Конспект НОД " Грибы и ягоды. Лес осенью." для детей с ТНР в подготовительной группе ( по Н.В.Нищевой)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сейидова Елена Владимировна

Данный конспект составлен по программе Н.В.Нищевой(  I период). В нем систематизируются и обобщаются знания детей об изменениях , происходящих в жизни осеннего леса, попутно проводится работа по формированию фонематических процессов, лексико - грамматического строя и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_i_yagody._les_osenyu.docx64.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности                                                                   ( область «Речевое развитие») .

(Формирование лексико – грамматического строя и связной речи).

Подгрупповое занятие для  детей подготовительной группы с ТНР.

Тема недели: Огород Овощи.Грибы.

Тема НОД: Грибы и ягоды. Лес осенью.

Учитель-логопед: Сейидова Е.В.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-  обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни леса;

- совершенствование грамматический строй речи(образование относительных прилагательных и согласование их с  существительными);

коррекционно - развиваюшие : 

азвивать связную речь, фонематические представления (развитие навыка звукового анализа слов), дыхание, речевой слух, мышление, тонкую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать  взаимопонимание. активность, инициативность, любовь и бережное отношение  к природе.

Словарная работа:  расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме ( картина, художник, дары, ежевика. черника, рябина, калина, кузов, сочный, блестящий, рыжики, лисички, опята, мухомор, грузди, маслята, съедобный, несъедобный, черничное, земляничное, клюквенный, ежевичное, клубничное, грибник, тихая охота).

Оборудование: мольберт, альбом “Живая природа в мире растений»; альбом «Знакомим детей с натюрмортом»; альбомные листы с контурными изображениями ежа и ежонка по числу детей, контейнеры с карандашами, ведёрки по числу детей, карточки с наложенными изображениями грибов, плоскостные изображения грибов, ребус.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Учитель – логопед:

- Послушайте загадку :

«Под еловой лапой колкой

Притаились два грибка.

Крепышей под темной елкой

Вижу я издалека.

Ножки белые, как сахар,

Шляпки темные, как шелк.

Долго мама будет ахать:

«Где ж ты их, дружок, нашел?»

- О каких грибах говорится в загадке? Как вы думаете?

Дети:

- Это загадка о белых грибах. Про них можно сказать, что они крепыши. У них темные шелковые шляпки и белые ножки. Они часто растут под елками.

Учитель – логопед:

- Верно. Вы дали очень хорошее объяснение. И сегодня мы с вами начнем разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.

2. Основная часть.

2.1.Рассматривание картины Е. Зуева «Дары лесов», беседа, словарная работа. 

Логопед ставит на мольберт картину «Дары лесов» из альбома «Знакомим дошкольников с натюрмортом.

Учитель – логопед:

- Сегодня мы рассмотрим картину русскою художника Евгения Зуева «Дары лесов».

- Почему она так называется? Как вы думаете?

(На картине нарисованы грибы и ягоды — все, что дарит нам лес осенью).

- Правильно. Слово дары образовано от слова дарить. Какие ягоды изобразил на картине художник? Постарайтесь сразу же подобрать к названиям ягод слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

(Художник изобразил спелую ароматную малину, сочную блестящую чернику, оранжевую золотистую рябину, черную ароматную ежевику и темно-красную горькую калину).

- Где лежат ягоды? ( Ягоды лежат в тазу, в кузовке и на столе).

- А где лежат грибы? (Грибы лежат в большом кузове и на подносе).

- Какие же грибы нарисовал Евгений Зуев? Подберите к названиям грибов слова, отвечающие на вопрос «Какой?» (Художник нарисовал желтые душистые лисички, крепкие белые и черные грузди, блестящие шоколадные маслята, толстые аппетитные белые грибы.)

 - Какими красками написана картина? Какое она вызывает настроение? (Картина нарисована яркими красками и вызывает праздничное радостное настроение.)

2.2. Упражнение «Наш приятель ежик».

Учитель – логопед:

 - Про него народ лесной говорит, что он портной.

   Почему же, словно елка, он с рожденья весь в иголках?

   Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель...(. Ежик.)

- Как вам удалось так быстро отгадать загадку? (Ежик колючий, словно елка, у него шустрые ножки, он громко топает.)

- Правильно. Молодцы! 

- Кого вы видите на картинке? (Это еж.)

