Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: «Путешествие в мир одежды».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Никитенко Анна Ильинична

Конспект ООД «Путешествие в мир одежды», пояснительная записка, рецензия.

Цель: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов, развитие мелкой моторики рук, развитие координации речи с движением.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда».
  •  Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование грамматического строя речи.
  • Совершенствование синтаксической стороны речи.
  •  Автоматизация произношения и дифференциация звуков в игровой деятельности.

Развивающие:

  •  Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного гнозиса.
  •  Артикуляционной, тонкой и общей моторики; логического мышления, общих речевых навыков.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции.
  • Воспитывать умение слушать товарищей.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Коррекционные:

  • Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное и слуховое внимание, память, речевой слух, координацию речи с движением, речевое дыхание, мелкую моторику.
  • Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга посредством игры.
  • Формировать правильное речевое дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_konspekt.docx438.88 КБ
Файл prilozhenie_k_konkursu.docx1.54 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx19.39 КБ
PDF icon retsenziya.pdf557.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7

муниципального образования Усть-Лабинский район

                                                                                     

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

по теме: «Путешествие в мир одежды»

Подготовила:

учитель-логопед

МБДОУ №7

Никитенко Анна Ильинична

Ст. Ладожская

1.Тема: «Путешествие в мир одежды».

2. Цель: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов, развитие мелкой моторики рук, развитие координации речи с движением.

3. Задачи:

Образовательные: 

  • Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда».
  • Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование грамматического строя речи.
  • Совершенствование синтаксической стороны речи.
  • Автоматизация произношения и дифференциация звуков в игровой деятельности.

Развивающие: 

  • Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного гнозиса.
  • Артикуляционной, тонкой и общей моторики; логического мышления, общих речевых навыков.

Воспитательные: 

  • Воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции.
  • Воспитывать умение слушать товарищей.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Коррекционные:

  • Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное и слуховое внимание, память, речевой слух, координацию речи с движением, речевое дыхание, мелкую моторику.
  • Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга посредством игры.
  • Формировать правильное речевое дыхание.

Здоровьесберегающая технология: двигательная активность, дыхательная гимнастика.

Технология камешки Марблс: развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации, развитие навыков ориентировки в пространстве, развитие сенсорного восприятия, развитие тактильных ощущений, развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения.

4.Тип занятия: практический.

5.Форма занятия: фронтальная (подгрупповая).

6. Продолжительность: 30 минут        

7. Участники: учитель-логопед и воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

8. Возраст обучающихся: 6-7 лет

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображениями одежды, обуви, головных уборов, кукольная одежда, головные уборы, детская обувь, мяч Су-Джок, камешки Марблс, дидактический материал к игре «Придумаем наряд», дидактический материал к игре «Собери картинки», ноутбук, конверт, кукла Мальвина, коробка, презентация «История возникновения одежды».

Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей, индивидуальный подход), игровые (сюрпризный момент, игры), наглядные (использование наглядного материала), практические (выполнение заданий).

Предварительная работа: рассматривание альбома об одежде прошлых лет, рассматривание картинок по теме «Одежда», отгадывание загадок по данной теме.

Структура конспекта:

Этап занятия

Содержание

Время

  1. Введение в игровую ситуацию

Организация, мотивация детей на занятие

1 мин

  1. Создание проблемной ситуации, постановка цели

Создание проблемной ситуации, постановка цели

2 мин

  1. Сообщение новых знаний

Сообщение новых знаний

13 мин

  1. Мотивирование к деятельности

Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу)

8 мин

  1. Выполнение действий

Выполнение действий (заданий)

5 мин

  1. Рефлексия, анализ результатов деятельности

Вам понравилось наше занятие?

Что было для вас самым интересным?

Что вы узнали нового?

Кому было неинтересно?

Какие трудности у вас возникали?

1 мин

Ход ООД

1.        Введение в игровую ситуацию

Логопед приветствует детей. Стук в дверь.

