Речева карта
учебно-методическое пособие по логопедии

Коршакова Анастасия Владимировна

Речевая карта для школьников и дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_dlya_shkolnikov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

 (заполняется на каждого учащегося при приеме на  школьный логопедический пункт)

  1. Фамилия, имя, возраст __________________________________
  2. Школа __________ класс_____________
  3. Домашний адрес_______________________________________
  4. Дата зачисления на логопедический пункт _________________
  5. Успеваемость по родному языку: письмо____ чтение___ (в момент обследования)
  6. Жалобы учителя и родителей_____________________________
  7. Заключение психоневролога _____________________________
  8. Состояние слуха__________________зрения________________
  9. Данные о ходе развития речи ____________________________
  10. Состояние артикуляционного аппарата: строение ___________ подвижность ________________
  11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
  1. словарный запас (охарактеризовать и привести примеры): словарь в пределах обихода, шире и пр.; правильно ли используются слова по назначению; имеются ли и какие замены слов; какие части речи преимущественно употребляет)

 ______________________________________________________

б) грамматический строй речи (указать возможности грамматического оформления речи; типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов), привести примеры _____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

в) произношение и различение звуков:

  • произношение звуков: искажения, пропуски, замены и смешения отдельных звуков ________________________________________
  • различение звуков на слух_________________________________
  • произношение слов с различным слоговым составом___________________________________________

г) темп и внятность речи ___________________________________

  1. Письмо: образцы диктантов первичного обследования и при выпуске

Анализ специфических ошибок письма (с примерами):

- ошибки фонематического восприятия ____________________

- ошибки языкового анализа и синтеза ____________________

а) выделение предложений из текста ______________________

б) выделение слов в предложении ________________________

в) слоговой и звуковой анализ слов _______________________

- ошибки в написании сходных по начертанию букв:

а) оптические__________________________________________

б) кинетические _______________________________________

в) зеркальные _________________________________________

     - орфографические ____________________________________

     - аграмматические______________________________________

  1. Чтение:

- характеристика овладения техникой чтения:

а) скорость чтения________________ б)способ чтения__________

в) правильность чтения (ошибки чтения)______________________

_______________________________________________________

г) выразительность _______________________________________

- понимание прочитанного _________________________________

  1.  Проявления заикания:

а) характеристика заикания и периоды обострения_____________

б) общее и речевое поведение ______________________________

в) психологические особенности заикающегося ребенка ________

  1.  Краткая характеристика ребенка по данным психолого-педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту, особенности личности) _____________________________________________________________

  1.  Заключение логопеда___________________________________

  1.  Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска из логопедического пункта и визируются учителем или родителями)


Речевая карта

(4 – 6 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения, возраст

Домашний адрес, телефон

Мать

Отец

Дата обследования

АНАМНЕЗ

Строение артикуляционного аппарата

Губы                                                    Нёбо

Зубы                                                    Уздечка

Язык                                                    Прикус

Речевая моторика

Слух                                                     Зрение

Общая моторика

Умственное развитие ребенка

1. Беседа

Назови своё имя и фамилию

Сколько тебе лет?

Какие у тебя есть игрушки?

Какая любимая?

Ты с ней играешь?

С кем ты дружишь?

2. Счет прямой и обратный

3. Цвет

4. Конструктивный праксис (разрезная картинка)

5. Геометрические фигуры

Актив                                                      Пассив

6. Ориентация в пространстве

7. Ориентация во времени

8. Классификация предметов

- свитер, платье, шорты, юбка

- сапоги, туфли, тапки, валенки

- блюдце, сковорода, чашка, тарелка

- шкаф, кресло, стул, тумбочка

- кукла, матрешка, мяч, пирамидка

- яблоки, персик, лимон, груша

- кошка, собака, корова, овца

- волк, лиса, заяц, медведь

- автобус, самолет, пароход, трамвай

9. Выделение четвертого лишнего

Фонетика

1. Произношение

С                           Ж                           Ч                        Л

С`                          Ш                          Щ                       Л`

З                            Ц                                                       Р

З`                                                                                    Р`

Йотированный

Заднеязычные  

2. Произношение слов сложного слогового состава:

Строительство                                                            Аквариум

Велосипед                                                                  Водопровод

Милиционер                                                               Календарь

Во фразе:

На ёлке зажглись разноцветные лампочки

Косманавт управляет космическим кораблем

3. Общее звучание речи (темп, голос, дыхание)

4. Фонематический слух                                      Повтори

ТА-ДА-ТА

ДА-ТА-ДА

КА-ГА-ГА

КА-ХА-КА

ПА-ВА-ПА

КОТ-ГОД-ХОД

ТОМ-ДОМ-КОМ

Фонематический анализ и синтез

А) Выделение звука на фоне слова:

Слышишь ли ты в слове «сани» звук «С»?

                                           «рак» звук «Л»?

Б) Выделение ударного гласного в начале слова:

АЛИК                                 УТКА                                ОЛЯ

В) Выделение любого звука из слова:

МАК                                  КОТ                                    ДОМ

Г) Составление слов из последовательно данных звуков:

 Д, О, М                             К, О, Т                                С, У, П

Д) Исследование фонематических представлений

Придумай слово на звук «М»

                                           «Т»

Словарь

А) Знает ли названия различных предметов

Б) Объяснение значения слов:

Холодильник

Пылесос

Телефон

Телевизор

В) Название частей предметов

ЧАЙНИК: донышко                            СТУЛ: спинка

                   Носик                                               Ножки

                    Ручка                                              сидение

                   крышка

Г) Словарь признаков:

1. Подбор прилагательных к имени существительному

ЛИМОН (какой?)

ПЛАТЬЕ (какое?)

ЛИСА (какая?)

2. Подбор антонимов

Большой –                                                            высокий -

Длинный –                                                           широкий -

Полный -                                                              толстая –

Тупой -                                                                 Сладкая -  

3. Образование притяжательных прилагательных

Чей это хвост?                                           Чьи это очки?

Чья это лапа?                                             Чьё это дупло?

Чьи это уши?                                             Чьё это яйцо?

Глагольный словарь

Что делает?

ПОВАР                                  ВРАЧ                                     УЧИТЕЛЬНИЦА

ШОФЕР                                 ДВОРНИК                             ПАРИКМАХЕР

Кто как голос подает?

СОБАКА                                  УТКА                                     КУРИЦА

КОРОВА                                 КОТ                                        СВИНЬЯ

Кто как передвигается?

БЕЛКА                                       РЫБА                                     ПТИЦА

Грамматический строй речи

1. Преобразование единственного числа существительного во множественное:

СТОЛ                             ДОМ                            ОКНО                          СТУЛ

ДЕРЕВО                        ВЕДРО                         УХО                          УТЕНОК

2. Образование форм родительного падежа множественного числа сущест-го:

Чего много в корзине?                                         Чего много на дереве?

Кого много под деревом?                                     Кого много?

3. Предлоги:

НА                         СО                ЗА                             В

ИЗ                          ПОД             ИЗ-ПОД                   ИЗ-ЗА

4. Употребление существительных в различных падежах:

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

5. Согласование числительных с существительным:

Сколько огурцов?                         Яблок?                              Морковок?

6. Согласование существительного с прилагательным:

ЗОНТ                        ЛАМПОЧКА                         ЯБЛОКО                   ТУФЛИ

7. Словообразование: образование уменьшительной формы

ЧАШКА                                       ВЕДРО                                   ЦВЕТОК

ЯБЛОКО                                      ЖУК                                      СТУЛ

8. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Какой предмет?

Сумка из кожи?                                           Матрешка из дерева?

Шапка из меха?                                            Бутылка из стекла?

Обследование связной речи

Составление рассказа по серии сюжетных картинок:

Составление рассказа по одной картинке:

Пересказ незнакомого текста:

Заключение логопеда

Заключение врача-специалиста

Результаты исправленной речи (отмечаются в карте к моменту выпуска из логопедического пункта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...