«Лего-технология в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»
статья по логопедии

Ягодкина Юлия Николаевна

Лего-технология является универсальной, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

Выступление на РМО учителей-логопедов из опыта работы на тему:

«Лего-технология в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

                                                                             Подготовила учитель-логопед            

                                                   МДОУ ДСКВ №2 «Ромашка»: Ягодкина Ю.Н.

                                      Талдом, 2021 г.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Лего-технология является универсальной, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина)

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Слайд 2

«ЛЕГО» конструирование, как утверждает Т.В. Лусс, в  общем  образовании  приобрело  значение  мультифункционального  образовательного комплекса [5]. Оно позволяет обеспечивать компоненты общего образования [8]: умение создавать,  применять и преобразовывать модели и схемы для решения образовательных  и познавательных задач; умение организовать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками [15]; выбор  наиболее  эффективных  способов  решения познавательных задач.

Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.

При использовании ЛЕГО-технологии, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Слайд 3

• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.

Слайд 4

• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Слайд 5

«ЛЕГО» конструирование успешно реализуется в различных видах детской  деятельности:  в  образовательной  деятельности  в  виде  дополнительного наглядного  и  практического  материала;  в  самостоятельной  деятельности  в виде  дидактической  игры,  сюжетно-ролевой  или  театрализованной  игры,  в которой  используется  вспомогательный  материал;  в  совместной  деятельности детей со  взрослыми и сверстниками.  

Слайд 6

Огромную роль в коррекционной работе с детьми с ОНР играет сенсорное развитие.

Главное значение сенсорного воспитания по Марии Монтессори состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов позволяет усилить коррекционно-обучающий эффект при проведении занятий по обобщению сенсорного опыта. Дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске.

Слайд 7,8

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. 

Слайд 9

Перед учителем-логопедом в работе с детьми с ОНР стоит важнейшая задача по построению системы коррекционной работы таким образом, чтобы ее осуществление гарантировало успешное овладение каждым ребенком звуко-слоговым анализом и синтезом.

Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, я использую различные формы работы. Предлагаю детям выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО-коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.

Овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных.

Игры способствуют развитию фонематического слуха, уточняют и закрепляют произношение звуков родного языка. Вырабатывают четкое произнесение слов, предложений.

Слайд 10

Д/и «Где находится звук?»

Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора. Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»». Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

 Д/и «Подбери слова к схемам»

Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов. Педагог: «Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков». Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

Слайд 11

                         Развитие слоговой структуры слов

При ознакомлении детей с понятиями звук, слог, слово, предложение, как структурными единицами нашей речи, можно использовать различную величину деталей. Таким образом, детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры.

Д/и «Образуй слог»

Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. Вначале, на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог МА. В дальнейшем, человечков заменяем на сконструированных детьми из ЛЕГО элементов буквы.

Д/и «Посчитай слоги»

Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

Слайд 12

Д/и «Раздели словечко»

 Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

Д/и «Рассели животных по домам»

 Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

Слайд 13

Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.

Д/и «Цифры и буквы».

 Вы учите с ребенком цифры и буквы? Постройте ему известные цифры и буквы из конструктора, ему обязательно понравится.

Слайд 14

При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука и некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова. А также построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь будет с помощью («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.

Задания приведены на примере автоматизации звука [С].

Д/и «Произнеси звук кратко и протяжно»

 Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы. Педагог: «Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато» Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

Слайд 15

Д/и «Дифференциация звуков»

Слайд 16

Формирование и развитие правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.

Слайд 17

При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: отрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов.

Д/и «Что сделал Незнайка»

 Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие человечков на построенном домике из лего.

 -Что делает Незнайка?           - Незнайка бежит.

 - За что забежал Незнайка?    - Незнайка забежал за дом.

- К чему подбежал Незнайка.  - Незнайка подбежал к дому.

- Откуда выбежал Незнайка?   - Незнайка выбежал из дома.

Слайд 18

 Д/и «Изучаем предлоги»

Нет более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т.д. Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.

Слайд 19 – 21

Слайд 22

Д/и «Составь предложение»

 Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета.

Слайд 23

4. Развитие связной речи детей. 

Использование ЛЕГО-технологий в процессе формирования связной речи даѐт возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объѐмному образу декораций из конструктора, помогает ребѐнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развѐрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведѐтся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Д/и «Опиши деталь»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет. Ход игры: Перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Воспитатель показывает деталь, ребѐнок должен описать эту деталь. ( какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

Д/и « Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет. Ход игры: на столе расположены ЛЕГО - предметы в определенной последовательности. Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось Усложнение: Описать предмет, которого не стало рассказать о месте, где он стоял

Слайд 24

Д/и «Что сначала, что потом? »

 Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определѐнной последовательности, составлять рассказ о процессе создания постройки, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию. А затем рассказать, как он еѐ создавал.

