Автоматизация звука "С" "Путешествие в самолете".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сережкина Ольга Алексеевна
Цель: продолжить работу над формированием правильного произношения звука [с] в слога, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развивать правильную артикуляцию звука путём применения
разнообразных методов и приёмов.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и мелкую моторику пальцев.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.
Оборудование: игрушка самолет, карточки артикуляционной гимнастики, картинка со звуковой
дорожкой, схема артикуляционного уклада звука С, предметные картинки.
Ход Занятия:
1 Организационный момент.
(Создание эмоционального настроя у ребёнка).
- Посмотри, сегодня к нам прилетел самолет.
- Как ты думаешь, на какой звук начинается слово самолет?
- Правильно звук С. Сегодня мы с тобой будем пилотами, отправимся путешествовать на самолете , во
время путешествия будем учиться правильно произносить звук С.
- Но прежде чем отправиться в путь, подготовимся к полету.
2 Гимнастика. «Самолеты».
Руки в стороны, в полет отправляем самолет. (руки в стороны)
Правое крыло вперед, левое крыло вперед, (наклон вправо, влево)
Улетает самолет. (летим как самолет)
Впереди огни зажглись, (руки около глаз, смотрим как в бинокль)
К облакам мы поднялись.( руки в стороны)
Вот лес, мы тут приготовим парашют.(рука у лба, смотрим в даль)
Парашюты все раскрылись, (руки над головой в кольце, имитация парашюта)
Мы легонько приземлились. (присаживаемся на корточки).
-Вот и подготовились к полёту, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно
слушать.
Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук [С].
- Чтобы наше путешествие прошло хорошо, давай сделаем гимнастику для язычка.
3 Артикуляционная гимнастика.
(Выполняются упражнения для губ).
1 Упражнение “Улыбка”.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.
(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).
2 Упражнение «Слоник» (хоботок)
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их опускаю
И на место возвращаю!
(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).
3 Упражнение «Лягушка – Слоник»
Раз лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку,
как под душем, ту лягушку
поливал из шланга он.
(Выполняются упражнения для языка).
4 упражнение «Блинчик»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
пригласим к обеду маму.
- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю
губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери блинчик в рот, опусти её за нижние зубки,
старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).
5 Упражнение «расчёска»
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня расческа.
6 Упражнение «киска сердится»
Выгляни в окошечко-
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула,
зашипела, прыгнула….
Рассердилась киска-
Не подходит близко.
6 Упражнение “Чищу зубы”
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки,
делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней
стороны.
4 Диафрагмальное дыхание:
-А теперь садимся в самолет, и готовимся к полету, включаем зажигание, тянем на себя штурвал и
разгоняем самолет. А чтобы самолет быстро разогнался надо правильно дышать, давай сделаем
упражнение для дыхания:
В самолёте чтоб летать
Надо воздухом дышать!
Подышите, так, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.
Научились мы ура!
Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук [С]
(рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука [с]).
- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука [с]?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в нижние зубки.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет
воздушную струю) - Холодная.
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.
Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок
выполняет).
- Молодец.
-Ой посмотри у нас спустило шасси, колесо у самолёта называется шасси, давай возьмем насос и
накачаем наше шасси. ” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос”
наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).
- Ну вот мы и накачали наши шасси, а теперь полетели путешествовать. Берись за штурвал и управляй
самолетом.
7 Пальчиковая гимнастика
- А теперь посадка. Наша первая остановка гараж.
- Наши пальчики устали держаться за штурвал, Давай их расслабим и поиграем с нашими пальчиками.
Посчитаем
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать.
(Сжимают и разжимают пальчики.)
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
6 Фонематический слух:
- Ну что расслабили наши пальчики, полетели дальше. Следующая остановка ремонтный бокс.
Послушай внимательно и ударь молоточком, когда услышишь звук [С].
(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш, Р, К, С…)
- Молодец полетели дальше, садись за штурвал.
7 Закрепляем звук [С] в слогах.
- Мы прилетели с тобой в зоопарк, давай посмотрим на змей, и вместе с ними будем произносить
слоги.
Проговаривание слоговых дорожек.
- Молодец, садимся в самолет и полетели дальше.
8 Закрепление звука [С]в словах.
- Вот мы и приземлились снова в аэропорту, нас встречают пассажиры с багажом, давай посмотрим,
что пассажиры взяли с собой в дорогу.
Перед ребенком раскладываются картинки со звуком [С] в начале слова. (Санки, сок, сапоги,
сандалии, сумка, сундук, савок, сачок, самокат, сосиски)
- Молодец! Мы рассмотрели весь багаж.
9 Автоматизация звука [С] в чистоговорках.
- В зоопарке живет большой слон (показ картинки слона), он любит сочинять чистоговорки. Я буду
проговаривать тебе его чистоговорку, а ты повторишь за мной. (Ребёнок проговаривает отраженно
каждую строчку, если затрудняется, то сопряжено).
Са – са – са – вот летит оса.
Су-су-су – мы видели осу.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Су-су-су - прогони мы осу.
Са-са-са – улетела оса.
Умница, тебе понравилась чистоговорка, слон очень рад.
- Садимся в самолёт и взлетаем, тянем штурвал на себя. Летим в аэропорт нашего дома.
- Вот и подошло наше путешествие к концу, мы прилетели домой, посмотрите ещё раз на профиль
звука [С] и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя
ведут, когда ты произносишь звук [С] (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука [С]).
9 Итог занятия.
- Ну, что тебе понравилось наше путешествие?
- На каком транспорте мы сегодня путешествовали?
- Правильно! Молодец! А какой звук изучали?
- Правильно. Я думаю, что теперь ты всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым
звуком [С].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_23.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексико-грамматического строя речи по теме "Фрукты".

Дети должны усвоить: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями.

Лексический материал: фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • «Назови ласково»:

яблоко — яблочко;
апельсин — апельсинчик и т.д.

  • «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске — четыре — пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.

  • «Один — много». Образование множественного числа существительных:

это —лимон, а это— лимоны;
это — груша, а это — груши и т. д.

  • « Что приготовим ?»

Из яблока — яблочное повидло;
из банана — банановое пюре;
из лимона—лимонный сок;
из груши— грушевый компот.

  • «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.

У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.

Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».

Развитие связной речи

  • Рассказ-описание «Лимон»:

«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
Психоречевая гимнастика

  • Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

— Яблоко положи в корзину, а сливу —в вазу.
— Яблоко положи в корзину, сливу —на стол, а мандарин возьми в руку.
— Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.
— Расскажи, что ты делал.

  • На доске пять картинок: яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.
  • Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие на самолете в музей Севера»

Занятие проводилось в подготовительной группе по плану, представленному в технологии «Музейная педагогика», в 2012-2013 учебном году....

Путешествие на самолете № 97

Сценариий выпускного бала в детском саду...

Выпускной утренник в детском саду "Путешествие на самолете "Выпускник - 2017"

Цель: Доставить детям и их родителям эмоциональную радость в последний праздник в детском саду. Показать уровень подготовки детей к школьной жизни, их творческие, музыкальные и хореографические ...

"Путешествие на самолете"

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познание" по формированию здорового образа жизни....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по автоматизации звука Л "Путешествие на самолете"

Автоматизация звука л изолированно, в слогах, словах. Лексическая тема: деревья средней полосы России....

ООД для детей с ОВЗ совместно с родителями «Путешествие на самолете» (Автоматизация звука Л)

Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка через обучение их конкретным приемам логопедической работы....