В поисках … клада!
план-конспект занятия по логопедии

систематизировать знания, умения и навыки детей 6-7 лет с нарушениями речи о видах, частях транспорта через дидактические игры и составление рассказа-описания по алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_poiskah_._klada.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

для детей 6-7 лет с нарушениями речи

В поисках … клада!

Дети отправляются в путешествие согласно карте. Решая проблемные ситуации, они закрепляют лексический материал по теме транспорт.

Ведущая образовательная область:

Речевое развитие

Сопутствующие образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Цель: систематизировать знания, умения и навыки детей 6-7 лет с нарушениями речи о видах, частях транспорта через дидактические игры и составление рассказа-описания по алгоритму.

Коррекционно-образовательные задачи:

обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

закреплять умение составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;

закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;

закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, слогового анализа;

стимулировать развитие общей и мелкой моторики;

стимулировать развитие зрительного, слухового внимания, памяти, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать коммуникативные навыки (договариваться друг с другом);

воспитывать уважение к труду водителя;

воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.

Оборудование:

мультимедийное сопровождение;

2 мольберта;

презентация физминутки;

магниты;

указка.

Материалы:

Карта путешествия, с обозначенным местом клада;

фигурные карточки с заданиями;

«волшебный слоговой поезд»;

корзины с условным обозначением видов транспорта;

предметные картинки;

картинки с изображением разных видов транспорта;

бумажные салфетки;

сундук;

«водительское удостоверение» на каждого ребенка.

Предварительная работа: работа воспитателя в группе по плану тематической недели «Транспорт».

Планируемые результаты:

Знать:

виды транспорта, части транспорта;

названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта;

материалы, которые используются при изготовлении транспорта.

Уметь:

уметь согласовывать прилагательные с существительными;

уметь составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;

уметь четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

уметь образовывать существительные множественного числа;

уметь составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему.

Владеть:

активным словарным запасом по теме «Транспорт»;

навыками операций обобщения, классификации, слогового анализа;

коммуникативными навыками (договариваться друг с другом).

Ход НОД:

Этапы НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Организационный момент

2 минуты

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. (показываю конверт)

- Но это необычное письмо (разворачиваю письмо).

- Да, ребята, это карта, где обозначено место «Клада»!?

- Ребята, что еще изображено на карте?

- Эти фигуры скрывают в себе много интересных приключений, которые помогут нам с вами добраться до клада. Вы согласны совершить это увлекательное путешествие?

- Тогда в путь ребята!

- Это карта!

- На карте изображены фигуры разного цвета.

- Да!

II. Введение в тему

3 минуты

- Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда)

- Ребята, сначала – назовите свою картинку и посчитайте количество слогов в названии этой картинки; потом – определите в каком вагончике нашего поезда она может расположиться (с одним окошком – 1 слог; 2 окошка – 2 слога; 3 окошка – 3 слога; 4 окошка – 4 слога): трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль, мотоцикл, вертолет, лодка, самокат, теплоход, кран.

- Ребята, назовите одним словом, предметы которые мы с Вами делили на слоги? Молодцы!

- Ребята, скажите, какие виды транспорта существуют?

- Верно, ребята, транспорт бывает наземным,  водным и воздушным, легковым, грузовым, специальным, железнодорожным, пассажирским.

Дети по одному подходят к доске произносят слово, определяют количество слогов и крепят на магниты картинки.

Далее дети образуют круг перед доской.

- Транспорт!

- Транспорт бывает наземным, водным и воздушным, легковой, грузовой, специальный, железнодорожный.

III. Основная часть

21 минута

1. Дидактическая игра «Разложи-ка!?»

2. Дидактическая игра «Дружит или не дружит»

- И вот наше первое препятствие на пути к КЛАДУ.

- Ребята, посмотрите на фигуру и скажите, на каком природном объекте мы будем преодолевать наше препятствие. (зачитываю задание с карточки – КРУГ)

- Ребята, перед вами корзины с условным обозначением видов транспорта: синий – цвет воды – водный; коричневый – цвет земли – наземный; белый – как невидимый воздух – воздушный.

- Ваша задача, разложить картинки в соответствующие лотки.

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А скажите, какой транспорт мы еще не назвали? (На экране, появляется картинка метро)

- К какому виду транспорта относится метро?

- Молодцы, Вы назвали все виды транспорта правильно! Продолжим наш путь на метро до следующего приключения!

- И вот мы у следующего препятствия. Что это? (показываю картинку – эскалатора)

- Нам надо подняться наверх по эскалатору.

Логопед обращает внимание детей на экран. На экране по  три картинки.