2.        Создание проблемной ситуации, постановка цели

Логопед. Ребята, слышите, кто-то стучится? Кто-бы это мог быть? Посмотрите, к нам в гости пришла Мальвина и принесла посылку. Как думаете, что в ней лежит? (Дети пытаются отгадать что находится в посылке, предлагают различные варианты.)

Ребята, а тут еще конверт, а в нем – письмо. Что же с ним делать?

Дети. Ответы детей (открыть, прочитать).

Логопед. А в письме что-то написано! Давайте прочитаем.

Я из хлопка, льна и кожи, Шерстяной бываю тоже. Меня люди надевают

И со мной не замерзают.

Логопед. Вы догадались, что это?

Дети. Да, одежда!

Логопед. А теперь посмотрим, что лежит в коробке. (Рассматривание содержимого посылки вместе с детьми, называние предметов)

Логопед. А вы хотите попасть в прошлое, и узнать, какая была одежда в давние времена? Для этого нам нужно закрыть глаза и покрутиться вокруг себя три раза и тогда мы окажемся в мире одежды, где узнаем много нового и интересного!

Логопед. Вот мы и попали в далекое прошлое. Свое путешествие мы начнем с древних времен и узнаем какая одежда была в древние времена, от каменного века до нашего времени. Вы хотите узнать, как люди одевались раньше?

Дети: Да

3.        Сообщение новых знаний

Слайд 1. Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора.

Слайд 2. Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Одежда, сделанная из шкур из животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Слайд 3. Древний Египет. Костюмы знатных египтян отличались живописностью, богатством. мужчины носили набедренную повязку, так называемый «передник», а женщины – калазирис- задрапированное полотнище ткани, которое удерживалось двумя или одной лямкой. Костюм дополнялся различными украшениями: серьгами, браслетами для рук и ног, бусами, воротником –ожерельем.

Слайд 4. Древний Рим. Одежда мужчин и женщин состояла из прямоугольных кусков ткани, драпировавшихся на теле. Костюм мужчин был простым и удобным, а женский отличался богатством драпировок.

Слайд 5. Шкуры животных сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды. Скотоводческие, и земледельческие народы использовали шерсть.

Слайд 6. Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал волокна дикорастущих растений. Для изготовления одежды использовали и различные волокна растений.

Слайд 7. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Мужчины носили короткую куртку, штаны. Броские одежды той эпохи шились из парчи, сукна, дорогого бархата, которые дополнялись вышивкой и мехами.

Слайд 8. На рубеже второй мировой войны дефицитными становятся хлопок, шёлк, кожа. Все ткани использовались только для пошива одежды для военных. В нём отсутствуют декоративные элементы и драпировки, которые требуют дополнительного расхода ткани.

Слайд 9. И вот от древнего мира мы дошли до нашего времени. Сейчас в магазине множество разнообразных платьев, рубашек, юбок и брюк.

Логопед: Ребята, вам понравилось быть в прошлом?

Дети: Да, очень понравилось.

Логопед: А теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза и снова покружимся вокруг себя три раза! Раз-два-три - и вот мы вновь очутились в детском саду!

4.        Мотивирование к деятельности

Логопед. Ребята, представьте, что мы пришли в волшебный магазин и вместе с нами пришла девочка с мамой, чтобы купить одежду. Только маме – большую, а дочке – маленькую.  Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, называя ласково.

Упражнение «Покупки»

[Развитие речевого слуха, логического мышления, связной речи. Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед. Маме купили юбку, а дочке – …

1-й ребенок. Юбочку.

Логопед. Маме купили свитер, а дочке – …

2-й ребенок. Свитерок.

Логопед. Маме купили куртку, а дочке – …

3-й ребенок. Курточку.

Логопед. Маме купили блузку, а дочке – …

4-й ребенок. Блузочку.

Логопед. Молодцы! Очень хорошо потрудились и купили одежду маме и дочке! Сейчас нам нужно немного отдохнуть.

Физкультурная минутка «Одежда»

[Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики.]

Вот заходит Мойдодыр,

У меня с ним только мир.
Рубашка чистая висит
И майка впереди зашита.


