Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
картотека по логопедии

Титова Анна Владимировна

Картотека игр на развитие лексико-грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_grammaticheskih_igr_i_uprazhneniy.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Что у нас получится?

Цель: Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

Игровой Материал: Цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.

Ход игры: На середину стола кладутся прямоугольники цветной стороной вверх (оранжевого, розового, голубого, серого). Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось?» - «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа). Затем раздается детям по 4 карточки

Дидактическая игра «Чьи это вещи?».

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей. Разъяснить значение обобщенного слова семья.

Игровой Материал: картинки с изображением членов семьи: мамы, папы, детей (девочки и мальчика), бабушки и дедушки. Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах – очки, зонтик и т.д.)

Ход игры: Показывается 6 карточек с изображением членов семьи. Говорим, что эта семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи и показываем коробку с множеством картинок с предметами быта. Затем показывается картинка с какой-либо вещью, и спрашиваем у детей «чья это вещь?» (этот портфель – Машин)

Дидактическая игра «Чего не стало?».

Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.                                                                                                Игровой Материал: Карточки с изображением предметов, картонные прямоугольники для закрывания карточек.

Ход игры: Логопед раздает детям по 3-4 карточки, которые они раскладывают перед собой в ряд, и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запоминать, что и сколько у вас нарисовано на всех карточках. Я буду закрывать одну из ваших карточек, а вы должны ответить каких и сколько предметов у вас не стало (не стало пяти конфет, не стало на тарелки двух яблок, потому что...).

Дидактическая игра «Один — Много».

Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Игровой материал: Парные картинки, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой несколько таких же предметов. Наборное полотно.

Ход игры: Выкладываются парные картинки сначала одна потом вторая (гусенок — гусята).

Игра «В мире животных и птиц»

Цель Расширение и активизация словаря, закрепление основных форм, обозначающих признаки, развитие умения сравнивать предметы, выделяя в них характерные признаки. Оборудование Карточки с изображением животных и птиц.

Ход игры

Число карточек ограничено по числу и количеству (н-р только дикие животные средней полосы). Карточки распределяются между игроками по 2 на ребенка. После того как будет прочитано их название ведущий предлагает каждому игроку сравнить имеющиеся у него картинки с изображением животных, Выделив, их общие признаки и различия. Например, один ребенок называет только общие признаки, а другой — отличительные.

Играют 2-б детей и взрослый ведущий.

Игра « Узнай по силуэту»

Цель: Развитие мелкой моторики, расширение и активизация словаря.

Оборудование Вырезанные из картона контуры предметов на разные лексические темы.

Ход игры

Ребенок берет контур, обводит его пальчиком по краю, называет, что это за предмет (стул, корова и т. д). для чего этот предмет предназначен. Называет обобщающее слово.

Игра-лото «Мои первые предложения»

Цель: учить составлять простые предложения, развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Оборудование большие сюжетные картины, предметные картинки, подходящие по тематике к сюжетным.

Ход  игры

Каждый игрок выбирает себе 1 или несколько больших карт. Ведущий показывает детям маленькие карточки. Тот кому подходит карточка, берет её себе, соединяя пазловый замок, составляет предложение. Например: девочка кормит птиц. Мальчик катается на санках.

Играют 1-4 ребенка и ведущий.

Игра «Чей рассказ лучше»

Цель:  учить составлять простые предложения, соблюдая смысловую связь между ними.

Оборудование Сюжетные картинки, предметные картинки, подходящие по тематике к сюжетным.

Ход игры

Маленькие (предметные) карточки раскладываются на столе, игроки выбирают себе большие ка рты. Необходимо собрать большие карты — присоединить к ним маленькие карточки и составить рассказ по картинке. У кого самый лучший рассказ тот победитель.

Играют 1-4 игрока.

Игра «Разложи по величине»

(для детей от 4-х лет)

Цели. Расширение объёма словаря, уточнение представлений о величине предметов (развитие денотативного аспекта значения слова). Оборудование. Большие карты, разделённые на 4 сектора. В каждом секторе расположена геометрическая фигура в порядке увеличения слева направо. К каждой карте прилагаются 4 картинки с изображениями предметов различного размера.

Игра «Лишнее слово»        

(для детей от 5-и лет)

Цель. Развитие умения группировать слова по выделенному признаку и без выделенного признака.

Оборудование. Картинки по изучаемой лексической теме.

Игра «Придумай загадку»

(для детей от 4-х лет)

Цель. Уточнение представлений о признаках и действиях предметов и живых существ (развитие денотативного аспекта значения слова).

Оборудование. Предметные картинки, фишки.

Игра «Объясни Незнайке»

(для детей от пяти лет)

Цели. Развитие умения объяснять значение слова с  помощью обобщающего понятия и существенных признаков предмета (развитие понятийного аспекта значения слова).

Оборудование. Кукла-персонаж Незнайка, предметные картинки.

Филимонова О. Ю. “Развитие словаря дошкольника в играх Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. —СП6., ДЕТСТВО—ПРЕСС 2007

 Игра  «Назови лишнее слово»

Цель: активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Описание: Логопед называет слова и предлагает детям назвать лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее Например:

• Зима, апрель, весна, лето, осень

• Мама, подруга, папа, сын, бабушка

• Море, озеро, река, мост, пруд

• Круг, квадрат, прямоугольник, карандаш, треугольник

Игра  Классификация предметов по картинкам                                                                          Цель: активизация словаря

Описание: Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификаций не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например:

• Овощи и фрукты (яблоко, морковь, лимон, огурец, груша, капуста)

• Домашние и дикие животные (овца, ежик, кошка, собака, зебра, жира фа)

• Дикие и домашние птицы (гусь, сова, утка, курица, сорока, дятел)

• Посуда и мебель(кастрюля, чашка, стол, стул, шкаф, чайник)

• Одежда и обувь (свитер, сапоги, кофта, туфли, ботинки, юбка)

• Птицы и насекомые (божья коровка, стрекоза, бабочка, воробей, ласточка, лебедь)

 Игра «Кто как передвигается?»                                                                                     Цель: активизация глагольного словаря.

Описание: Логопед показывает картинки, изображаю животных, дети определяют их и называют, кА они передвигаются. Например:

Лошадь скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба плавает, лягушка — прыгает.

Игра  «Найди лишний предмет»

Цель: Совершенствование словаря.

Описание: Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать лишнюю картинку и объяснить, почему она «лишняя»

Примерные серии картинок: капуста, слива, огурец; платье, шапка, юбка, халат, овца, собака, кошка, лиса; Топор, молоток, ножницы, гвоздь; Огурец, морковка, яблоко.

Игра «Подбери действие»

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширять словарный запас.

Оборудование спец. оборудования не требуется.

Ход игры взрослый называет ребёнку слово — предмет и предлагает ему хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит подходящее для него действие. (Собака — бегает, лает, ходит, ест и т.д.). После подбора действия к нескольким предметам, взрослый может назвать любое действие и попросить ребёнка подобрать к нему подходящий предмет (плавает— корабль, утка, лодка, рыба, мальчик и т.д.).

Игра «Чья у зверя голова?»

Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных. Оборудование мяч.

Ход игры взрослый бросает ребёнку мяч и говорит: (У вороны голова.... ), а ребёнок возвращая мяч должен сказать: «Воронья» (у собаки голова — собачья, у коровы голова — коровья, у кролика голова — кроличья, у кошки голова — кошачья, у барана голова — баранья, у лошади голова — лошадиная и т.д.)

Игра «Листья и деревья»

Цель:  Научить ребёнка образовывать и употреблять относительные прилагательные (название листьев и веток) от существительных (название деревьев), расширить словарный запас, развит память, внимание, мышление.

Оборудование предметные картинки, на которых изображены деревья и их листья.

Ход игры взрослый раскладывает пред ребёнком картинки, на которых изображены деревья, и просит назвать их. После этого он даёт ребёнку картинки с изображением листьев, которые нужно подобрать к соответствующему дереву. Как только ребёнок справится с заданием, ему нужно предложить правильно назвать их, образуя слова — прилагательные от существительных — название деревьев (Лист берёзы — берёзовый, лист клёна — кленовый, ветка ели - еловая).

Игра  «Что каким бывает?»

Цель: расширить словарный запас ребёнка, развить память, внимание, воображение, ловкость.

Оборудование мяч, фишки.

Ход игры в игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Взрослый перебрасывает детям, которые сидят на стульчиках или стоят в кругу, мяч и задаёт вопрос, на который ребёнок поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч взрослому. Взрослый в свою очередь, перекидывает мяч ребёнку и ждёт ответа от него.

Что может быть высоким? — дом, человек, гора, дерево. Что может быть глубоким? — озеро, лужа, море, сон. Что может быть круглым? - колесо, мяч, шар, яблоко, солнце.

Что может быть холодным? — погода, вода, лёт, мороженное, камень, ночь.

Что может быть мягким? — подушка, шарф, диван, одеяло.

Что может быть сладким? — булочка, торт, пирожное, вафля, ананас.

Что может быть деревянным? — стол, стул, дом, пол.

Что может быть острым? — нож, стекло, клинок, ножницы и т.д.

Игра «С какого дерева листок?»

Оборудование: листья с разных деревьев или их изображение на карточках.

Ход игры: все листья деревьев или карточки раздаются детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать деревья: « у меня лист тополя». И т.п.

Игра «Кого, чем покормили?»

Оборудование: предметные картинки с изображением животных.

Ход игры: дети по очереди рассказывают, какое у них животное и чем его можно покормить.

Примерный рассказ: « У меня лошадь, я дам ей охапку сена, кусок хлеба, налью ведро воды.» и т.п

Игра «В ресторане»

Оборудование: предметные картинки или наборы

кукольной посуды.

Ход игры. Выбирается ребёнок на роль официанта,

остальные дети рассаживаются за столами. Официант

обходит столы и собирает заказы, которые тут же

«выполняет». Примерный диалог:

Клиент: Принесите мне тарелку супа, порцию картофеля,

два кусочка хлеба и стакан сока.

«Подумал, назови» (овощи)

Цель: образование уменьшительных форм имен существительных.

Описание: детям раздаются картинки с изображением овощей. Просьба назвать большой и маленький овощ.

Игра «Больница для игрушек»

Оборудование: поломанные игрушки.

Ход игры: дети разбирают поломанные игрушки и идут с ними к доктору»: «У меня мишка без уха», «У меня кукла без руки», «У меня заяц без хвоста», «У меня машина без колеса», «У меня самолёт без крыла» и.т.д.

Кухня (продукты питания)

Цель: активизация глагольного словаря

Описание: у детей сюжетные картинки.

Просьба, рассказать, что изображено на картинках:

-Мама жарит рыбу на сковороде

- Бабушка печет пирожки

- Повар варит в кастрюле суп

- Девочка запекает в духовке котлеты

«Что можно сделать?» (фрукты)

Цель: образование относительных прилагательных.

Описание: детям раздаются картинки с изображением фруктов. На столе плоскостные муляжи: банки, стакана, вазочки. Задача детей придумать, что можно приготовить из фруктов. Затем дети соотносят картинки с фруктами с муляжами, объясняя. («Я сделаю из яблок компот или яблочный компот» - яблоко накладывает на банку) и.т.д.

Скажи наоборот (сад – огород)

Цель: образование антонимов.

Описание: на доске картинки с изображением

овощей, фруктов, ягод.

- Лимон кислый, а морковь - ... (сладкая)

- Морковь твердая, а помидор - ... (мягкий)

- Горох маленький, а тыква - ... (большая)

- Малина сладкая, а рябина - ... (горькая)

- Слива легкая, а кабачок - ... (тяжелый)

Игра «Один - много»

Цель: закрепление в речи детей различных способов образования форм множественного числа имен существительных.

Описание:

Мы — волшебники немного:

Был один, а станет много.

Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Например: стол-столы, двор — дворы, дом — дома, глаз-глаза, город — города, день, дни, сон — СНЫ И Т.д.

Игра: «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительньих прилагательных (слов, обозначающих признаки предметов через отношение этого предмета к другим предметам, а также материалам, действиям и состояниям, пространственным и временным ориентирам) и способов их образования. Описание: взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные» Рукавички из меха — меховые, медвежонок из плюша — плюшевый, стакан из стекла- стеклянный, ваза из хрусталя

хрустальная.

Игра «Что приготовим»

Цель: образование относительных прилагательных от существительных:

Описание: Взрослый задает вопрос: «Что приготовим из..., ребёнок отвечает»

Например:

Из малины — малиновое варенье Из грибов — грибной Суп, Из клюквы — клюквенный морс Из грибов — грибной соус

Игра «Кто кем был?»

Цель: усвоение категории творительного падежа, развитие мышления, расширение словаря.

Описание: взрослый называет предмет или животное, а ребенок говорит, кем (чем) был раньше названный объект. Например: медведь — медвежонком, ёжик — ежонком, цыплёнок

— яйцом, яблоня — семечком, рубашка - тканью.

«Осенние ЛИСТЬЯ» (лото)

Цель: расширить словарь по теме Деревья», учить правильно

существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

Ход: Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался:

«Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. «Неговорящего» ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

“Поваренок”

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход: Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

«Кошкин дом»

Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.

Оборудование игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.

Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.

«Угостим медведей чаем»

Цель закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая.

Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».

Ход:  Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка - чашечка, тарелка - тарелочка ложка - ложечка.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. числа глаголов.

Материал: кукла Оля.                                                                                    Ход:

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...)

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход:

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов. Материал. Кукла Буратино.

Ход: Буратино — путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он

расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского

сада или на улице он побывал.

- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки,

вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят...- Пляшут, поют, кружатся...

Был Буратино в детском саду, когда дети: приходят, здороваются... (Когда это бывает?) и т. д

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского)

рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход: Воспитатель:

Я картинки положила                                                                                          В разноцветный сундучок.                                                                                       Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

1. Игра «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов -ек-, ок-, -еньк Инструкция: Скажи ласково например, гусенок — гусеночек

•        Цыпленок - (цыпленочек)

•        Петух - (петушок)

•        Гусыня - (гусочка)

•        Утка- (уточка)

•        Курица- (курочка)

•        Рябой- (рябенький)

•        Пестрый - (пестренький)

2. Игра « подбери слово»

Цель: Я буду называть признак, а ты подбери к нему слово предмет например, куриный — (бульон, гребешок)

• Утиная (походка)

• Гусиное (крыло)

 Птичьи (перья)

А сейчас я называю слово признак, а ты называешь предмет, Например, заостренный (клюв)

• Распушенный (хвост)

• Вытянутая (шея)

3. Игра «Подбери три слова»

Цель: упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Инструкция: Я буду называть птиц, а ты скажи какие они, придумай три признака. Например, курица (пестрая, рябая соседская)

• Цыплята

• Петух

• Гусята

• Индюк

4. Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить согласовывать существительные с причастиями.

Инструкция: Я скажу словосочетание, а ты скажи его по другому. Например, петух поет. — Поющий петух.

• Куры кудахчут. - (Кудахтающие куры)

• Утка нырнула. - (Ныряющая утка)

• Гуси плавают. - (Плавающие гуси)

1.Игра « Составь новое слово из двух»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Инструкция Я буду называть два слова, а ты из них составь

одно слово.

Например, лед колет — ледокол

•        Сам катит — (самокат)

•        Сам летает — (самолет)

•        Бензин возит — (бензовоз)

•        Везде ходит — (вездеход)

•        На земле — (наземный)

•        Под землей — (подземный)

•        Железная дорога —        .... (железнодорожный)

•        Быстро ходит (быстроходный)

•        Легкие крылья — (легкокрылый)

. Бензин, колонка — ... (бензоколонка)

2. Игра «Скажи по другому»

Цель: учить согласовывать существительные с причастиями. Инструкция: Я скажу словосочетание, а ты скажи его по другому. Например, самолет взлетает — взлетающий самолет.

• Лодка плывет. - (Плывущая лодка)

• Машина подъезжает. - (Подъезжающая машина)

  Пассажир поднимается по трапу.-

З. Игра  «Что делает?»

Цель: упражнять в согласовании существительных с

глаголами.

Инструкция: посмотри на картинки и скажи

• Что делает самолет (летит, поднимается, приземляется, тормозит)

• Что делает машина (едет, останавливается, перевозит, мчится)

• Что делает водитель автобуса (управляет, заводит, тормозит)

• Что делают лодки (плывут, плавают, причаливают, пришвартовываются).

4. Игра «Подбери слову пару»

Цель: упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Инструкция: Я буду называть слово предмет, а ты к нему подбери слово признак. Например, автомобиль (новый, красивый, большой, грузовой, белый, удобный)

• Поезд (пассажирский, товарный, скорый)

• Машина (легковая, грузовая, новая, пожарная)

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: картинки с изображением незаконченных предметов. Ход игры: детям показывают картинки и просят внимательно посмотреть, что на них изображено и чего не нарисовано забывчивым художником.

Например: Это птица. У птицы нет крыла. Это медведь. У медведя нет лапы. Это диван, У дивана нет спинки и т.п.

Игра «Эрудит»

Ход игры: логопед задает вопрос, а дети должны быстро на него

отвечать. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку.

Выигрывает тот, у кого фишек оказывается больше всех.

Примерные вопросы — ответы:

- У кого большой хобот?

- Хобот у слона,

- У кого пушистый хвост?

- Пушистый хвост у лисы.

- У кого нос пяточком?

- Нос пяточком у свиньи.

Игра «Мое желание»

Оборудование: предметные картинки с изображением стакана, чашки, кружки и т.д.

Ход игры: дети разбиваются на команды (по числу картинок), получают от логопеда картинку. Логопед просит представить, что на улице жарко, хочется пить, каждый может пожелать чего угодно, но только в той посуде, которая изображена на картинке, доставшейся его команде. Выигрывает та команда, которая высказала больше всего желаний. Примерные желания: «Я бы выпил стакан воды. Я бы хотела чашку чая. Я бы выпил бы кружку холодного молока и т.п.»

Игра «Чьи это вещи?»

Оборудование: сюжетная картинка с изображением семьи; предметные картинки.

Ход игры: детям предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку, после этого из набора предметных картинок дети должны отобрать те, на которых изображены предметы, принадлежащие членам этой семьи: «Это очки бабушки! А это лента девочки! это часы папы!! ит.п.

Итоговое логопедическое занятие (подготовительная гр.)                                                                       «Звуковичок отправляется в поход»

ЦЕЛИ. Закреплять навыки речевого анализа, совершенствовать лексико-грамматический строй. Обучать умению составлять простые распространенные предложения, определять количество слов в предложении, записывать его схему. Закреплять умение употреблять сущ. в форме множ. числа в родит. падеже. Закреплять умение образовывать притяжательные прилаг. от сущ-ньих, обозначающих животных и птиц

ИСТОЧНИК: ж-л Логопед № 5 2009г

Тема: «дикие животные наших лесов». (подготовительная гр) ЦЕЛИ. Расширять и активизировать словарь по теме. Закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания. Обучать образовывать притяжательные прилагательные от сущ-ных, согласовывать их в числе, роде; падежному управлению сущ-ных в родит-ом, творит-ом, винительном падежах; составлению рассказа по опорным картинкам, ориентировке по плану-схеме.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, пространственные представления. Закреплять навыки чтения при отгадывании кроссворда.

ИСТОЧНИК: ж-л Логопед №7 2008г

Тема: «Зима. Зимующие птицы»..(старшая гр)

ЦЕЛИ. Расширять и активизировать словарь. Обогащать словарь признаков и действий. Развивать грамматический строй речи:

умение согласовывать прилагательные с сущ-ми в роде и числе; образовывать однокоренные слова; правильно употреблять форму дательного падежа сущ-ньих в един-ом и множ-ом числе без предлога, форму един-ого числа творительного падежа; образовывать сложные слова

ИСТОЧНИК: ж-л Логопед № 7 2008г

Тема: «домашние животные» (подготовительная гр)                           ЦЕЛИ. Расширять и обогащать словарь. Формировать умение правильно образовывать формы винительного и творительного падежей имён сущ-ных. Упражнять в умении самостоятельно проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; употреблять сложные предлоги; делить на слоги. Развивать звукопроизношение, зрительное внимание, мышление, творческое воображение.

ИСТОЧНИК: ж-л Логопед №7 2008г

Игра «Жадный кот »

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи  

(образование и употребление сущ. в родительном падеже.)

Ход игры

Логопед раздаёт детям предметные картинки с изображением продуктов питания (сыр, масло, сметана, колбаса, молоко, рыба и.т.д.) Рассказывает детям про жадного кота, который попал в погреб и вылакал все сливки. Но коту показалось мало, он решил посмотреть, чем ещё можно полакомиться. Логопед  начинает игру: посмотрите ребята на свои картинки и скажите чего ещё хочет жадный кот.

Пример: кот ещё хочет рыбы, сметаны и. т.д.

Игра «Есть или нет»

Цель: Совершенствование грамма — го строя речи

(Образование сущ. в форме мн. ч. в род. падеже)

Ход игры

Один ребёнок берёт карточку, рассматривает и говорит

Кто на ней есть. другой ребёнок говорит, что у него нет этого предмета, но зато есть то, что изображено у него на картинке и так далее

 Игра «Найди себе пару».

Цель: совершенствование  грамматического строя   речи (образование мн ч. сущ.)

Ход игры:

Одна группа получает карточки с

Изображением одного предмета, а

Другая группа нескольких.

Один ребёнок из первой команды

Показывает и называет свою

Картинку. Пр: «У меня дерево».

Ребёнок из другой команды

Говорит: «У меня деревья». Эти

Дети становятся вместе»

Игра «Что без чего»

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (образование и употребление сущ. в родительном падеже.)

Ход игры

Перед ребёнком сломанные предметы. Логопед задаёт вопрос:

«Что без чего?» Ребёнок отвечает на вопрос.

Стол без…(ножки), машина без… (колеса), чашка без… ручки.

Игра «Занимательный шнурок»

Чьи следы?

Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных.

Ход игры: на доске с правой стороны выставляются картинки с изображением диких животных, а с левой — их следы. Шнурком нужно соединить животных и их следы.

Например:

Это след волка, он чей? Волчий

Это след медведя, он чей? Медвежий

Это след зайца, он чей? Заячий и т.п.

«Он, она, оно, они»

Соотнесение существительных мужского, женского и среднего

рода единственного и множественного числа с местоимениями.

В центр цветка поочередно кладутся карточки с изображением девочки- она, мальчика- он, мальчика и девочки- они, солнца — оно.  Дети должны выложить на лепестки картинки про которые можно сказать он, она, оно, или они.

«Карлик великан»

Обучение употреблению слов с уменьшительно-ласкательными

суффиксами и суффиксами увеличения.

В центр цветка кладется карточка с и карлика и великана. дети выкладывают картинки с изображением

различных предметов и называют их

ласково (если в центре находится карлик) или называют слово прибавив к

нему суффикс

-ищ (если в центре - великан).

«Сколько?»

Упражнение в согласовании существительного и

числительного.

В центр цветка кладется карточка с изображением цифры( 1,3,5), на лепестки - картинки с изображением различных предметов. дети называют каким будет количество предметов в зависимости от поставленной цифры.(Одно дерево, один мяч, одни очки)

«Приготовим сок»

Формирование навыков

образования относительных прилагательных.

В центр цветка кладется карточка с

изображением стакана, на лепестки выкладываются картинки с

изображением ягод, фруктов, овощей.  дети говорят, какой сок они

приготовили. (На картинке вишня - сок вишневый)

«Чей хвост?» «Чья голова?» «Чьи уши?»

Формирование практических навыков в образовании

притяжательных прилагательных.

На лепестки по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных.  Дети определяют и называют, чей это хвост (голова, уши, перья и т.п.) находят это животное.

Картотека игр по развитию лексико-грамматического строя речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии»

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для п...

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Очень важную роль в развитии ребенка играет развитие речи. Некоторые родители пускают его на самотек, думая, что ребенок сам научится говорить, подражая им, а потом удивляются, что у него маленьк...

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Данный материал содержит примерный перечень игр, используемые на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи (родственные слова, предлоги)

Игра помогает  учиться подбирать  семью родственных слов, ориентироваться в пространстве, знакомит с предлогами, их значением....

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...