   диалогической   речи.

                                             ХОД   ЗАНЯТИЯ.

  1. Оргмомент.

Логопед   показывает   банку   с   вареньем   и   просит   детей   догадаться,   какое    варенье,   если   оно   из   клюквы,   из   брусники,   из   абрикосов,   из   айвы   и  т.п.

Правильно    ответившие   дети   садятся   на   места.

2. У   детей   на   столах    картонные   пластинки   в   форме   кастрюль,   на   них    наклеены    картинки    с   изображением    различных   продуктов:   мяса,   курицы,   рыбы,  крупы,   грибов   и  т.п.  

Логопед    просит   детей   ответить   предложением,   какой   суп   сварила   мама?

Дети,    ориентируясь    на   свою   картинку,   включают   в   предложения    определения:   щавелевый,    вермишелевый,   грибной,   овощной   и   т.п.

3. Логопед    выставляет   на   полотно   картонный   контур   дома   и   предлагает   догадаться,   какой   это    дом,   если   он   из    бревен,   досок,    камней,   кирпича,   блоков,   соломы   и   т.п.

4. Игра   «Кто   какой   построил   дом?» - упражнение   в   словообразовании   относительных   прилагательных   с   опорой   на   предметные   картинки.

Бобры   строят   плотину   и   дом   из   бревен – бревенчатую   плотину,   бревенчатый   дом.

Дед  Мороз   строит   мосты   и   дом   изо   льда – ледяные   мосты,   ледяной   дом.

Ниф – Ниф   смастерил   себе   хижину   из   соломы – соломенную   хижину.

Наф – Наф    построил    дом   из   камней – каменный   дом,   а   дверь   сделал   из   дуба – дубовую   дверь.

5. Упражнение   в   употреблении   косвенных   падежей   существительных    с   прилагательными    в   диалогической   речи   (полные   ответы   на  вопросы):

В   каком    доме   живете   вы?

Почему   ваш   дом    называется   каменным  (деревянным,   панельным,   блочным,  кирпичным) ?

6. Игра   «Эхо» - закрепление   словообразования   относительных   прилагательных.

Дворец   из   белого   камня –

Дом   из  кирпича –

Дом   из  блоков –

Дом   из   панелей –

Ворота   из   железа –

Ворота   из   дуба –

Шалаш   из   соломы –

Бассейн   из   мрамора –

Памятник   из  бронзы –

Фигурка   из   воска –

Набережная   из   гранита –

Скульптура  из   гипса –

Дворец   из   железа   и  бетона –

Посуда   из   глины –

7. Физминутка.

Логопед   объясняет   детям,   что   тот,   кому   он   бросит   мяч,   должен   ответить    одним   словом   на   его   несколько   слов:

Напиток   из   клюквы – клюквенный

Запеканка   из   творога – творожная

Котлеты  из  курицы – куриные

Бульон  из   мяса – мясной

Оладьи  из  картофеля – картофельные.

8. Игра  «Какой   лист,   какая   ветка,   какое   полено?» - упражнение   в   образовании   относительных   прилагательных.

У   дуба – дубовый   лист,   дубовая   ветка,   дубовое   полено.

У   клена - ………………..

У  березы - ……………….

У  ясеня - …………………

У  липы - …………………

У  ивы - ………………….

У  тополя - ……………….

У   каштана - ……………..

9. Игра   «1 – 3 – 6 – 9» - упражнение   на   концентрацию   внимания   и   согласование   относительных   прилагательных   с   существительными   и   количественными   числительными.

1  осиновая   ветка,   3  осиновых   ветки,   6   осиновых   веток.

Кленовый   лист            березовая   роща

Ивовый   прутик           сосновый   бор.

10. Итог   занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

Конспект логопедического занятия на тему "Относительные прилагательные"

Занятие по совершенствованию лексико - грамматических представлений в подготовительной логопедической группе....

Конспект логопедического занятия "Притяжательные прилагательные"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР...

Конспект логопедического занятия Тема: «Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения»

Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Относительные прилагательные»

Цели:  - образование и употребление относительных прилагательных от названия ткани;- закрепление представлений о тканях;- установление причинно-следственных связей;- развитие связной устной ...

Конспект логопедической речевой игры по автоматизации [л] [л‘] на уровне словосочетаний, предложений в процессе образования и употребления притяжательных прилагательных.

закрепить навык практического употребления в речи притяжательныхприлагательных, согласовывая их с существительным и числительными....

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Имя прилагательное"

Конспект  логопедического   занятия   для   детей   старшей   группы...