Лексико - грамматическое занятие "Предлоги "В", "НА", "ПОД". В поход со Смешариками".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Романова Елена Валерьевна

Занятие формирует у детей представление  о смысловом значении предлогов и умение использовать предлоги в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pohod_so_smesharikami.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предлоги «В», «НА», «ПОД». В поход со Смешариками.

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: лексико-грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Общая продолжительность занятия: 30 минут.

Цель: формирование у детей представления о смысловом значении предлогов «В», «НА», «ПОД» и умение использовать эти предлоги в предложении.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Формировать представление о пространственном расположении предметов в случае использования предлогов «В», «НА», «ПОД».
  2. Познакомить детей с графической схемой и правилом предлогов «В», «НА», «ПОД».
  3. Учить употреблять предлог в предложениях и определять схему предлога.
  4. Совершенствовать навыки употребление предлогов с существительными в винительном, творительном и предложном падежах.
  5. Упражнять детей в составлении предложений с предлогами.
  6. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением, соблюдая порядок слов.
  7. Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание
  8.  Формировать умение исправлять деформированные предложения, заменяя предлог.
  9.  Обогащать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, восприятие.
  2. Развивать межполушарное взаимодействие.
  3. Развивать пространственные представления.
  4. Совершенствовать динамический и кинетический праксис, моторную координацию.
  5. Развивать коммуникативные навыки и навыки саморегуляции.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занятиям через игру со «Смешариками».
  2. Воспитывать внимание к обращённой речи.
  3. Воспитывать желание выполнять задание.

Предполагаемый результат: дети научатся выделять и использовать предлоги «В», «НА», «ПОД» в предложениях, опираясь на смысловое значение предлога

Ресурсы: мультимедийная презентация, аудиозапись, игрушки и маски «Смешариков».

Ход занятия

I. Вводный этап

  1. Коммуникативное упражнение «Приветствие»
    Логопед: «Ребята, нам с вами нужно познакомиться. Давайте пожелаем друг другу доброго утра и передадим это пожелание по кругу».
    Дети желают друг другу доброго утра и называют свои имена.
    Логопед: «Ребята, пожелания наполнили нас доброй энергией для занятия. Давайте мы поделимся этой энергией друг с другом. Пожмите руку своему соседу, стоящему справа от вас. Затем соседу, стоящему слева от вас».
  2. Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».
    Логопед: «Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма «Смешарики». Как вы думаете, почему она звучит? Может быть, вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?»
    Дети выбирают маски со Смешариками.

II. Основной этап

Логопед: «Ребята, сегодня у Смешариков выходной день. Вы знаете, как Смешарики проводят свой выходной? У вас есть варианты? Они решили отправиться в поход. Но поскольку они ни разу не были в походе, то мы должны им помочь справиться со всеми трудностями, которые их поджидают. Поможем Смешарикам? Но это будет непростой поход, потому что мы будем знакомиться с предлогами, различать их и правильно использовать в предложениях. Вы знаете, что такое предлоги?  Это маленькие слова, которые служат для связи слов в предложении. Без них невозможно «построить» правильное, красивое предложение.»

  1. Знакомство с предлогами (упражнение с бабочкой и светлячком).
    Смешарики вышли на полянку и к ним подлетели светлячок и бабочка.
    Бабочка и светлячок летают, садятся и светят на разные предметы. Дети уточняют пространственное расположение предметов, выраженное с помощью предлогов: В, НА, ПОД.
    Детям напоминаются правила использования предлогов:
              Если предмет находится наверху другого предмета, то мы используем предлог «НА».
              Если предмет находится внизу другого предмета, то мы используем предлог «ПОД».
              Если предмет находится внутри другого предмета, то мы используем предлог «В».
  2. «Поход со Смешариками»
    В поход Смешарики взяли с собой очень много вещей. Вам нужно отгадать назначение этих вещей:
  • Вещи для похода мы сложим во что? В рюкзак.
  • Спать мы будем где? В палатке.
  • Загорать мы будем на чём? На коврике.
  • Прятаться от солнца мы будем под чем? Под деревом.
  • Купаться мы будем где? В реке.
  • Дрова мы будем бросать куда? В костёр.
  • Кашу мы будем варить в чём? В котелке.
  • Грибы мы будем собирать во что? В корзинку.
  • От дождя мы будем прятаться под чем? Под плащом.
  • Отдохнуть мы присядем на что? На пенёк.
  • Пикник мы устроим на чём? На полянке.
  1. Игра «Загадки леса»?  
  • Что можно увидеть в лесу? Кого можно повстречать в лесу?
  • Кого можно увидеть в дупле?
  • Что можно увидеть под деревом?
  • Что можно увидеть на реке?

Дети дают ответы полными предложениями.

  1. Динамическая пауза
  • Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.
    Логопед: В походе Смешарики решили поохотиться, поэтому захватили с собой лук и стрелы.
    - В лесу они встретили зайца и лису (Выполнение упражнений: «Перекрёстные шаги», «Лук», «Лиса» и «Заяц»).

  1. Логопед: «Когда Смешарики присели на полянку, чтобы отдохнуть, Нюша решила их развлечь: рассказать о том, как прошёл вчерашний день. Но Смешарики ничего не поняли из её рассказа. Нюша перепутала все предлоги. Ведь она очень невнимательная и рассеянная. Давайте поможем Смешарикам исправить ошибки Нюши, вставим в предложения правильные предлоги».
    Дети исправляют деформированные предложения и показывают схему предлога:
  • Бараш пошёл на магазин, чтобы купить конфеты для Нюши.
  • Копатыч работал под огородом, чтобы вырастить капусту.
  • Лосяш положил бутерброды под стол, чтобы угостить своих друзей.
  • Крош сел под корабль, чтобы отправиться в кругосветное путешествие.
  • Как-карыч играл под роялем, чтобы порадовать нас красивой музыкой.
  • Совунья пошла на лес, чтобы собрать лечебные травы.
  • Пин сконструировал ракету, чтобы полететь на космос.
  • Смешарики убирали территорию пляжа, а мусор бросали на корзину.
  1. Логопед: «Когда Смешарики вернулись домой, они получили письмо от Нюши.  Она просила ей помочь, так как совершенно запуталась в предлогах и не может правильно разложить предметы по местам. Поможем Нюше? Вам нужно правильно соединить предметы по смыслу и составить предложение с предлогом «В», «НА», «ПОД».
    Дети выполняют индивидуальные задания: соединяют предметы и составляют предложения с предлогами.

III. Заключительный этап

Рефлексия.

  • Логопед: «Вам понравился поход со Смешариками? Сегодня перед вами стояла непростая задача: вам нужно было помочь Смешаркам в походе - изучить и правильно использовать предлоги. Даже Нюша ошибалась, а вы справились со всеми заданиями. С какими предлогами мы познакомились»?
  • Когнитивное упражнение «Вспомнить всё».
    Детям предлагается вспомнить все этапы занятия от начала до конца.

          Что было самым трудным в занятии? А самым лёгким?  Дети награждаются медалями.

Список литературы:

  1. А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк «Методика коррекции и развития детей периода интенсивного роста». Москва: Аркти 2018.
  2. А.В.Семенович «Эти невероятные левши». Москва: Генезис 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"

Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...

Занятие лексико-грамматическое "Овощи - фрукты" в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ОНР.

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет по ознакомлению с окружающим миром и формированию грамматического строя речи. Проводится с целью обобщения и систематизации...