 Работа ведется еще и над коммуникативными навыками ребенка, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры)

Слайд 25

Д/и «Создадим историю»

Задание: детям предстоит построить, используя кубики ЛЕГО, значимую сцену из рассказа, который они прочитали или придумали.

Этапы выполнения задания: 1. Обсудите такие важные характеристики рассказов, как время и место действия, действующие лица и сюжет. 2. Попросите воспитанников воспользоваться наборами и построить сцену из рассказа. 3. Если дети построили сцену из рассказа, который они прочитали, попросите их описать сцену и затем сравнить их собственное описание с описанием в рассказе. 4. Попросите воспитанников поделиться своим сочинением с соседом. Вопросы для обсуждения: Как вы показали время и место действия, сюжет, сценическое оформление и т. д., используя кубики? Почему вы посчитали, что это важная сцена? Какие детали вы использовали, чтобы сделать сцену понятной для других детей?

Д/и «Построим сказку»

 Предложите детям на трѐх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

Д/и «Построй конец истории»

 Начать рассказывать детям историю, затем предложить построить еѐ конец в зависимости от литературного жанра: с фантастическим концом, драматическим, юмористическим, и т.п. Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении рассказа: «вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать именно эти слова для совместного строительства своего рассказа. Предложите детям построить другой вариант окончания рассказа. Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.

Д/и «Построй по иллюстрации»

Подберите книгу и попросите детей построить историю на основе иллюстраций. Можно разделить на команды, тогда каждая команда строит свою иллюстрацию, а потом поэтапно по своим постройкам пересказывают содержание по очереди каждая команда.

Д/и «Совместная история»

 Попросите детей работать в парах. Используя одну строительную пластину. После согласования фона и персонажей попросите их по очереди говорить по одному предложению из истории.

Д/и «Начало, середина, конец»

 Помогите детям, разделѐнным на 3 группы, построить всю сказку: начало, середину, конец. Затем рассказать каждой группе свою часть сказки. Можно записать еѐ на диктофон и после прослушивания спросить: хотят ли они что то достроить, или добавить в свои рассказы. Чтобы усложнить задачу, постройте начало и конец истории. А детям предложите придумать середину: описать и построить. Можно проделать то же с началом и концом истории.

Д/и «Объединим постройки»

Предложите детям собрать своѐ событие на пластинке, не договариваясь друг с другом. А затем предложите составить рассказ, объединив все события в одной истории.

Д/и «Чья команда быстрее построит».

Цели: - учить строить в команде, помогать друг другу - развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребѐнок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Слайд 26-27

ЛЕГО-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

Слайд 28

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологии делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. 

Слайд 30

Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование речи.

Использованная литература

  1. Ишмакова М.С.  Конструирование  в  дошкольном  образовании  в  условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова; Всерос.  учеб.-метод.  центр  образов.  робототехники.  –  М.:  Изд.-полиграф.  центр  «Маска», 2013. – 100 с.
  2.  Ишмуратова  З.С.  Реализация  системно-деятельностного  подхода  при  обучении lego-конструированию / З.С. Ишмуратова // Rushkolnik.ru. – Режим  доступа: http://rushkolnik.ru
  3.   Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений  и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова.  – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. – 88 с.  
  4.  Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности  у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. –  М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с
  5.  Максаева, Ю.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного  возраста  средствами  легоконструирования  /  Ю.А.  Максаева  //  Педагогические системы  развития творчества:  сб. по итогам IX Междунар.  науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2011. – С.190-
  6.  Назимова,  В.О.  Использование  конструктора  «ЛЕГО»  в  работе  с  дошкольниками  //  МАДОУ  детский  сад  №  64  "Колокольчик".  –  Режим  доступа: http://ulan-ude-dou.ru/64/index.php/sadik/2011-02-02-13-47-48/155.
  7.  Социальная  сеть работников  образования. Игровые  упражнения  и  дидактические  игры  с  использованием  конструкторов  типа  Лего  / А.Н. Манжарова // –  Режим  доступа:  http://nsportal.ru/detskiy
  8.  С  ЛЕГО  станем  мы  сильней.  Пособие  по  обучению  игре  в  ЛЕГО  для  педагогов-дефектологов,  родителей,  имеющих  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  /  Ассоциация  национальный  мониторинг;  Союз  социальной защиты детей. – М., 2009. – 105 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
  10.  Фешина,  Е.В.  «LEGO  конструирование  в  детском  саду»:  пособие  для  педагогов / Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. – 345 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...

Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по...

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной ...

Методическая разработка «Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

Применение Лего-технологий является актуальным в коррекционно-лоопедической работе.Применение конструкторов Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения....