Звуки Ф -ФЬ. Буква Ф, ф
план-конспект занятия по логопедии

Калинина Ольга Николаевна

конспект фронтального занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_f.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [Ф],[Ф`]. Буква Ф.

Цели:

  • учить различать звуки [Ф],[Ф`] и обозначать их буквами;
  • закрепить умение выделять заданные звуки в слове, предложении, тексте;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, уважения друг к другу;

Задачи:

  • Уточнение, активизация (актуализация) и пополнение словаря;
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Закрепление навыка звуко-слогового анализа;
  • Развитие зрительно-пространственных ориентировок, артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, ответственности;
  • Расширение уровня общей осведомленности;
  • Развитие связной речи;
  • Работа над просодической стороной речи
  • Работа в области словообразования и словоизменения
  • Развитие и совершенствование всех психических функций

Словарная работа: дрофа, флагшток, фикус

Оборудование: карточки со словами, карточки с предложениями, предметные картинки, игра «поезд».

Речевой материал: карточки, слова, предложения.

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы занятия
  3. Дифференциация звуков [ф],[ф`] в словах
  4. Физкультминутка
  5. Работа в тетрадях
  6. Итог занятия

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед: Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.

Здравствуйте дети! Посмотрите, кто пришел к нам сегодня на занятие.

Дети: Фунтик

Логопед: Верно, это Фунтик. А кто-нибудь помнит, где живет фунтик и чем он занимается?

Дети: Фунтик живет в цирке. Он показывает фокусы. Фунтик - фокусник.

Логопед: Фунтик к нам пришел не просто так, ему нужна помощь. Жираф Фима очень грустный, он хочет домой. Дети, если бы вы заблудились и остались одни, как бы вы грустили. Покажите грустного человека .А как бы вы радовались, когда вернулись домой? Давайте сделаем так, чтобы наш жираф Фима не грустил, поможем ему найти дом? Скажите, а где живут жирафы?

Дети: в Африке

Логопед: Поможем Фиме добраться до Африки?

Дети: Поможем

А для того, чтобы Фима мог вернуться на свою Родину, нам нужно выполнить несколько заданий, вы готовы помочь?

Сообщение темы

Первое задание – игра «четвертый лишний». Послушайте внимательно и определите, какое слово лишнее. Почему? Фима, Фунтик, Африка, жираф.

Дети анализируют слова, выделяют и называют звуки [ф] и [ф`], самостоятельно называют тему занятия.

Логопед: Уточнение артикуляции звуков [ф], [ф`]

Давайте произнесем эти звуки, поделитесь своими впечатлениями. Как мы будем обозначать эти звуки? У вас отлично получается. А сейчас, кто самый быстрый? Давайте дадим характеристику этим звукам. Итак, какой звук [Ф],[Ф`]? Докажите это.

Дети: Звук [Ф] согласный, так как воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; твёрдый; обозначаем фишкой синего цвета. Звук [Ф`] согласный, так как воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; мягкий; обозначаем фишкой зелёного цвета.

Логопед: Молодцы ребята. А что мы делаем со звуками: произносим, слышим, различаем. А чем обозначаем звуки на письме. Ребята, как называется буква, которая на письме обозначает и твердый звук [ф] и мягкий звук [ф`].

Дети: Буквой Ф.

Как вы думаете, почему я написала две буквы, для чего нам нужна большая буква? А на что похожа буква Ф.

Логопед: Молодцы. Фима улыбнулся нам. Давайте, улыбнемся ему в ответ.

Сначала мы будем путешествовать на поезде, чтобы поезд отправился, нам нужно разместить пассажиров по вагонам.

Игра «Поезд». Ребята, вам нужно рассадить наших друзей по вагонам и сложить их вещи. В первый вагон сложите картинки, в названии которых звуки [ф], [ф`] в начале слова, во второй вагон со звуками [ф] [ф`] в середине слова и в третий вагон со звуками [ф], [ф`] в конце слова.

