Использования игрового самомассажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Использования игрового самомассажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_samomassazh_v_rabote_detmi_s_ovz.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использования игрового самомассажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

          Массаж-это приемы механического воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами.

         Самомассаж-это массаж, проводимый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Её целью является стимуляция кинестических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, а также нормализация мышечного тонуса данных мышц.

         Перед началом работы, были изучены игровые методы и приёмы проведения самомассажа, которые более подробно дала Елена Александровна Дьякова в пособии «Логопедический массаж» — М.: Издат. центр «Академия», 2005 г.

Есть определенные правила проведения самомассажа:

-Ребенок должен быть здоров. При любом соматическом или инфекционном заболевании ребенка самомассаж противопоказан.

-Ребенок должен быть в хорошем настроении.

-Лицо и руки ребенка должны быть вымыты.

-Длительность проведения самомассажа в дошкольном возрасте 5-10 минут.

-Количество движений при выполнении одного приема 4-6 раз.

-Самомассаж выполняется по определенной схеме:

  1. Самомассаж головы, шеи, туловища (не всегда), ушей.
  2. Артикуляционный (самомассаж щек, лба, носа, губ и языка).
  3. Пальчиковый.     

Вспомним основные приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

          Самомассаж кистей рук активизирует биологически активные точки, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, благодаря этому повышается иммунитет, улучшается состояние внутренних органов. Психические процессы: память, внимание, мышление и речь, развиваются более активно.

            Самомассаж удобен тем, что его можно проводить в разные режимные моменты, как физкульминутку, следуя определённым правилам. Самомассаж может проводиться до артикуляционной гимнастики, или завершать его.    

            Выполнение самомассажа повышает общий тонус, способствует хорошему настроению, снимает психоэмоциональное напряжение, развивает моторику, выполняет здоровьесберегающую функцию. Самомассаж полезен для  детей и взрослых. Для нас, взрослых, самомассаж- это расслабление мышц или тонизирование и отличная профилактика от мимических морщин.

           Предлагаю всем использовать приёмы самомассажа в своей работе и увидите хороший результат. Желаю удачи!

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих
ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной
ямке.

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к
вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками
пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

5. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 - 5 с.

6. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от
середины верхней губы к углам рта.

7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от
середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами
от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

9. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх
ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

10.  «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать
от середины подбородка к ушам.

11. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

12. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

13. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

14. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

15. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

16. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней
губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

17. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

18. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

19. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к
щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по
часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать
круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

20. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по
ним кончиками пальцев.

21. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

22. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж мышц языка

1.      «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше
сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые
края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2.      «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так
же убирать язык внутрь рта.

3.      «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше
сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4.      «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию у детей с тяжёлыми нарушениями речи (заикание) устойчивого интереса к театрализованной игровой и продуктивной деятельности

Конспект бинарной непосредственно организованной деятельности в группе компенсирующей направленнности для детей с ТНР (заикание)...

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Использование разнообразных методов и приёмов при обучении составления описательных рассказов для детей с тяжёлыми нарушениями речи

К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые наруше.ния речи, относится формирование у них связной речи...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".

Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....

Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...