Многофункциональное пособие "Раз, два, три..беги!" (игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ)
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Шабарова Татьяна Александровна

Уважаемые коллеги, здесь представлено  многофункциональное пособие с картотекой игр к нему и презентацией с фотографиями.

В нашем сообществе учителей-логопедов отмечен тот момент, что на занятиях дети много сидят, проявляют недостаточный уровень инициативы. Я также сталкиваюсь на подгрупповых занятиях с такими проблемами, как:

1)    Отсутствие или низкий уровень развития речевой инициативы  у детей с нарушениями речи (ФФНР, ОНР).

2)    Трудности при постановке речевой задачи («Как бы заинтересовать ребёнка в её выполнении?»).

3)    Хоровые ответы детей на поставленный вопрос .

4)    Снижение внимания и особенности в поведении у детей с гиперактивностью.

5)    Проведение большей части занятия в статичной позе (в сидячем положении), вследствие чего дети утомляются, зевают, не усваивают речевой материал, а педагогом не решаются поставленные задачи по коррекции и развитию речи.

         В связи с эти появилась необходимость внедрения такого приёма, который помог бы педагогу поставить речевую задачу перед ребёнком в игровой форме, заинтересовать ребёнка в её решении.  Так появилось пособие «Раз, два, три... беги». 

         Для работы с подгруппой 3-6 человека коврик имеет диаметр чуть больше метра. Для воспитателей коврик должен быть больше. Разделён он на несколько секторов, у меня их шесть. Цветные сектора именно такого цвета нужны для игр на дифференциацию гласных- твердых согласных-мягких согласных. Также использование цветных секторов используются в логоритмических упражнениях

 Пособие используется на логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях с 2018 года;  помогает мне в игровой форме предлагатьть ребёнку (детям) задание, формировать и поддерживать речевую инициативу воспитанников и предотвращать утомляемость, ведь решение речевых задач сочетается с движением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

         

 Разработала учитель-логопед  1 кв.категории

Шабарова Татьяна Александровна

(Филиал МАДОУ «Детский сад № 39»- «Детский сад № 95

Цель: Коррекция и развитие всех речевых компонентов

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закреплять знания об акустических и артикуляционных особенностях звуков;

-закреплять понятия «звук-буква-слог-слово-предложение»;

-формировать навык  условного обозначения звуков речи и звукового анализа слова ;

-формировать понятие «гласные» и «согласные» звуки и  буквы;

-закреплять зрительные образы букв;

-формировать навык  слогового и звукового анализа слов;

-формировать понятия «слово-предмет»-«слово-действие»-«слово-признак» и закрепить условное обозначение частей речи;

-формировать понятие о признаках и свойствах предметов;

-формировать предпосылки для успешного обучения грамоте.

Коррекционно-развивающие:

-развивать навык правильного произношения звуков изолированно, в слогах, в словах, в тексте (автоматизировать звук и дифференцировать звуки  в речи детей);

-развивать артикуляционную и мелкую моторику;

-развивать фонематический и фонетический слух, фонематическое восприятие;

-развивать зрительное внимание и память;

-развивать словесно-логическое мышление;

-развивать коммуникативные способности детей;

-развивать мелодико-интонационную сторону речи;

-развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес и ценностное отношение к русскому языку;

-воспитывать инициативность ребёнка, поддерживать детскую инициативу;

-воспитывать умение выслушать инструкцию взрослого перед выполнением игрового задания.

Комплектация пособия:

1.  Коврик из цветных секторов с липучками для крепления картинок, размером 1 метр  в диаметре

2. Набор фигурок для игры «Актёры»

3. Набор картин–основ и фигурок для игры «Если бы да кабы…»

4.  Набор пиктограмм- обозначений для описания признаков и свойств предмета «Мы-исследователи»

5.  Набор пиктограмм для составления рассказа о звуке «Мы со звуками друзья»

6.  Картинки для дифференциации звуков в словосочетании и предложении «Языколомки»

7.  Фигурки для этической игры «Чем бы я помог…»

8.  Фигурки для игры «Но не…»

9.  Картинки для этической игры «Хорошо-плохо»

