«Зеркальное» письмо - одно из проявлений оптической дисграфии
статья по логопедии

Кобзарь Наталия Юрьевна

Предпосылки «зеркального» письма должны быть выявлены в дошкольном возрасте, когда малыш еще не владеет грамотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zerkalnoe_pismo.docx71.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Зеркальное» письмо - одно из проявлений оптической дисграфии

Наталия Юрьевна Кобзарь,

учитель-логопед,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 Пушкинского района

С введением Государственного образовательного стандарта дошкольное образование является первой ступенью общего образования человека, и направлено обеспечить качественное дошкольное образование для каждого ребёнка (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.5).

Одной из задач Государственного стандарта является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Преемственность - это согласованность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания,  методов, средств, форм организации воспитания и обучения детей (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.6).

Проблема преемственности является актуальной, так как дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития детей, коррекции речевых нарушений, а так же профилактике нарушений письма и чтения.

Как утверждают исследователи Брагина Н. Н. и Доброхотова Т.А., что у большинства детей в возрасте от 3 до 7 лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, и оно является необходимым этапом овладения письмом.

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. отмечают, что элементы «зеркального» письма встречаются у детей с неустойчивым правшеством, а после овладения обычным письмом, зеркальное письмо может проявиться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны. Стойкие проявления нарушений письма в школе называются дисграфией.

Оптическая дисграфия - связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими».

В основе дисграфии лежат:

  • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;
  • недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза (исследования и соединения в целое);
  • недостаточная сформированность буквенного гнозиса (восприятия и узнавания).

Ребёнку сложно усваивать и учиться определять тонкие различия оптически сходных букв, если он в детском саду не приобрёл умения:

- сравнивать предметы по величине и форме;

- ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве).

Поэтому важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если этого не произошло, то эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх. «Зеркальное» написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, и которых «переучили» на правую.3357702

Предпосылки «зеркального» письма должны быть выявлены в дошкольном возрасте, когда малыш еще не владеет грамотой.

Для выявления у ребёнка предпосылок «зеркального» письма учитель-логопед использует ряд упражнений, которые очень простые, необходимо взять два карандаша, один из них кладёт на столе в вертикальном направлении, а другой к нему с правой стороны под прямым углом, затем просит ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами.

После выполнения ребёнком данного упражнения учитель-логопед отмечает с какой стороны он приложит карандаш. Если с левой стороны «зеркально», то это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому коррекционная работа будет направлена не столько на исправление неправильно написанных букв, сколько на необходимость решения проблемы в целом. Так же определяется доминирующая рука у ребёнка, если оказывается ведущей левая рука, то ему требуется  особое внимание со стороны учителя-логопеда, воспитателей группы и родителей.

Работа учителя-логопеда по устранению и предупреждению «зеркального» письма включает основные направления работы:

  1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
  2.  Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе 2 рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.).
  4. Расширение поля зрения ребенка.
  5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

Прежде чем учитель-логопед начнёт работу по различению правильной буквы и ее двойника, необходимо провести  подготовительный этап, помогающий развить у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги:

- воспитание четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая левая?);

- ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.;

- развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны.  Ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

         И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т. п.

 Игры и упражнения, направленные на профилактику «зеркального письма»:

· Определение предметов на зашумлённых картинках.

· Дорисуй половинки.

· Расположи по возрастающей предметы.

· Определи положение предмета.

· Ориентировка на листе бумаги (по клеточкам).

· Зашумлённые буквы.

 · Поиск букв, наложенных друг на друга. Необходимо выделять буквы, написанные одна на фоне другой.

· Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

· Подсчёт элементов у буквы (которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т)).

· Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

· Расшифруй букву или слово (если ребёнок умеет читать).

· Зачеркни неправильно написанные буквы.

         Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):

· лепка букв из пластилина;

· выкладывание из палочек, веревочек, мозаики;

· вырезание из цветной бумаги;

· вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

· отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

· узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

· выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

· рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

         На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

1. Очень полезно письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит».

 2. После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами. Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

         Таким образом, работа учителя-логопеда с детьми по профилактике нарушений письма, может рассматриваться, как связующее звено в преемственности между школой и детским садом, потому что проводимая учителем-логопедом коррекционная работа, позволяет ребенку, развиваться в соответствие со своими индивидуальными и  возрастными особенностями.

Положительным результатом работы мы считаем успешное обучение в начальной школе ребёнка.

Используемая литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.
  3. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.
  4. Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.
  5. Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 .amam


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.

Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма

laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.   Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...