- Что он несет на спине? (Он наколол на иголки три белых гриба.)

- Обведите по контуру изображения ежа и грибов.

Дети выполняют задание.

- А теперь выполните штриховку так, как показано на рисунке. Нарисуйте ежу иголки.

Дети выполняют штриховку.

- И наконец, раскрасьте картинку. Подумайте, как это сделать правильно, и приступайте к выполнению задания.

Дети раскрашивают картинку, а потом по предложению учителя -  логопеда выбирают лучшую работу.

 

2.3.Упражнение «У кого больше?» [

На мольберт выставляется  картина «Грибы» из альбома «Живая природа. В мире растений».

Учитель – логопед:

- Теперь я предлагаю вам провести соревнование. Давайте посмотрим, кто из вас лучше всех делит слова на слоги. За каждое правильно разделенное на слоги слово вы будете получать по одной фишке. Победит гот, кто наберет наибольшее количество фишек. Дети делят на слоги названия грибов, получают за это фишки, определяют победителя.

 

2.4.Подвижное упражнение «За грибами»

Все зверюшки на опушке ищут груши и волнушки. Белочки скакали - рыжики срывали. Лисичка бежала - лисички собирала.

Скакали зайчатки - искали опятки. Медведь проходил - мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы. Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.

         Скачут стоя, срывая воображаемые   грибы.

Идут вправо, топают правой ногой

2.5.Игра с мячом «Вот какие повара!»

Учитель – логопед:

- Начинается игра «Вот какие повара!» Есть черника, земляника, ежевика и брусника. Стоит лишь поговорить. что из ягод нам сварить.

- Я буду бросать вам мяч и начинать предложение. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение.

Из черники можно приготовить...(...черничное варенье.)

Из малины можно приготовить...(..малиновую пастилу.)

Из земляники можно сварить...(..земляничный джем.)

Из ежевики можно сварить...(..ежевичное повидло.)….и т.д.

2.6.Разгадывание ребуса.

Учитель - логопед ставит на наборное полотно карточку с ребусом.

- Название какого гриба спрятано в этом ребусе Рыжик.

- Как вы узнали это?

(Первой нарисована рыба. Из этого слова нужно убрать две последних буквы. Останется слог ры. На второй картинке нарисованы ежи. Из этого слова нужно убрать первую букву. Останется слог жи. На третьей картинке нарисован кот. От этого слова остается только буква к. Получается слово рыжик)

- Молодцы! Это было непросто.

3.Итог НОД. Оценка работы детей.

Учитель – логопед:

 - Расскажите, чем вы занимались, что вам было интересно делать.

- А теперь давайте наших ёжиков разместим на волшебной полянке ( выходим в раздевалку и вывешиваем работы на стенд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным миром для детей с нарушением зрения, подготовительная группа, тема "Очки"

Конспект разработан с учётом рекомендаций по работе с детьми с нарушениями зрения. Дифференцированный подход, задания, вопросы и материал по теме подобраны с учётом особенностей развития детей.Занятия...

Интегрированное экологическое занятие по мотивам сказки «Война грибов и ягод» В. Даля для детей подготовительной группы с ОНР.

Цель: совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи в игровой ситуации для успешной социализации детей с ОНР.Задачи:Образовательные:обобщить и систематизировать предст...

Конспект занятия по развитию фонетико - фонематических процессов у детей с ТНР в подготовительной группе "Звук Ю. Буква Ю"

.Вниманию посетителей сайта предлагается конспект по обучению грамоте( развитие фонетико - фонематических процессов) для детей подготовительной группы с ТНР....

Конспект развлечения: «Путешествие в страну Дружбы» (с участием детей из средней, старшей, подготовительной групп).

Цель: Формировать коммуникативные навыки у детей. Установить гармоничные взаимоотношения в группе, основанные на доверии, взаимоподдержки и помощи. Обеспечить интерес к сюжетно-ролевой игре через конс...

«По грибы, по ягоды» Сценарий осеннего Дня здоровья на свежем воздухе для старших дошкольников.

laquo;По грибы, по ягоды»Сценарий осеннего Дня здоровья на свежем воздухе для старших дошкольников.Цель: создание условий для оздоровления детейЗадачи:- развивать физические качества детей...

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности «Театрализация» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: «Художественное - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...