10.  Фишки и буквы для составления схемы слова и выкладывания слова из букв «Звук за звуком, буква за буквой»

12. Пиктограммы для составления синквейна «Мы-поэты»

13.  Пиктограммы для расширения  семантического поля слова «Подбираем слова»

14. Картинка «Паровоз» и предметные картинки для игра «Едет –едет паровоз» и картинки для игры «Чем бы я помог»

15. Картинки для кинезиологической гимнастики

11. Фишки для поощрения в соревновании

Общее правило для всех игр: разложить коврик на полу так, чтобы осталось пространство для бега или ходьбы по кругу (не наступая на круг!). На липучках приготовить картинки соответственно игре. Дети (или ребенок) после фразы «Раз, два, три …беги (иди)!» по часовой стрелке бегут (или идут) под музыку. Когда музыка заканчивается, ребёнок (или дети) встают у картинки и выполняют задание в соответствии с приготовленной игрой. Детей нужно научить правилу: пока говорит один  (водящий), другие внимательно слушают, а уже потом могут задавать вопросы водящему и выполнять свое задание.

Игра подходит для индивидуальных и подгрупповых занятий (до 6 человек).  Хорошо помогает в развитии коммуникативных навыков у детей с ФФНР и ОНР. Разработана в соответствии с ФГОС ДО, помогает

развивать и поддерживать детскую инициативу.

Варианты игровых заданий :

1.  «Актёры» - задание на  проговаривание текста (скороговорки, фразы, стихотворения) с автоматизируемым звуком или дифференцируемыми звуками. На липучках  фигурки животных, голосами которых  (подражая им) нужно будет проговорить заданную фразу. Для поддержки детской инициативы фразу может задавать ребёнок, которого выбирают режиссёром, в этом случае он не участвует в беге по кругу. Игра позволяет автоматизировать и дифференцировать звуки  и развивает мелодико-интонационную сторону речи.

 2.  «Если бы да кабы»  Проговаривая фразу «Если бы да кабы, да во рту росли грибы, то был бы не рот, а целый огород» дети быстро идут по кругу. После окончания фразы останавливаются у картины- основы (основ выкладываем по количеству детей). На свою основу каждый размещает фигурки так, чтобы получилась нелепица (например, сажает  медведя в дупло, а белку в берлогу, вешает гриб на ветку, а яблоко на ягодный куст). Потом дети составляют рассказ-нелепицу «А в моей стране нелепой…» Если в игре выбран ведущий, он определяет победителя, которым оказывается тот, кто рассказал смешнее всех .

3. «Юные исследователи» На коврике прикреплены картинки- пиктограммы для исследования свойств и признаков предмета. В центре коврика лежит предмет (или муляж, или картинка). Его также могут выбрать сами дети перед началом игры (Что будем исследовать?). Примеры выбора: муляжи фруктов, овощей, игрушка, реальные объекты, стакан с сахаром, банка с водой и т.д.  Дети бегут по кругу, останавливаются и рассказывают о предмете (материал, величина, цвет, части, гладкость-шершавость, твердость-мягкость, температура, запах, размер, один-много, съедобный или нет, полезный или вредный, что будем делать и т.д.)

4. «Подбираем слова» Игра на развитие семантического поля слова. В центре коврика – предмет или картинка (например, сова) На коврике - пиктограммы для подбора слов-предметов, признаков, действий, выделения частей, названия одного предмета и множества, названия маленького и огромного предмета и т.д. Дети подбирают слова согласно пиктограмме, у которой остановились. На примере слова «сова»: Одна сова- много сов, сова-сОвы…. Совушка- совища… Лес, дупло, совята, охота, хищница, мышь, день, ночь…. Летает, хлопает, пугает, охотится, спит…..Красивая, большая, лесная, пушистая…. Голова, глазищи, клюв, кисточки, лапы, когти, крылья, хвост… Человек: любуется, рисует, видит в лесу, удивляется, фотографирует в зоопарке.. Одна сова, две совы…пять сов

5.  «Мы-поэты».  Составляем стихотворение-синквейн.  На коврике - пиктограммы для его составления. В центре- картинка или игрушка (напр., сова) Пример синквейна к слову «Сова»: Совушка. Красивая, большая. Летает, прячется, охотится. Сова - гроза для мышек. Хищница!

