Приемы самомомассажа
консультация по логопедии (старшая группа)

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц, и наоборот, соответственно для повышения тонуса слабых и вялых мышц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_samomassazha.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы самомомассажа

Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц, и наоборот, соответственно для повышения тонуса слабых и вялых мышц.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж.  Мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.

  • Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает  напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.        
  • Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний/ расположенных глубже в толще кожного покрова.

Самомассаж вызывает умеренное расширение кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную систему.

При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастические состояния) нужно использовать приемы массажа, направленные на его расслабление.

Расслабление мышц шеи, лица и туб производится путем поверхностного поглаживания.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми.
  • Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.
  • Массируемые мышцы должны быть расслаблены.
  • Массаж делается медленно, плавно.
  • Массаж следует комбинировать с миогимнастикой.
  • Продолжительность массажа не должна превышать 2-3 минут в один прием.
  • Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещения кожи.
  • Каждое движение повторяется 4-6 раз.
  • Массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже.

Расслабление мышц шеи

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение 1. Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.

Упражнение 2; Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Упражнение 3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев рук касаются друг друга). Руки медленно скользят по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания

Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

  • от середины лба к вискам;
  • от середины лба до ушных раковин;
  • от бровей до волосистой части головы;
  • от спинки носа к ушным раковинам;
  • от середины верхней губы до ушных раковин;
  • от линии лба  вниз через лицо к шее;        
  • от мочек ушей по щекам к крыльям носа;
  • от середины верхней губы на подбородок;
  • поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба — и снова к середине);
  • по верхней губе от углов рта к середине;        
  • по нижней губе от углов рта к середине;
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;
  • легкое-постукивание губ.

Расслабление мышц языка.

Упражнение 1. Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).

Упражнение 2. Похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.        

Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком.        

Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба. к ушам и одновременно вслух тянуть нам выдохе сонорный согласный м. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно вслух тянуть на выдохе поочередно сонорные и и п. Повторить 4-6 раз.        

Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно тянуты вслух на выдохе щелевой согласный в. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно тянуть вслух на выдохе согласный з. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5. Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно тянуть вслух на выдохе щелевой согласный ж или сонорный м. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 6. Постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую часть грудной клетки, начиная с нижней части и вверх, К одновременно тянуть вслух на выдохе сонорный. Повторить 4*-6 раз.

Упражнение 7. Постукивать кончиками пальцев одной руки  область нижнебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы. Во время постукивания Тянуть на выдохе сонорный. Повторить 4-6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...

Мнемотехнические приемы запоминания. Использование мнемотехнических приемов запоминания в логопедической работе.

В материале описаны виды и приемы запоминания. Раскрыты понятия: мнемоника, мнемотехника, мнемотехнические приемы запоминания. Описаны особенности мнемотехнических  приемов запоминания. Представл...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Мастер-класс для педагогов: «Использование в образовательной деятельности приемов мотивации детей и приемов работы в парах»

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое праздник?»...

"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...