Конспект НОД "НАСЕКОМЫЕ" для детей с ТНР средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Андронова Татьяна Анатольевна

Закрепление представлений о насекомых, развитие грамматического строя речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_nasekomye_srednyaya_gruppa_dlya_detey_s_tnr.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

        Конспект        

непосредственно-образовательной деятельности

средняя группа компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи  №3 «Полянка».

образовательная область «Речевое развитие»

Тема  «Насекомые».

Андронова Т. А., учитель-логопед

г. Советский

30.04.21г.

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие»  –  развитие  компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.

«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.

Интеграция видов деятельности:

Игровая – задания выполняются в игровой форме.

Коммуникативная – осуществляется в течение всей НОД и способствует  развитию всех компонентов устной речи и навыкам общения.

Познавательная  – узнать, запомнить новые сведения, слова, получить знания.

Двигательная - развитие мелкой  моторики.

Социально-коммуникативная - приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

Вид занятия: тематическое.

Формы образовательной деятельности:  групповая.

Цель: закрепление представлений о насекомых, развитие грамматического строя речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Обобщать и систематизировать словарь  по теме «Насекомые».

2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Закреплять ударные гласные звуки  А, О, У, И в начале слова.

2. Совершенствовать грамматический строй речи образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласование существительных с числительными, умение подбирать антонимы к заданным словам.

3. Формировать в речи простые предлоги в, над, по, на.

4. Продолжать обучать составлению описательного рассказа о насекомом по данному плану.

5. Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.

6. Развивать мелкой, общей моторики.

Воспитательные задачи:

Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками, навыков сотрудничества

в совместной  деятельности в, над, по, на.

Планируемый результат: обогащение словаря по теме «Насекомые», умение самостоятельно называть ударные гласные звуки  в словах, составление описательного рассказа о насекомых по плану, закрепление в речи предлоги.

Оборудование: сотовый телефон.

Демонстрационный материал: видео сообщение от «гусеницы Пупсеня», предметные картинки (комар, пчела, жук, кузнец, паук, улитка, комарик, пчелка, жучок, кузнечик, паучок муравей, улиточка, муравьишка), изображение поляны (муравейник, цветы, улей, трава), игрушки зи мультфильма «Лунтик» (гусеница Пупсень, Лунтик, Пчеленок, кузнечик Кузя, дедушка Шеек), карта-схема-описания о насекомых, мяч, игрушки насекомые (оса, кузнечик, бабочка, жук).

Раздаточный материал: предметные картинки (арбуз, усы, иголка, удочка, альбом, улитка, овощи, овощи, аист); символика звуков А, У, О, И; картинки с изображением количества насекомых,  игра «Сложить бабочку».

Предварительная работа: заучивание загадок с детьми, пальчиковая и общая гимнатика, ;рассматривание картин и беседа по теме  «Насекомые», работа над грамматическим строем по теме «Насекомые»

Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Ш], [Ж] у Насти С., звука [Л`] у Кати И., Ярослава К., следить за осанкой у детей.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

I

Вводная часть   Организационный момент

Пальчиковая гимнастика.

Логопед: 

Раз, два, три, четыре, пять (сжимать - разжимать пальцы в кулак).
Насекомых надо знать: (последовательно соединять пальцы обеих рук

с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик, паук и сверчок… (поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног! (поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев).

Логопед: муха, бабочка, пчела, муравей, комар, оса, как назвать одним словом?

Логопед: ребята, поиграем  с насекомыми?

Коммуникативная, игровая.

Дети встают в круг.

Дети: это насекомые.

Дети: да.

1 мин.

II

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Сюрпризный момент.  Логопед и дети подходят к поляне.

Логопед: кто это?

Логопед: где насекомые?
Запись мультегероя Лунтика: 

«Здравствуйте, ребята. На улице был дождь, мои друзья спрятались, я их не могу найти. Помогите найти моих друзей».

Логопед: ребята, поможем Лунтику?

Дети:  это Лунтик.

Дети: да, поможем.

1,5 мин.

III

Основная часть  Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

1.