6. «Но не…» Учимся составлять загадки с помощью коротких слов «но, не».  На картинках – 4-5 предметов одного цвета.  Например: груша, яблоко, банан, абрикос. Водящему ребёнку нужно загадать слово так, чтобы другие дети догадались, о чём речь. Предложения составляются так (например, ребёнок загадал слово банан) :  « Этот предмет жёлтого цвета, но без косточки и семечек…Этот предмет фрукт, но не круглый» (дети догадываются, о чём говорит водящий.  Таким образом,  по часовой стрелке каждый ребёнок составляет свою загадку.

7. «Прыгуны-говоруны» Это упражнение с элементами фонетической ритмики. В середину круга кладётся предмет.  Идём вдоль круга и разучиваем стихотворение, связанное с предметом. Например, кладём игрушку «Рак». Идём и рассказываем «Ехал Грека через реку», автоматизируем звуки Р и Рь.  Затем нужно  рассказать скороговорку, прыгая вдоль круга по секторам. Слово- прыжок. (Ехал (прыжок) Грека (прыжок) через (прыжок) реку (прыжок) и т.д. Автоматизация звука идёт параллельно с развитием фонетического слуха и общей моторики, двигательной координации. Можно усложнить задание и совершать прыжки на слоги  (Е (прыжок)-хал (прыжок) Гре (прыжок)-ка (прыжок) и т.д.

Можно предложить детям самим выбрать стихотворение и скороговорку для данной игры.

8. «Мы со звуками друзья» Приготовить картинки-пиктограммы для коллективного составления рассказа об акустических и артикуляционных особенностях звука и закрепления графического образа буквы. В середине круга- буква и фишка, которой обозначается описываемый звук. Пример составления рассказа с шестью картинками-пиктограммами: При произношении звука Р рот приоткрыт, зубы не смыкаются. При произношении звука Р спинка и кончик  языка поднимаются к бугоркам на нёбе и кончик языка вибрирует. При произношении звука Р воздушная струя сильная, подаётся на кончик языка и заставляет его дрожать. Звук Р – согласный, так как воздушная струя встречает преграду- язык.  Звук Р- звонкий согласный. Работает голос. Звук Р-твёрдый согласный, обозначаем синей фишкой.  Затем все вместе запоминаем букву Р.

9.  Игра  «Языколомки» : готовим картинки для дифференциации оппозиционных звуков (С-Ш, Р-Л, З-Ж и т.п.) Например: мышкина миска, мишкина шишка, сашкина шапка,  кошкины усы, светины шашки, пашины каски.    Можно играть с группой детей «Раз , два , три, беги»,  а можно индивидуально, чтобы ребёнок проговорил все сочетания слов, идя по кругу. За правильное проговаривание даётся поощрение- фишка, за ошибку- штраф.

10.  «Хорошо-плохо» На коврике картинки с этическим содержанием. Дети описывают ситуацию и дают ей свою оценку.

11.  «Чем бы я помог…»  Картинки могут быть самые разные: дедушка, мама, снегирь, цветок, дерево и т.д.  Ребёнок моделирует ситуацию, чем бы он смог помочь кому-то или чему-то.

12.  «Едет–едет паровоз» : В центре круга- паровозик. На периферии- картинки (одушевленные, неодушевленные предметы).  После того, как дети остановились у своих картинок, начинается игра по типу «Снежный ком». ПРИМЕР: Первый ребёнок говорит: В поезде едет лошадь, потому что… она едет в гости к бабушке. Второй ребёнок продолжает: В поезде лошадь и лампочка, потому что лошадь боится темноты. Третий ребёнок: В поезде лошадь едет к бабушке, везёт лампочку и воду, потому что без воды лошадь захочет пить.  И так далее, дети составляют предложения сложной конструкции.

13. «Составь слово»:  В центре круга – картинка, например БАНТ, дети останавливаются и открепляют по букве и фишке  на коврике, идут составлять совместно схему слова и по следам звукового анализа выкладывают слово из букв.

