Формирование фонематических процессов
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Гриненко Анна Александровна

Методы и приёмы логопедического воздействия

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Куркина Анна Александровна Учитель-дефектолог МКДОУ «Детский сад « Байр » с. Яшалта «Методы и приемы логопедического воздействия при формировании фонематических процессов, с использованием картинно-графических схем»

Слайд 2

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Слайд 3

Звуковая культура речи старших дошкольников (норма): Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями . Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах. Хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие). Могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

Слайд 4

Во время прохождения КПК «Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО, ФГОС НОО» (23 ноября – 8 декабря 2020г .) мною был пополнен предметно-картинный материал, используемый во время коррекционно-образовательной деятельности:

Слайд 5

Картинки-символы звуков:

Слайд 6

Игра «Прожорливая лягушка» Цель: 1 . развить фонематическое восприятие. 2. формировать фонематическое представление на основе восприятия. Ход проведения: 1. Взрослый произносит слоги, слова, содержащие заданный звук. Ребенок угощает лягушку комариком, если услышит слог или слово со звуком З. 2. Взрослый предлагает ребенку накормить лягушку. Для этого нужно придумать или повторить слог (слово, преложение ) с заданным звуком. После чего лягушку можно угостить одним комариком. Игра продолжается до тех пор, пока все комары не будут съедены. Инструкция : 1. "Накорми лягушку комаром, если услышыш звук [...] в ряду слов/ слогов". 2. "Придумай слово со звуком [...] и накорми лягушку комаром".

Слайд 7

Оборудование : лягушка из пластиковых бутылок зеленого цвета, белые крышки с приклеенным изображением комара .

Слайд 8

Игра " Домики" Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа. Ход проведения: ребенку предлагается разложить картинки в 3 домика (треугольники из картона с цифрами 3, 4, 5.) по количеству звуков в названии этих картинках. Инструкция : "Разложи картинки в домики. В этот домик посели картинки в названии которых 3 звука, в этом - 4, в этом - 5 звуков».

Слайд 9

Оборудование: набор предметных картинок, в названии которых 3, 4 и 5 звуков, треугольники из картона с цифрами 3, 4, 5 . 3 4 5

Слайд 10

Использование конструктора Лего , разноцветных шестиугольников и кубиков в процессе звукобуквенного анализа слов:

Слайд 11

«Посмотри на артикуляцию и подумай какой гласный звук говорит Мишка»

Слайд 12

«Соедини вагончики» Цель: упражнять в звукобуквенном анализе, подборе слов на определённую букву, считать количество букв в слове. Вариант 1 : Ребенок подбирает вагончики, слова на которых начинаются на ту букву, которая указана на паровозике. Когда все пять карточек на определённую букву будут собраны, нужно расставить вагончики по порядку в зависимости от количества букв в словах (сначала с тремя буквами, затем с 4, 5, 6, 7). Вариант 2 : Ребёнок выбирает из всех карточек только те, названия которых состоят из трёх букв (четырёх, пяти..). Вариант 3 : Положить перед ребёнком несколько вагончиков с картинками на разные буквы, предложить их запомнить. Когда малыш отвернётся, убрать 1-2 карточки, добавить 1-2 новые, поменять местами. Спросить ребёнка, что изменилось.

Слайд 14

«Звонкий-глухой» Цель: развитие фонематического слуха, внимания, памяти. Вариант 1: Дети (2-4 человека) берут себе по большой карте и определяют, на какую часть слова будут ориентироваться: на начало или конец. Ведущий показывает по одной картинке и спрашивает: «Кому она подходит?». Выигрывает тот, кто первым соберёт все картинки на своей карте. Вариант 2: Кто соберёт длиннее цепочку из картинок с наличием в словах заданного звука, независимо от того в какой части слова он находится.

Слайд 15

Также я использую картинки-символы при «запуске» речи у детей с задержкой речевого развития. Изолированные звуки:

Слайд 16

Сочетание звуков:

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....

Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....

Формирование фонематических процессов

В статье раскрывается значение фонематического восприятия, онтогенез и этапы работы....