Он пальцем больше не грозит,
Что пальто на месте не висит.


Шорты, брюки и халат
В шкафу на вешалке висят.
Сарафан, костюм, жилет —
Чище в гардеробе нет.

Ходьба на месте.
Сжимают одну ладонь другой.

Руки поднять вперёд и опустить вниз.

Сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё.

Грозят пальцем, повороты головой в стороны. Руки поднимают вверх и опускают вниз. 

Загибают по очереди пальцы.

Поочерёдно загибают пальцы.

Голову поднимают вверх, повороты головы в стороны

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

[Совершенствование грамматического строя речи]

Логопед. Вот вы отдохнули, и готовы поиграть. Сейчас Мальвина проверит сможете ли вы сказать, какие одежда, обувь и головные уборы получаются из разных материалов. Если шляпа из соломы, то она какая?

1-й ребенок. Соломенная.

Логопед. Если шапка из, то она меха какая?

2-й ребенок. Меховая.

Логопед. Если шарф из шерсти, то он какой?

3-й ребенок. Шерстяной.

Логопед. Если ботинки из кожи, то они какие?

4-й ребенок. Кожаные.

Логопед. Если платье из шелка, то оно какое?

5-й ребенок. Шелковое.

Логопед. Молодцы! Вы уверенно выполнили это задание! И вы очень порадовали Мальвину своими знаниями. Но она приготовила вам еще одно задание. Сейчас мы будем делить слова на слоги. Для этого нам понадобится мяч.

Упражнение «Раздели на слоги» (Мяч Су-Джок)

 [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед. Ребята, я буду катить вам мяч и называть предмет одежды, а вы поймаете его и разделите слово, обозначающее предмет одежды на слоги. Свитер.

1-й ребенок. Сви-тер. В этом слове два слога.

Логопед. Рубашка.

2-й ребенок. Ру-баш-ка. В этом слове три слога.

Логопед. Сарафан.

3-й ребенок. Са-ра-фан. В этом слове три слога.

Логопед. Рукавицы.

4-й ребенок. Ру-ка-ви-цы. В этом слове четыре слога.

5. Выполнение действий

Логопед. Здорово! Это было трудное задание, и вы отлично с ним справились. Мальвина увидела, что вы очень умные и сообразительные. А еще она очень любит красивые платья, но не знает, как ей украсить их. Поможем Мальвине в этом?

Дидактическая игра с использованием камушек Марблс

«Придумаем наряд»

[Развитие мелкой моторики, развитие восприятия, наглядно-образное мышления, логическое мышления, пространственного воображения]. Приложение №1.

Логопед. Девочки и мальчики, а сейчас я предлагаю вам побыть дизайнерами и украсить камешками Марблс платья.

Логопед. Какие красивые наряды получись у вас! Нашей гостье Мальвине очень нравится ваше украшение. Мальвина случайно перепутала картинки, на которых изображена одежда. И у нее никак не получается собрать их правильно. Я предлагаю вам помочь собрать ей картинки. Вы согласны со мной? Перед вами лежат части разрезных картинок, их нужно собрать в одно изображение.

Дидактическая игра «Собери картинки»

[Формирование представлений о целостном образе предмета, развитие мышления]. Приложение №2.

Логопед. Молодцы, вы очень помогли нашему гостю! Мальвина очень рада была с вами поиграть, она увидела какие вы дружные, веселые, любознательные и умные детки. Но ей пора уходить домой, она обещает, что скоро вновь к вам придет в гости.

Рефлексия.

Логопед. Ребята, вы сегодня очень постарались, поиграли, выполняли задания. Давайте вспомним, чем мы занимались? Что вам понравилось на занятии больше всего и почему? Что запомнилось вам? Кому вы расскажите о том, что сегодня узнали нового? Кому было неинтересно, почему? Какие трудности у вас возникали?