Педагог читает задание со следующей карточки-фигуры. (показываю следующую фигуру – КВАДРАТ)

Автомобиль «дружит» с автобусом или глобусом?

Самолет «дружит» с ракетой или котлетой?

Трамвай «дружит» с поездом или домом?

Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

- Какие вы молодцы! И здесь вы справились с препятствием!

- Мы будем преодолевать наше препятствие на озере.

Дети раскладывают картинки по лоткам.

- Мы не назвали метро.

- Метро относится к подземному виду транспорта.

- Это эскалатор.

Дети должны сказать правильно и аргументировать свой ответ.

Лишняя картинка исчезает с экрана.

3. Дидактическая игра «Одно слово на двоих»

- Отправляемся дальше. И вот мы у следующего препятствия. (обвожу следующую фигуру – ОВАЛ)

- Какой природный объект изображен на овале?

- Правильно, мы будем преодолевать препятствие в болоте!

- Посмотрите на экран, что вы видите?

- Правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост?

- Как вы думаете для чего  крыло самолету? Крыло птице?

- Как вы думаете для чего  нос теплоходу? Нос волку? Нос человеку?

- На овале изображено болото!

- Хвост самолета и  лисий хвост 

- Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.

- Самолету крылья нужны, чтобы совершить подъем в воздух и приземлиться. А птице, чтобы перелетать с места на место.

- Теплоходу нос нужен, чтобы рассекать волны и продвигаться по воде.

Волку нос чтобы чуять добычу на далеком расстоянии. Нос человеку чтобы вдыхать воздух. 

4. Упражнение «Из чего-какой?». Закончи предложения.

- Слоги слово загадали? Сложите слово из слогов и получите ответ, на чем продолжим наше путешествие? (БУС, ТО, АВ)

- Молодцы, ребята! Мы отправляемся на автобусе до очередного препятствия!

(обвожу следующую фигуру – ПРЯМОУГОЛЬНИК)

- Ребята, где мы будем преодолевать препятствие? (показываю карточку с картинкой леса)

- Дверца из металла (какая?)

- Руль из пластмассы (какой?)

- Сиденье, обшитое кожей (какое?)

- Колесо из резины (какое?)

- Молодцы! Вы отлично справились с препятствием.  Но не теряем времени, отправляемся дальше. (провожу указкой по пути следования и обвожу следующую фигуру – ТРЕУГОЛЬНИК)

- Ав-то-бус!

- Мы будем преодолевать препятствие в лесу!

- Дверь металлическая.

- Руль пластмассовый.

- Сиденье кожаное.

- Колесо резиновое.

Дети встают около логопеда полукругом.

5. Упражнение «Что на что похоже?» (на мольбертах размещены две группы картинок).

- Ребята, посмотрите на фигуру, на какой природный объект она похожа?

- Правильно! Наше следующие препятствие – это горы!

- Ребята, вот два мольберта как две горы! На одной «горе» обычные предметные картинки, а на второй «горе» - картинки транспорта и его частей.

- Вам, ребята, надо сравнить эти предметы. Что на что похоже?

Первая  группа: экскаватор, трактор, руль, самолет, автомобиль, подъемный кран.

Вторая группа: жираф, баранка, птица, крот, жук, конь.

- Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из первой группы картинок и сравните его с предметом из второй группы картинок и объясните, почему вы так думаете.

- Молодцы, ребята! Вы устали?

- Мы немного отдохнем и опять играть пойдем!

- Треугольник похож на гору!

- Руль круглый, как баранка.

- Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает.

- Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю.

- Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят.

- Трактор и конь пашут землю.

- Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой.

- Да!

IV. Физкультминутка «Шофёр»

1 минута

Отдельная презентация

Едем, едем на машине, 

Нажимаем на педаль, 

Газ включаем, выключаем, 

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли:

Влево, вправо - чистота. 

Волосы ерошит ветер. 

Мы шоферы хоть куда! 

движения рулем

сгибать и вытягивать ногу

тянуть «рычаг» к себе, от себя

ладонь ко лбу

руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо

шевелить пальцами

поднять большой палец

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

1 минута

Подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Дети дуют на салфетки.

III. Основная часть

(Продолжение)

6. Дидактическое упражнение «Придумай новые слова»

- Загадка по мнемотаблице:

Бежит, гудит.
В два глаза глядит,
Только красный глазок глянет –
Как вкопанный станет.

- Молодцы! Дальше мы отправляемся на автомобиле!

- И вот мы у следующего препятствия. (обвожу следующую фигуру – РОМБ)

- Где мы будем преодолевать препятствие?

- Совершенно верно – это пустыня.

- А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р».

