Буква Д, звуки [Д], [Д']
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Косухина Марина

Конспект фронтального занятия на тему : «Буква Д, звуки [Д], [Д’]».

Цель: закрепить знания о звуке и букве Д.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • Закрепить навык чёткого произношения и различения звука [Д];

    • Познакомить с буквой Д;

    • Учить давать характеристику звука [Д];

    • Учить выделять звук [Д] в ряде звуков, слогов, слов;

    • Закрепить артикуляцию звука [Д];

    • Научить детей выделять твёрдый и мягкий согласный звук ;

  2. Коррекционные:

  • Продолжать развивать логическое мышление, фонематический слух;

  • Продолжать работать над общей моторикой;

  • Продолжать упражнять детей в звуко-буквенном анализе слов;

  • Продолжать развивать связную речь;

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать умение детей выслушивать ответ товарищей;

  • Воспитывать умение детей следовать чёткой инструкции логопеда;

 

Оборудование: зеркала, буква Д, сигналы, картинки со звуком [Д], мяч, ребусы.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети выходят к логопеду, и он просит их выполнять те, действия, которые он будет говорить.

Л: Ребята, поднимите правую руку, левую руку поставьте на пояс, присядьте, положите левую руку на плечо соседа, топните левой ногой, хлопните в ладоши, поднимите обе руки.

Л: Молодцы, ребята, садитесь на свои места.

 

  1. Договори словечко.

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдёт,

Тот и ручку мне пожмёт.

Людям рада я, поверь,

Я – приветливая … (дверь).

 

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись:… (дятел).

 

Л: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла девочка Даша, мы должны помочь ей добраться до деревни Доброе. Для этого мы должны заниматься на уроке хорошо, красиво сидеть за партами и правильно выполнять задания.

Какой первый звук в словах дверь и дятел? Как вы думаете, ребята, что мы сегодня с вами сегодня будем изучать?

Д: звук [Д].

 

  1. Артикуляция звука.

Работа с зеркалами.

Л: Когда мы произносим звук [Д], что делают наши губки? (они свободны).

Что делают зубки? (они сближены, но не сомкнуты)

Что делает язычок? (стучит кончиком за верхними зубками)

А горлышко «работает»? Положите ладошку на горлышко и произнесите звук [Д].

Ребята, а какой звук [Д]? (согласный, звонкий, твёрдый)

У твёрдого звука [Д], есть мягкая парочка, это мягкий звук [Д’].

 

  1. Игра « Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Д]».

а, д, м, д, д, и, д, о, с, д.

да, ду, ма, мы, до, ре, де.

А сейчас я вам буду говорить слова, и если вы услышите слово, со звуком [Д], то загибайте пальчик.

 

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

Сколько пальчиков загнули?

 

  1. Показ буквы.

У каждой буквы есть своя фотография, а это фотография буквы Д.

Ребята, на что похожа буква Д?

Этот домик – буква Д.

В домике – окошко.

Из избы идёт дымок,

А в окошке – кошка.

 

  1. «Добавь слог».

Сейчас я буду говорить начало слова, а вы будете добавлять к нему слог ДА, и говорить это слово целиком.

Пома…, награ…, побе…, пого…, коман…, секун…;

Теперь добавляйте слог ДЫ, и произносите слово целиком.

Похо…, пара…, наря…, са…, пру… .

 

  1. Твёрдый –мягкий.

Ребята, у вас у каждого на столах лежат сигналы. Поднимайте зелёный сигнал, если услышите мягкий звук [Д’], и синий сигнал, если услышите твёрдый звук [Д].

 

  1. Игра «Выбери картинку».

У каждого на столах лежат картинки, выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук [Д].

Теперь определите где стоит звук [Д]. Если он стоит в начале слова, то подходите к доске и ставьте картинку к соотвествующей схеме;

 

  1. Физминутка.

Лежебока рыжий кот – встать, перекатиться с носков на пятки

Отлежал себе живот – потянуться,

Встал и выгнул спину в мост – округлить спину, руки вытянуть вперёд,

Распушил красивый хвост – прогнуться,

Мягко лапами прошёл – изобразить кошачью походку,

Тихо песенку завёл – сесть за парты.

 

  1. Звуко – буквенный анализ слов.

Ребята, сейчас я вам буду говорить слова, а вы в тетради будете рисовать схему этих слов кружками.

Дом, дуб, дети, дело, чудо.

 

  1. Игра с мячиком.

Я сейчас вам буду кидать мячик, если я вам скажу профессии, то вы мне должны назвать профессию со звуком [Д] в названии.

Профессии (доктор, дворник, директор)

Члены семьи (дети, дочка, дедушка)

Одежда (джинсы, джемпер).

Животные (динозавр, дракон, дельфин)

Овощ ( помидор).

 

  1. Ребусы.

«До» + зарытые в земле ценности = (доклад)

«ДО» + рожки у улитки = (дорожки)

 

  1. Скажи наоборот.

Злой (добрый), дикий (домашний), короткий (длинный), городской (деревенский), мальчик (девочка), бабушка (дедушка), враг (друг).

С одним из подобранных слов составить предложение.

 

  1. Итог занятия.

Вот мы и подошли к деревне Доброе. Кто скажет, что мы сегодня проходили на занятии?