Дети присаживаются за столы.

Логопед: определите, какой первый звук вы слышите в слове, положите фишку.

Логопед: Катя, назови, какой первый звук в слове арбуз?

Логопед: Женя, назови, какой первый звук в слове улитка?

Логопед: Саша, назови, какой первый звук в слове иголка?

Катя: в слове арбуз первый звук А.

Женя: в слове улитка первый звук У.

Саша: в слове иголка первый звук И.

2 мин.

2.

Логопед: посчитайте и назовите, сколько насекомых у вас на фотографиях?

Логопед: вот и гусеница Пупсень.

Дети: у меня три мухи, у меня один шмель, у меня четыре божьи коровки и т. д.

1 мин.

3.

Работа  у магнитной доски.

Логопед: ребята, а насекомые большие или маленькие?

Логопед:  назовите ласково насекомых (комар, пчела, жук, кузнец, паук, улитка, муравей).

Логопед: вот кузнечик Кузя.

Дети: маленькие.

Дети: комарик, пчелка, жучок, кузнечик, паучок, муравьишка, улиточка.

1,5 мин.

4.

Логопед: игра «Наоборот» с мячом.

Комар злой, а бабочка - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Логопед: вот дедушка Шер.

Ответы детей.

1,5 мин.

5.

Логопед: игра «Подберите крылья бабочкам», подберите крылья бабочкам.

Логопед: вот божья коровка Мила.

Дети выполняют задание.

1 мин.

6.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,   (туловище вправо, влево) 
Больше спать не захотел,   
(туловище вперед, назад) 
Шевельнулся, потянулся,  (руки вверх, потянуться
Взвился вверх и полетел,   (
руки вверх, вправо, влево) 

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. 
(покружиться)

1,5 мин.

7.

Работа у «поляны» с насекомыми.

Логопед: ребята, скажите, где оказались насекомые на поляне?

Где летает бабочка??

Логопед: где ползает жук?

Логопед: куда ускакал кузнечик?

Логопед: куда села бабочка? 

Логопед: вот Пчеленок.

Дети: бабочка летает над цветком.

Дети: жук ползает по траве.

Дети: кузнечик ускакал в траву.

Дети: божья коровка села на цветок.

1,5 мин.

8.

Работа у магнитной доски.

Логопед:  составим рассказ о насекомых. План рассказа.

Кто это?   Цвет.  Части тела.  Как передвигается?

Дети садятся на стульчики.

Дети: это оса. Она полосатая, желтая, с черными полосками. У нее есть шесть черных  лапок и прозрачные крылышки. Оса летает, ползает..

Логопед:  вот Пчеленок.

Дети: это бабочка. Она красивая, желтая. У нее есть большие крылышки, шесть лапок и длинные усики. Бабочка летает.

Дети:  это божья коровка. У нее красивые красные крылышки с черными точками и маленькая черная головка. Божья коровка летает, ползает.

Дети: это кузнечик. Он зеленый, есть прозрачные крылышки.  У него шесть лапок, овальное туловище и длинные усики.

6 мин.

IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    Итог занятия. Систематизация знаний.

9.

Логопед: ребята, мы нашли друзей Лунтика?

Логопед: ребята, как мы помогли Лунтику? Что мы выполняли?

Дети: да.

Дети: мы выполняли задания.

1 мин.

V

Рефлексия

Логопед: с какими вы заданиями вы справились?

Логопед: какие задания вызвали трудности?

Логопед: можно поиграть с Лунтиком и его друзьями.

Ответы детей.

1 мин.

Список источников:

1. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СБ Детсво-пресс, 2018г.

2. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматического строя речи для детей 5-7 лет. Транспорт. — М.: АРКТИ, 2007. —

32 с: ил.

3. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М.:Аркти, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КонспектНОД

Конспект НОД "Дары Осени"...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"

Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

НОД "Свойства воды" средняягруппа

«Снег и его свойства» занятие – эксперимент  (средняя группа) Цель: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; закрепить знания о свой...

План на летний период. Средняягруппа.

План по неделям. Содержит работу с детьми и родителями....