КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Лихова Ольга Ивановна

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно использовать при работе с детьми с ОНР для коррекции и развития компонентов речевой системы, включая элемент игры в занятие для поддержания интереса к изучаемому материалу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krugi_lulliya.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ

Лихова О.И.

Аннотация: Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно использовать при работе с детьми с ОНР для коррекции и развития компонентов речевой системы, включая элемент игры в занятие для поддержания интереса к изучаемому материалу.
         
Ключевые слова: развитие речи, ОНР, круги Луллия.

При работе с детьми каждый педагог старается использовать интересные, необычные и разнообразные технологии, методики, пособия. Предлагаем Вашему вниманию варианты использования кругов Луллия при работе с детьми с ОНР для коррекции и развития речи. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. При работе с детьми данное пособие используется для создания условий для освоения обобщенной модели комбинаторики [1]. Педагоги МБДОУ «Детский сад 130» уже несколько лет используют в работе ТРИЗ-технологию, поэтому почти в каждой группе имеется данное пособие.  Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. 

На первых этапах используют конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, и увеличивается количество кругов. В усложненном варианте данная конструкция состоит уже из трех, четырех кругов. Круги делятся на сектора, а стрелка выполнена в виде сегмента. Для индивидуальной работы  диаметр большого круга от 20 до 30 см. Для коллективной работы диаметр большого круга не менее 70 см.

 Простота конструкции позволяет применять ее при работе с детьми с ОНР и использовать в разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от образовательной задачи.  Нами был создан комплекс игр, включающий в себя игры на развитие компонентов речевой системы для индивидуальных и подгрупповых занятий. Картотека периодически пополняется новыми играми в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей [2, 3, 4, 5]. Предлагаем вашему вниманию варианты игровых заданий.

1. Игры, с использованием двух кругов. Начальный этап.

Игра «Чей?»

Цель: закрепить навык употребления в речи притяжательных прилагательных.

Ход игры: на первом круге располагаются картинки с изображением животных – корова, лиса, белка, медведь, курица, заяц, кошка, волк. На втором круге - картинки с недостающими деталями. Например, хвост - лисий, морда - коровья и т.д.

 Игра «Веселый счет»

Цель: развитие умения согласовать числительные с существительными.

Ход игры: на первом круге – цифры, на втором – картинки с объектами, например, по лексической теме. Например, один дуб, две липы и т.д.

Игра «Последний звук»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры: на двух кругах выкладываются предметные картинки, задача- найти слова с одинаковыми звуками в конце слова (например, банан-диван).

Игра «Сосчитай»

Цель: развитие слогового анализа.

Ход игры: на первый круг выкладываются предметные картинки по лексической теме, на втором – цифры, характеризующие количество слогов в слове. Например: сом - 1 слог, карась - 2 слога и т.д

и т.д.

Постепенно добавляются новые круги и, соответственно, увеличивается количество заданий.

2. Игры с использованием трех - четырех кругов.

Игра «Лед и пламя»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры: на первом круге - символы звуков (синий кружок - твердый, зелёный кружок-мягкий, колокольчик – звонкий, перечёркнутый колокольчик – глухой). На втором – схема позиция буквы в слове, на третьем – предметные картинки. Например, твердый звук- начало слова –бант.

 Игра «Свистелочка - звенелочка».

Цель: автоматизация свистящих звуков в слогах, словах.

Ход игры: на первом круге располагаются символы звуков С, Сь, З, Зь, Ц, на втором круге - слоги са, ся, за, зе, цо, взрослый произносит начало чистоговорки,  а ребёнок показывает картинку и договаривает слог самостоятельно.  (Са-са-са – в саду оса, ся-ся-ся – жили-были два гуся, за-за-за – у Зои коза, зе-зе-зе – жаба на козе, цо-цо-цо – выйди на крыльцо.

На третьем круге расположены картинки с изображением предметов «С» – сок, мост, колос;  «Сь» - Сито, такси, гусь; «З»  – зонт, мимоза, таз; «Зь»  - земляника,  корзина, зебра; «Ц» - цапля,  хлебница, певец. Ребенку необходимо найти правильную комбинацию на выбранный звук.

Игра «Ушки на макушке».

Цель: развитие фонематических процессов.

Ход игры: на первый круг выкладываются предметные картинки, на второй – буква, на третьем – схемы с позициями звука в слове. Например, кот - буква к – схема, с изображением местонахождения звука вначале слова.

Игра «Путешествие»

 Цель: формирование предложно – падежных и синтаксических конструкций.

На первом круге - предметные картинки, на втором – схемы-действия, на третьем - схемы предлогов на, под, в, к, от, на четвертом   круге - предметные картинки. Например, пчела села на цветок, пчела прилетела в улей.

Выше представлена лишь небольшая часть вариантов игр и возможностей комбинирования кругов Луллия, которые помогут в игровой форме решать образовательные задачи при работе с детьми с ОНР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сидорчук Т.А., Лелюх С. В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия, М.: издательство «АРКТИ», 2010г.

2. Правдина О.В. Логопедия./ Учебное пособие для студентов дефектолог.фак-тов пед.ин-тов. Изд.2-е, доп.и перераб. –М.:Просвещение,  1973г.

3. Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения – М.: ТЦ Сфера, 2011.

4. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. Занятия и игры для детей с ОНР -М.: ТЦ Сфера, 2011г.

5. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками- М.: ТЦ Сфера, 2011г.

6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А.  В мире слов, букв и звуков. Речевые игры на автоматизацию звуков. - М.: ТЦ Сфера, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Развитие познавательно-речевых процессов детей с ОВЗ с использованием кругов Луллия

Использование  кругов Луллия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, позволяет развить  сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, даёт возможность скорректировать речевые и двигатель...

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи с использованием методики В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет».

Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий....

Консультация для педагогов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ФФН и ОНР

Кинезеология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения...

Коррекция и развития речи детей с нарушением речи в условиях ДОУ.

Коррекция и развитие речи речи детей с нарушением зрения имеет свои особенности. Эффективно развивать речь, преодолевать проблемы речечвого развития у данной категории детей возможно в процессе специа...