Используемые источники:

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.-640с.
  2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2021.-64 с. (Библиотека логопеда).
  3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей, 2009.-96с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Никитенко Анна Ильинична

учитель-логопед МБДОУ №7

ст.Ладожская

Пояснительная записка

В методической разработке представлена ООД образовательной области «Речевого развития» для детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Возраст обучающихся: 6-7 лет. Продолжительность ООД 30 мин., соответствует возрасту воспитанников. Количество участников – 6 человек.

Тема занятия: «Путешествие в мир одежды».

Цель занятия: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов, развитие мелкой моторики рук, развитие координации речи с движением.

Задачи. Образовательные.

  1. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда».
  2. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование грамматического строя речи.
  3. Совершенствование синтаксической стороны речи.
  4. Автоматизация произношения и дифференциация звуков в игровой деятельности.

Развивающие.

  1. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного гнозиса.
  2. Артикуляционной, тонкой и общей моторики; логического мышления, общих речевых навыков.

Воспитательные.

  1. Воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции.
  2. Воспитывать умение слушать товарищей.
  3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Коррекционные.

  1. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное и слуховое внимание, память, речевой слух, координацию речи с движением, речевое дыхание, мелкую моторику.
  2. Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга посредством игры.
  3. Формировать правильное речевое дыхание.

Работа осуществляется по программе: Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)».

Методическое пособие: Метельская Н.Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Оборудование: Предметные картинки с изображениями одежды, обуви, головных уборов, кукольная одежда, головные уборы, детская обувь, мяч Су-Джок, камешки Марблс, дидактический материал к игре «Придумаем наряд», дидактический материал к игре «Собери картинки», ноутбук, конверт, кукла Мальвина, коробка, презентация «История возникновения одежды».

Исходные данные используемых источников:

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.-640с.
  2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2021.-64 с. (Библиотека логопеда).
  3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей, 2009.-96с.

В занятии используется коррекционно-развивающий вид деятельности.

ООД построено с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития, проводится в игровой форме, что позволяет детям в непринужденной форме применить полученные знания на практике. Занимательные игры-задания, разработанные с учетом ФГОС, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий. Дети проявляют познавательную активность, любознательность.

Данная работа решает образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи: развивают связную речь, фонематическое представление, зрительное восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, общие речевые навыки. Развивают мыслительную и речевую деятельность, зрительное и слуховое внимание, координацию речи с движением, речевое дыхание.

Для реализации этих задач были подобраны методы и приемы, помогающие решить их в интересной занимательной форме: словесные (беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей, индивидуальный подход), игровые (сюрпризный момент, игры), наглядные (использование наглядного материала), практические (выполнение заданий).

ООД состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей. Удалось установить контакт со всеми детьми. В процессе образовательной деятельности педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. Индивидуальная работа проявлялась в оказании помощи, затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю, что выбранная мной форма организации ООД для детей была достаточно эффективной. Дети проявили активность, все поставленные задачи в процессе ООД были решены, цель была достигнута.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности тема: « Удивительное путешествие» /вторая младшая группа/

Конспект организованной образовательной деятельности вторая младшая группа  тема: « Удивительное путешествие»Задачи образовательных областей:Коммуникация: -помогать детям получать ...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие со Снежинкой»

способствовать усвоению предлога ПОД через игровую совместную деятельность....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы

Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»; уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви; ...

КОНСПЕКТ итоговой непосредственно организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие на волшебный остров звуков» /Старший дошкольный возраст/

Программное содержание: Обучающие задачи: Продолжать формировать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, выделять ударный звук в с...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие в оранжевую страну» Группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

Цель:Знакомство с цветами спектра. Получение одного цвета из двух других. Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов....

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Путешествие в сказку «Колосок» в подготовительной группе

В современном мире, в век информационных технологий наши дети большую часть времени проводят у телевизора или компьютера. Как показывает опыт, дети недостаточно знают  сказки, не все умеют...

конспект организованной образовательной деятельности тема: "Путешествие маленького Зеленого Кузнечика"

конспект организованной образовательной деятельности для старшей группытема: "Путешествие маленького Зеленого Кузнечика" действующие лица: ведущий - взрослый дети: Малень...