- А как мы будем «ЕХАТЬ», нам помогут схемы «коротких слов» (предлогов).

- Итак, карточку подставляй и -новое слово называй!

- Автомобиль!

- Мы будем преодолевать препятствие в пустыне!

Дети заводят моторчики.

Дети подставляют название карточки предлога к слову ЕХАТЬ и называют новое слово:

В – ЕХАТЬ;

НА – ЕХАТЬ;

ПОД – ЕХАТЬ;

У – ЕХАТЬ;

ПО – ЕХАТЬ;

ОТ – ЕХАТЬ;

ЗА – ЕХАТЬ;

С – ЕХАТЬ.

7. Дидактическая игра «Узнай по контуру»

- Молодцы! Отправляемся дальше по нашему пути к КЛАДУ. (провожу указкой по пути следования и обвожу следующую фигуру – МНОГОУГОЛЬНИК).

- Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. А кто знает, что такое автомагазин?

(Наложенные один на другой контуры транспорта).

- В автомагазине продаётся множество разнообразных автомобилей. Нужно назвать по контуру автомобиль и сказать, для чего он нужен. (Составление предложения с союзом чтобы).

- Молодцы, это было очень сложное препятствие! Но вы с ним справились! И продолжаем наше путешествие. До КЛАДА осталось совсем коротенькое расстояние! (провожу указкой по пути следования и обвожу следующую фигуру – ТРАПЕЦИЯ)

- Автомагазин - это магазин, где продаются машины.

Дети составляют предложения с союзом чтобы.

8. Дидактическая игра «Кто чем управляет?»

- Ребята, посмотрите на фигуру, скажите через что мы будем преодолевать препятствие?

- Ответьте мне, ребята! Весь транспорт движется САМ?

На экране появляется картинка транспорта. А когда дети назовут профессию появляется соответствующая картинка

- Ребята, скажите, кто управляет автомобилем? (самолетом, поездом, кораблем, мотоциклом, вертолетом, велосипедом).

- Вы, ребята, молодцы! Точно знаете, кто каким транспортом управляет.

- Итак, вот наше место КЛАДа! (показываю сундучок)

- Но он закрыт!? Что бы нам его открыть мы с вами должны выполнить последнее препятствие!

- Мы будем преодолевать препятствие через мост!

- Нет! Люди им управляют.

- Автомобилем управляет водитель. (самолетом - пилот, поездом – машинист, кораблем – капитан, мотоциклом – мотоциклист, вертолет – летчик, велосипедом - велосипедист).

9. Упражнение «Расскажи-ка». Рассказывание по опорной схеме

- Мы с вами в автосалоне, вам необходимо купить транспорт.

- Для этого вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившийся автомобиль. И рассказать о ней по опорной схеме на экране.

- Молодцы! Вы справились со всеми задания и имеете полное право получить КЛАД!

Дети по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме и «покупают машину».

Дети открывают КЛАД – сундук. Заглядывают внутрь.

V. Итог

1 минута

- Вы вознаграждены за свои старания и успехи в преодолении препятствий – это водительские удостоверения!

- Теперь Вы настоящие водители!

- Ребята, вы все хорошо знаете, какие бывают виды транспорта, для чего самолету хвост, из чего двери в автомобиле и много всего другого про транспорт!

- Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Максим,  Никита знают, что транспорт бывает наземным, водным и воздушным и т.д.

- Правильными, интересными были ответы на вопросы у Софии, Алексея, Фирдавса.

- Костя знает, что такое автомагазин и был там с папой. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны друг к другу.

Дети получают «водительские удостоверения».

Дети рассматривают «водительские удостоверения» и слушают педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический досуг "В поисках клада"

Досуг для старшей группы с участием родителей....

Поиски клада

Комплексное итоговое занятие в средней группе...

Поиски клада.

Весёлое летнее развлечение,которое легко организовать и провести,опираясь на возможности территории детского сада....

Сценарий спортивного праздника " На поиски клада"

Данный сценарий спортивного праздника, был приурочен  ко Дню Здоровья. Праздник проводился на улице. Задействованы были все группы детского сада....

Спортивно - интеллектуальный праздник "В поисках клада."

В основу состязаний положена сюжетная линия о таинственном кладе. Все дети знат , что клад точно где-то есть, и его поиски превращаются в увлекательную игру. Этот праздник включает в себя не только сп...

Конспект занятия "В поисках клада"

Программное содержание:Образовательные задачи: напомнить способы образования чисел три и четыре; закреплять навыки счета и отсчета предметов; упражнять в сравнении предметов по длине и ширине;Во...

"В поисках клада"

План-конспект непосредственно образовательной деятельности, форма математическое путешествие....