Интегрированное логопедическое занятие по коррекции лексико-грамматического строя речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тебенькова Надежда Владимировна

Тема: «Откуда хлеб пришел к нам на стол?».

Цель: Создание условий для развития лексико-грамматического строя речи детей с нарушениями речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

-Формирование представлений о происхождении хлеба;

-Закрепление знаний о профессиях людей, занятых в порождении хлеба;

-Формирование умений делать выводы, умозаключения по результатам экспериментирования.

Коррекционно - развивающие:

-Расширение, уточнение и активизация словаря по теме;

-Упражнение в изменении слов по падежам, числам;

-Упражнение в образовании однокоренных слов;

-Совершенствование умений составления предложений;

-Развитие коммуникативной функции речи;

-Активизация анализаторной системы (осязание, обоняние);

-Развитие артикуляторной моторки и общей моторной сферы;

-Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, образного воображения.

Коррекционно - воспитательные:

-Воспитание у детей бережного отношения к хлебу;

-Воспитание почёта и уважения к людям, которые его выращивают;

-Приобщение детей к традициям русского народа.

Методы и методические приёмы:

-Наглядные методы: рассматривание слайдов презентации, предметных картинок на словоизменение; показ образца выполнения экспериментирования.

-Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, уточнение и распространение высказывания; словесные игры; загадки- досказки; объяснение выполнения экспериментальной деятельности, пояснение результатов деятельности.

-Практические методы: творческие речевые игры и упражнения; вопросно-ответные упражнения; экспериментальная деятельность.

Технологии:

-Здоровьесберегающие;

-Информационно-коммуникативные;

-Экспериментирование.

Материалы и оборудование: ноутбук и монитор для презентации; образцы хлебобулочных изделий; мука на тарелках, ложки, стаканы с водой для экспериментальной деятельности; предметные картинки по теме; каравай на итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_moy.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное логопедическое занятие

по коррекции лексико-грамматического строя речи

Тема: «Откуда хлеб пришел к нам на стол?».

Цель: Создание условий для развития лексико-грамматического строя речи детей с нарушениями речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: 

-Формирование представлений о происхождении хлеба;

-Закрепление знаний о профессиях людей, занятых в порождении хлеба;

-Формирование умений делать выводы, умозаключения по результатам экспериментирования.

Коррекционно - развивающие: 

-Расширение, уточнение и активизация словаря по теме;

-Упражнение в изменении слов по падежам, числам;

-Упражнение в образовании однокоренных слов;

-Совершенствование умений составления предложений;

-Развитие коммуникативной функции речи;

-Активизация анализаторной системы (осязание, обоняние);

-Развитие артикуляторной моторки и общей моторной сферы;

-Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, образного воображения.

Коррекционно - воспитательные: 

-Воспитание у детей бережного отношения к хлебу;

-Воспитание почёта и уважения к людям, которые его выращивают;

-Приобщение детей к традициям русского народа.

Методы и методические приёмы:

-Наглядные методы: рассматривание слайдов презентации, предметных картинок на словоизменение; показ образца выполнения экспериментирования.

-Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, уточнение и распространение высказывания; словесные игры; загадки- досказки; объяснение выполнения экспериментальной деятельности, пояснение результатов деятельности.

-Практические методы: творческие речевые игры и упражнения; вопросно-ответные упражнения; экспериментальная деятельность.

Технологии:

-Здоровьесберегающие;

-Информационно-коммуникативные;

-Экспериментирование.

Материалы и оборудование: ноутбук и монитор для презентации; образцы хлебобулочных изделий; мука на тарелках, ложки, стаканы с водой для экспериментальной деятельности; предметные картинки по теме; каравай на итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент, введение в тему

СЛАЙД

Дети заранее рассаживаются на стульчиках, выходит логопед с караваем под музыку («Колосок»)

Логопед: -Вот он хлебушек душистый,

Пышный, тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл!

Логопед: -Вот и к нам на стол прибыл каравай!

Логопед: -Ребята, приглашаю вас встать в круг, поприветствовать друг друга и гостей!

СЛАЙД

Логопед: -Идём по кругу.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Утро доброе!»  друг другу.

Идут по кругу.

Логопед: -Останавливаемся.

Нам здороваться не лень-

Всем «Здравствуйте!» и «Добрый день!»;

Останавливаются и выполняют поклон с разведением рук в стороны - вправо, затем влево.

Логопед: -Поздоровайтесь, ребята!

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

Приседают (пружинка, руки на поясе) и улыбаются вправо, затем влево.

Логопед: -Давайте все вместе улыбнёмся друг другу!

Основная часть

Логопед: -Прошу вас удобно присесть на стульчики и отправиться в путешествие на много веков назад.

СЛАЙД

Логопед: - Слово ХЛЕБ произошло от древнегреческого слова КЛИБАНОС- это глиняный горшок для выпекания хлеба.

СЛАЙД

Логопед: - А первые хлебопекари – египтяне открыли способ разрыхлять тесто с помощью брожения.

СЛАЙД

Логопед: - Первый хлеб был в виде каши, много веков назад, тогда придумали первые мельничные жернова. Это камни, которые перетирали зёрна в муку. Позднее научились выпекать хлебные лепёшки на горячих от солнца камнях. И это было тоже в Египте.

СЛАЙД

Логопед: - С древнейших времен выпечка хлеба  считалась делом ответственным и почетным. Секрет приготовления хлеба на Руси держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.

СЛАЙД

Логопед: - А я знаю интересную сказку про язычок «Откуда хлеб пришел?»! Давайте, поиграем! Я буду показывать упражнения для язычка, вы выполняйте вместе со мной!

Артикуляционная гимнастика «Откуда хлеб пришел?»

Логопед: - Язычок очень любил наблюдать, как бабушка печет булочки и пирожки. Однажды, когда бабушка замесила тесто, он попросил ее рассказать, откуда хлеб пришел? Бабушка начала свой рассказ.

Сначала, сказала она, нужно вспахать землю.

Упражнение «Кошка лакает молоко»- хорошо поднимается язычок снизу вверх

Потом разрыхлить её

Упражнение «Вкусное варенье»- облизываем верхнюю губу

и посеять семена.

Упражнение «Часики»- активно двигается наш язычок вправо-влево

Когда появятся ростки,

Упражнение «Качели»- активно двигается наш язычок вверх-вниз

их нужно поливать.

Упражнение «Маляр»- хорошо поливаем

Поспевший урожай убирают с поля.

Упражнение «Часики»- активно двигается наш язычок вправо-влево

Хлебные колосья превращают в муку.

И только затем месят тесто

Упражнение «Месим тесто»- разминаем наш язычок зубами, затем губами

и пекут вкусные хлебобулочные изделия.

Упражнение «Кошечка сердится»- хорошо выгибаем язычок!

Логопед: - Вот молодцы какие!

СЛАЙД

Логопед: -А сейчас я вас приглашаю в «Булочную».

-Что такое «Булочная»?

(Ответы детей. Магазин, где продают хлебобулочные изделия).

(Дети подходят к стеллажам).

(Под салфетками белый пшеничный, ржаной хлеб, калач, печенье, лаваш, булочки 2-3, печенье и кусочки для пробы на шпажках для дегустации, стаканчики с водой).

Логопед: - Но чтобы открыть волшебные салфетки, отгадайте загадки:

Разные, кручёные

С начинкою,  слоёные.

Вкусно – просто загляденье

Это вкусное  (печенье).

Рома шёл по улочке

И кушал с маком (булочку).

Мама Машу усадила

За обеденный за стол

Маша кашу есть не стала

Попросила бутерброд!

Маша, Машенька, не плачь!

Мы дадим тебе (калач).

Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский
(хлеб).

(Открываю салфетки)

Логопед: - Посмотрите, какое изобилие! Как много всего вкусного!

Логопед: - Предлагаю вам взять любой кусочек и понюхать. Вдохните аромат носиком и на выдохе произнесите «Ах!

Логопед: - А сейчас выбирайте и на вкус и на цвет, пробуйте!

-Тщательно жуём! Запиваем водой!

(Стаканчики можно выбросить в урну)

Логопед: -Назовите все хлебобулочные изделия, какие здесь есть.

(Калачи, булка, батон, пирожок, рогалик, каравай, бублики, ватрушка, сочни, баранки, хлеб).

Логопед: -Давайте придумаем о них «вкусные» слова, отвечающие на вопрос «какой, какое, какая?» (Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный).

Логопед: -Молодцы! Приглашаю вас присесть на стульчики.

Логопед: -Много людей потрудилось, чтобы у нас на столе всегда был вкусный, свежий хлеб. А как хлеб появляется на нашем столе?

(показ презентации по ходу рассказывания).

Беседа с презентацией «Путь хлеба от зерна до магазина».

СЛАЙД

  1. Весной, когда снег растает на поля выходят трактора, которые пашут землю плугом, чтобы она стала рыхлая, мягкая. Кто управляет трактором?- тракторист.

СЛАЙД

  1. Специальными машинами, сеялками зерно сеют по полю.

СЛАЙД

  1. Потом при тёплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски. В колосках зерно, не одно, а много.

(показываю колосья)

Логопед: -Много колосьев называется- сноп.

-Потрогайте, помните зерно пальчиками! (проношу поднос с пшеницей для тактильных ощущений).

СЛАЙД

  1. Когда пшеница выросла, налились колосья, в поле выезжают комбайны и убирают урожай. Кто управляет комбайном? - комбайнёр.

СЛАЙД

  1. Зерно засыпают в машины и везут сушить- на элеватор.

 Это хранилище для сушки зерна.

СЛАЙД

  1.  После сушки зерно везут на мукомольный завод, где его перемалывают, превращают в муку.

СЛАЙД

  1. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку.

СЛАЙД

  1. Дальше муку везут на хлебозавод (пекарню), там замешивают тесто, раскладывают в специальные формы и выпекают хлеб в печи. Хлеб выпекают пекари.

СЛАЙД

  1. Готовый хлеб везут в магазин, где мы с вами его покупаем.

СЛАЙД

  1.  А людей, которые работают в полях, называют – хлеборобы.

(обращаю внимание на слайд хлеб и руки)

Логопед: - Получается, что более 10 рук держали буханку нашего хлеба, пока он дошел до нас. Хлеборобы согревали хлеб своими руками, отдавали ему свое тепло, свою доброту и энергию.

Логопед: - Ребята, а кто помнит, какое хлебобулочное изделие испекла в сказке Бабка?

Ответы детей: Колобок.

СЛАЙД

Логопед: - Предлагаю немного отдохнуть, выходите в круг! Не ленитесь! Повторяйте всё за мной и за Колобком.

Физминутка «Колобок» - презентация

СЛАЙД

Логопед: -Мы немного отдохнули! И я прошу вас ответить на вопрос: «Из чего пекут хлеб?» Ответы детей. (вода, мука, вода, масло)

СЛАЙД

Логопед: -Да, из этих продуктов получается тесто, из которого люди с давних времен пекут хлеб!

(проходят к зоне экспериментирования)

Логопед: -Прошу вас подойти к столам. У вас на тарелочках тоже мука. Посмотрите на муку, какого она цвета? Ответы детей. 

Логопед: - Давайте потрогаем её, что вы ощущаете? Ответы детей. 

Логопед: -Положите на муку вашу ладошку. Посмотрите на муке от ваших пальчиков остаются следы, можете на ней что-нибудь нарисовать.

Логопед: -А что произойдет, если на муку немного капнуть водой? Возьмите ложки и капните немного воды в муку.

Логопед: -Посмотрите, что получилось? Мелкие крупинки вокруг себя собирают капли воды, образуют одну большую каплю. 

Логопед: -А если муку добавить в стакан с водой.

Логопед: - Возьмите ложечкой муку и размешайте её в воде. Что произошло? Мука растворяется, но вода становиться мутной.

Логопед: - Ребята посмотрите и здесь и здесь есть мука и вода (показываю на тарелки  каплей воды и на стаканчики с мутной водой), похоже это на тесто? Ответы детей. 

Логопед: - Верно, ведь для правильного теста нужен рецепт, в котором точно указано, какие продукты необходимы и в каком количестве.

Логопед: - Возьмите салфетки и тщательно протрите руки. Прошу вас присесть на стульчики.

Образование уменьшительно-ласкательной формы слов.

Игра: «Назови ласково»

Логопед: - У меня есть картинки. Предлагаю вам вытягивать по одной картинке и называть слова ласково. (Вытягивают картинки: батон, колос, зерно, баранка, пирог, булка, блин, ватрушка, плюшка, кекс, пряник).

Логопед: - А как ласково назвать хлеб? Ответы детей.

Образование родственных слов.

Игра: «Слова - родственники» (в игре с мячом).

Логопед: - Предлагаю вам образовать слова одной семейки от слова ХЛЕБ . 

Логопед: - Крошки хлеба – это, какие крошки?

Ответы детей: Хлебные.

Логопед: - Квас из хлеба – это…

Ответы детей: Хлебный квас.

Логопед: - Как называется ящик для хранения хлеба?

Ответы детей: Хлебница.

Логопед: - Прибор для нарезания хлеба.

Ответы детей: Хлеборезка.

Логопед: - Как называют гостеприимного человека?

Ответы детей: Хлебосольный.

СЛАЙД

Заключительная часть

Логопед: - Молодцы ребята!

Логопед: - Вы увидели, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему нужно относиться бережно!

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает.

И хлебопёкам- умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным!

Логопед: - Издавна хлебом и солью угощали дорогих гостей!

-Давайте пригласим наших дорогих гостей к столу и угостим вкусным караваем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи «Профессии»

Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи«Профессии»...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:  Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С",  развивать связную речь....

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"

Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие Животные"

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие ж...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми старшей группы с ОНР III уровня

Лексическая тема: «Зимушка, зима» Цель: закрепить полученные знания детей о зиме, о диких животных. Задачи:Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, о ее признаках; о диких...