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите мне все слова, в которых встречается звук [Д].

 

 

 

 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zachyotnogo_zanyatiya_na_temu.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального зачётного занятия на тему : «Буква Д, звуки [Д], [Д’]».

Цель: закрепить знания о звуке и букве Д.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закрепить навык чёткого произношения и различения звука [Д];
  • Познакомить с буквой Д;
  • Учить давать характеристику звука [Д];
  • Учить выделять звук [Д] в ряде звуков, слогов, слов;
  • Закрепить артикуляцию звука [Д];
  • Научить детей выделять твёрдый и мягкий согласный звук ;
  1. Коррекционные:
  • Продолжать развивать логическое мышление, фонематический слух;
  • Продолжать работать над общей моторикой;
  • Продолжать упражнять детей в звуко-буквенном анализе слов;
  • Продолжать развивать связную речь;
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение детей выслушивать ответ товарищей;
  • Воспитывать умение детей следовать чёткой инструкции логопеда;

Оборудование: зеркала, буква Д, сигналы, картинки со звуком [Д], мяч, ребусы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети выходят к логопеду, и он просит их выполнять те, действия, которые он будет говорить.

Л: Ребята, поднимите правую руку, левую руку поставьте на пояс, присядьте, положите левую руку на плечо соседа, топните левой ногой, хлопните в ладоши, поднимите обе руки.

Л: Молодцы, ребята, садитесь на свои места.

  1. Договори словечко.

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдёт,

Тот и ручку мне пожмёт.

Людям рада я, поверь,

Я – приветливая … (дверь).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись:… (дятел).

Л: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла девочка Даша, мы должны помочь ей добраться до деревни Доброе. Для этого мы должны заниматься на уроке хорошо, красиво сидеть за партами и правильно выполнять задания.

Какой первый звук в словах дверь и дятел? Как вы думаете, ребята, что мы сегодня с вами сегодня будем изучать?

Д: звук [Д].

  1. Артикуляция звука.

Работа с зеркалами.

Л: Когда мы произносим звук [Д], что делают наши губки? (они свободны).

Что делают зубки? (они сближены, но не сомкнуты)

Что делает язычок? (стучит кончиком за верхними зубками)

А горлышко «работает»? Положите ладошку на горлышко и произнесите звук [Д].

Ребята, а какой звук [Д]? (согласный, звонкий, твёрдый)

У твёрдого звука [Д], есть мягкая парочка, это мягкий звук [Д’].

  1. Игра « Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Д]».

а, д, м, д, д, и, д, о, с, д.

да, ду, ма, мы, до, ре, де.

А сейчас я вам буду говорить слова, и если вы услышите слово, со звуком [Д], то загибайте пальчик.

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

Сколько пальчиков загнули?

  1. Показ буквы.

У каждой буквы есть своя фотография, а это фотография буквы Д.

Ребята, на что похожа буква Д?

Этот домик – буква Д.

В домике – окошко.

Из избы идёт дымок,

А в окошке – кошка.

  1. «Добавь слог».

Сейчас я буду говорить начало слова, а вы будете добавлять к нему слог ДА, и говорить это слово целиком.

Пома…, награ…, побе…, пого…, коман…, секун…;

Теперь добавляйте слог ДЫ, и произносите слово целиком.

Похо…, пара…, наря…, са…, пру… .

  1. Твёрдый –мягкий.

Ребята, у вас у каждого на столах лежат сигналы. Поднимайте зелёный сигнал, если услышите мягкий звук [Д’], и синий сигнал, если услышите твёрдый звук [Д].

  1. Игра «Выбери картинку».

У каждого на столах лежат картинки, выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук [Д].

Теперь определите где стоит звук  [Д]. Если он стоит в начале слова, то подходите к доске и ставьте картинку к соотвествующей схеме;

  1. Физминутка.

Лежебока рыжий кот – встать, перекатиться с носков на пятки

Отлежал себе живот – потянуться,

Встал и выгнул спину в мост – округлить спину, руки вытянуть вперёд,

Распушил красивый хвост – прогнуться,

Мягко лапами прошёл – изобразить кошачью походку,

Тихо песенку завёл – сесть за парты.

  1. Звуко – буквенный анализ слов.

Ребята, сейчас я вам буду говорить слова, а вы в тетради будете рисовать схему этих слов кружками.

Дом, дуб, дети, дело, чудо.

  1. Игра с мячиком.

Я сейчас вам буду кидать мячик, если я вам скажу профессии, то вы мне должны назвать профессию со звуком [Д] в названии.

Профессии (доктор, дворник, директор)

Члены семьи (дети, дочка, дедушка)

Одежда (джинсы, джемпер).

Животные (динозавр, дракон, дельфин)

Овощ ( помидор).

  1. Ребусы.

«До» + зарытые в земле ценности = (доклад)

«ДО» + рожки у улитки = (дорожки)

  1. Скажи наоборот.

Злой (добрый), дикий (домашний), короткий (длинный), городской (деревенский), мальчик (девочка), бабушка (дедушка), враг (друг).

С одним из подобранных слов составить предложение.

  1. Итог занятия.

Вот мы и подошли к деревне Доброе. Кто скажет, что мы сегодня проходили на занятии?

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите мне все слова, в которых встречается звук [Д].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...