Составьте предложения со словами. Филин и Фунтик отправились в Африку. Дрофа по телефону сообщает, что поезд отправляется. Жираф взял с собой шарф.

Какого цвета билет будет у Филина, Дрофы, Жирафа и Фунтика? Раздайте билеты нужного цвета (по твердости-мягкости)

Путешествие будет долгим, и чтобы было не скучно ехать, мы с вами выполним несколько заданий.

Игра «Закончи предложение».

Каждому ребенку предлагается карточка.

Прочитайте предложение и закончите его с помощью картинки.

Бабуля мне вяжет (кофту)

Гости пили чай с фруктовыми  (конфетами)

Федя осветил дорогу (фонариком)

Вера решила открыть (форточку)

Мама варит варенье из (фиников)

Федя говорит по (телефону)

Фрося посадила фикусы и (фиалки).

Над домом развевались (флаги)

В поездах обычно люди разгадывают кроссворды, давайте, и мы с вами разгадаем кроссворд.

1. Музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми внутри нее струнами. 

2. Предмет мебели - род большого стоячего ящика с дверцами для хранения вещей, одежды.

3. Ряд подводных или выступающих из воды скалистых возвышений морского дна. 

4. Прикрепленные к древку или шнуру полотнища определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой. 

5. Густой питательный напиток из перебродившего коровьего молока, заквашенного на специальных грибках.

6. Объявление о спектакле, концерте, кинофильме.

Заменить звук [ф] на звук [ф`]. Фома-Фима, фокус-фикус, форма-фирма. фон-фен. Замените звук [о] на звук [и], звук [е]. А сейчас возьмите свои синие и зеленые карточки, и мы поработает с этими словами. Я буду называть слово, а вы поднимать карточку, если в слове твердый звук, какую карточку вы будете поднимать? А если в слове мягкий звук?

Ребята, мы устали, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

 Филин серый, филин старый,

(Хлопки с ладоши.)

            А глаза горят, как фары.

(Кисти рук, как «Фары» приставили к глазам.)

            Филин –прыг, филин –скок,

(Прыжки на месте.) Филенку дал флажок.

  Филенок рад, рад –

(Хлопки в ладоши.)

            Два фонарика горят.

Ребята, я еще раз вам прочту физкультминутку, а вы назовете слова, в которых есть звук [ф] или [ф`], и назовете твердый это звук или мягкий.

И так, ребята, мы должны с вами сделать пересадку. Дальше наше путешествие будет продолжаться на корабле. Мы должны обязательно поднять что? Флаг. На флагштоке должен быть флаг нашей страны.

Работа в тетрадях

Чтобы началась посадка, и мы прошли на корабль, нам нужно выполнить такое задание. Откройте тетрадочки, припомните и запишите слова, которые звучали; слова со звуком [Ф] в первый столбик, а со звуком [Ф`] во второй: Пальчиком покажите, в какой столбик записываем слово, почему?

Флаг, фонарь, арфа, фокусник, телефон

Фикус, финик, фиалка, филин, фен

А пока мы плывем, давайте запишем предложение: У Фени фиолетовый сарафан. Давайте посчитаем, сколько слов в предложении? Назовите первое слово? Последнее слово? А кто назовет все слова по порядку? Молодцы. Давайте вспомним все правила. Первое слово пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку. А кто заметил что-то интересное в нашем предложении? Второе слово тоже будем писать с заглавной буквы, почему? А сейчас вам нужно подчеркнуть разными карандашами звуки [ф] и [ф`], мягкий звук зеленым цветом, а твердый – синим. Удачи вам, у вас все получится!

Итог. Молодцы ребята! Вы хорошо работали, справились со всеми заданиями. Вот мы и достигли цели нашего путешествия. Жираф Фима вернулся домой. Скажите, какова же тема нашего занятия, какие звуки мы учились различать? Какой буквой мы их обозначали? Дети подсчитывают количество пятерок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...