14 «Объясни инопланетянину» В центре круга- игрушка «инопланетянин» На периферии – картинки с предметами.  Дети должны рассказать о  своей картинке, чтобы инопланетянин понял, что это за предмет и для чего он нужен землянам .

15. Кинезиолгическая разминка» На периферии – картинки с упражнениями «Колечки», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Перекрёстные движения», «Кулак-ребро-ладонь»,  «Лягушки». Дети под музыку проводят кинезиологическую зарядку.

В инструкции представлены  несколько вариантов игр. Дети вместе с педагогом могут сами придумать игру, выбрать картинки. Коврик можно использовать для определения заданий и ролей детьми.  Игра поможет исключить на занятии хоровые ответы  детей.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методическое пособие «Раз, два, три, беги!» Разработчик: учитель-логопед I кв. категории Шабарова Татьяна Александровна Филиал МАДОУ «Детский сад № 39»-»Детский сад № 95»

Слайд 2

Сведения о педагоге Учитель-логопед : Шабарова Татьяна Александровна Квалификационная категория: I Стаж работы по специальности : 11 лет Стаж работы в филиале «Детский сад № 95» : 3 года

Слайд 3

Тематическая направленность Решение образовательных и развивающих задач в соответствии с ФГОС ДО: коррекция и развитие речевых компонентов с использованием принципа поддержки детской инициативы. Разработка учебно-методического пособия для чередования двигательной активности и речевой активности в ходе коррекционного занятия ( речь+движение ). р

Слайд 4

Утомляемость детей при выполнении речевых упражнений вследствие нахождения в статичном (сидячем) положении Снижение внимания, отвлекаемость Хоровые ответы Низкий уровень развития речевой инициативы Трудности при постановке речевой задачи (необходимость заинтересовать ребёнка при её решении) Актуальность (проблемы, требующие решения)

Слайд 5

Теоретическая база Учебно-методическое пособие состоит из коврика и картотеки игр (19 игр). Технологии, используемые при создании картотеки игр: здоровьесберегающая ( психогимнастика , артикуляционная гимнастика, кинезиологические упражнения, речь+движение , логоритмика ) синквейн технология ТРИЗ

Слайд 6

Формы работы Игровые приёмы пособия «Раз, два, три…беги!» используются на индивидуальных и подгрупповых (до шести человек) коррекционных логопедических занятиях Дети могут сами организовывать игру, проводить артикуляционную и кинезиологическую пальчиковую гимнастику.

Слайд 7

Результативность и эффективность При использовании пособия у детей отмечены следующие результаты : -снижена утомляемость ; -повышен уровень речевой активности ; -сохранено хорошее настроение на протяжении всего занятия; -развивается детская инициатива; -успешно автоматизируются и дифференцируются звуки; - развивается общая моторика и физическая ловкость.

Слайд 8

Диссеминация представленного опыта на уровне МАДОУ «Детский сад№ 39» – конкурс игр и пособий, направленных на поддержку детской инициативы (март 2018) на городском уровне – выступление в рамках декады педагогических достижений (апрель 2018) на городском уровне- представление пособия на ГМО учителей-логопедов (октябрь 2018 )

Слайд 9

Приложение (фотографии пособия)

Слайд 10

Раз,два,три …беги!

Слайд 11

Актёры

Слайд 12

Если б я был… Если бы да кабы…

Слайд 13

Хорошо-плохо

Слайд 14

Едет-едет паровоз

Слайд 15

Чем бы я помог…

Слайд 16

Юные исследователи

Слайд 17

Загадки «Но не…»

Слайд 18

Объясни инопланетянину

Слайд 19

Мы-поэты (составляем синквейн)

Слайд 20

Прыгуны - говоруны

Слайд 21

грамотеи

Слайд 22

Смешные слова

Слайд 23

Весёлая зарядка

Слайд 24

Решение задач в соответствии с фгос до Социально-коммуникативное развитие Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; -задача по усвоению норм и ценностей 2. Речевое развитие - развитие словотворчества, звуковой и интонационной стороны речи, фонематического слуха, обогащение словаря 3. Познавательное развитие -развитие воображения и творческой активности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...