«Осенний лес, полон сказок и чудес»
методическая разработка по логопедии

Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_les_polon_zagadok_i_chudes.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

 для детей среднего дошкольного возраста

 на тему: «Осенний лес, полон сказок и чудес»

Цель: Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.

 Коррекционно-образовательные задачи:

-активизация словаря по темам "Осень", "Деревья";
-совершенствование навыков звукового и слогового анализа и чтения слов;

-совершенствование грамматического строя речи ( образование существительных в форме родительного падежа с предлогом с, согласование прилагательных с существительным в роде, числе)

Коррекционно-развивающие задачи:

-развитие длительного выдоха,

-речевого слуха

-связной речи,

-памяти;

-мышления.

-артикуляционной  тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

_ формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: осенние листочки по количеству детей, каштаны по два каждому ребенку,презентация "Осенний лес, полон загадок и чудес", корзинка с листьями.

Ход

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

Л.:-Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Л.:-Давайте,мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхательной гимнастики)

А теперь давайте я улыбнусь вам,а вы улыбнётесь мне, а потом мы улыбнемся друг другу (элементы артикуляционной гимнастики)

1. Загадка:- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Л.:- Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Л.: -Правильно, мы отправляемся в Осень.

2. Звучит музыка осеннего леса. Дети рассматривают картинку на презентации.

Л.:-Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите?

(ответы детей).

Л.:-Какого цвета листья?

(ответы детей).

Л.:-Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

Л.:-Да, листья разных цветов, они разноцветные.

Л.:-Какие у нас листья?

(ответы детей-называют листья).

3. Л.:- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Давайте мы с вами  их закрепим ( элементы пальчиковой гимнастики) :сентябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем ребром ладони правой руки; октябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем кулаком правой руки; ноябрь-хлопаем двумя ладонями.

Л:  -Только осенью мы имеем возможность наблюдать яркие краски природы и любоваться ими. Осенью  в лесу звери и птицы готовят запасы,  утепляют норы и гнезда. И там могут происходить удивительные истории

4. Игра «Осень» - «Подберите слова-признаки, похвалите  осень. Осень, какая?

Дети по очереди называют прилагательное .

5. Л: - Вы узнали деревья, которые растут в лесу?  а вот и листья этих деревьев . Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый и назвать, какой это листок.

ребенок: это листок упал с клена- кленовый листок.

ребенок: а этот листок упал с рябины- рябиновый листок

ребенок: а этот листок упал с дуба- дубовый листок

ребенок: а этот листок упал с каштана- каштановый лист не принято говорить. мы его назовем лист каштана

ребенок: эти иголочки с елки- еловые иголки

ребенок: эти иголочки с сосны- сосновые иголки

Л: - а теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и скажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. это зеленые еловые иголки

ребенок: красный кленовый листок

оранжевый рябиновый листок

коричневый дубовый листок

зеленые сосновые иголки

желтый лист каштана

6. Л.: - давайте представим, что вы превратились в осенние листья и поиграем.

дети выполняют упражнение:

Листья осенние тихо кружатся ( кружатся, расставив руки в стороны)

листья нам под ноги тихо ложатся ( приседают)

И под ногами шуршат, шелестят ( движения руками влево- вправо)

7. Вот и опушка леса, надо отдышаться. Вдохните  чистый лесной воздух (упражнение на восстановление дыхания: вдох через нос, выдох через рот)

Прислушаетесь, как шумит осенний лес.

  • если ветер тихий (протяжно,тихо ш-ш-ш)
  • если ветер усиливается ( увеличивают силу голоса)
  • ветер затихает (уменьшают силу голоса)
  • ветер стих (замолкают)

8. Л :давайте сделаем упражнение  "Пузырь". Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю это упражнение. дети выполняют упражнение 3 раза. после каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Л.: следующее упражнение называется "Шарики". попробуйте набрать воздух то в одну то в другую щеку при плотно сомкнутых губах. посмотрите, как это делаю я. дети вновь выполняют упражнение 3 раза.

Л.: а теперь сделаем упражнение " Маятник.

широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Посмотрите, как это упражнение дела. я. дети выполняют упражнение 3 раза.

Л.: вы очень хорошо выполнили упражнения. Молодцы!

9. Л.; Посмотрите на доску ( презентация) Какие картинки вы видите?

ответы детей: улей, арфа, ива, утка, окунь

Определите первый звук в каждом из этих слов: улей- звук У, арфа- звук А, ива- звук И, утка- звук У, окунь- звук О. Подумайте и вспомните, как называются звуки, с которых начинаются эти слова.

Дети: это гласные звуки

Л.: Что вы знаете о гласных звуках?

Дети: когда мы их произносим, во рту нет преграды. эти звуки можно петь , мы их обозначаем красными кружочками.

Логопед раздает детям листочки из бумаги, на  которых написаны буквы, обозначающие гласные звуки. Дети называют буквы и поют гласные звуки: А, О, У, И

10. Л.; А сейчас мы поиграем с каштанами- . Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Дети; Каштаны в ладошке я крепко держу,

 Каштаны в ладошке кручу и кружу,

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают как мышки от кошки

11. Упражнение "Прохлопай слова" ( упражнение в передаче ритмического рисунка слов, деление слов на части.)

в презентации появляются картинки: кусты, шишки. логопед предлагает разделить эти слова на части и прохлопать их.

Л.: - По сколько частей в каждом из этих слов? ( по две) подберите слова, ыв которых тоже будет по две части: в презентации картинки- тучи, дожди, лужи, осень

Л.: Отлично, вы выполнили все задания и порадовали меня.

12. Окончание занятия. оценка работы детей. Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались трудными, а какие простыми.

Литература:

Вареник Е.Н., Корлыханова З.А Физическое и речевое развитие дошкольников.М.,2009

Лебедева Л.В. Речевые досуги для дошкольников М.:» Центр педагогического образования», 2011

Журнал Инструктор по физкультуре №7/2015,№8/13

Нищева Н.В.  Конспекты подгрупповых логопедических занятий  ДЕТСТВО-ПРЕСС  2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес...” (Экскурсия в весенний лес)

Цель: - Познакомить с весенними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учит...

Комплексное занятие по экологии "Здравствуй лес,зимний лес, полон сказок и чудес"

                                   КОНСПЕКТ      Комплексного занятия по...

Конспект спортивного праздника «Зимний лес полон сказок и чудес» для детей средней группы

_ обогащать и расширять знания детей о зиме, используя средства физической культуры,- сформировать привычку к здоровому образу жизни, научить детей заботиться о своём здоровье. Развивать ум...

"Зимний лес полон сказок и чудес"

Спортивный праздник для среднего дошкольного возраста...

Конспект НОД в средней группе по физической культуре ОСЕННИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС.

Конспект НОД в средней  группе по физической культуре "ОСЕННИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС"...

Конспект интегрированной ОД в старшей логопедической группе на тему: «Осенний лес, полон сказок и чудес»

Коррекция речевого развития детей с помощью речевых , спортивных игр и упражнений в двигательном режиме ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Волшебный осенний лес –полон сказок и чудес» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Конспект интегрированного занятияв средней группена тему:«Волшебный осенний лес –полон сказок и чудес»Интеграция образовательных областей: «Художественно эстетическое разв...