Конспект занятия по развитию речи с применением методики синквейн
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект ОД "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannoy_neposredstvennoy_obrazova.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной

деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

на тему:  «Перелетные птицы» с использованием методики синквейн для подготовительной логопедической группы.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Систематизация знаний о перелетных птицах.

2.Активизация и актуализация словаря по теме «Перелетные птицы».

3.Совершенствование навыка составления рассказа о птице с опорой на графическую схему (синквейн).

4.Совершенствование грамматического строя речи.

5.Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

6.Совершенствование навыка конструирования из геометрических фигур («Танграм»)

7.Закрепление навыка отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекционнно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, творческого воображения, мелкой и общей моторики, познавательного интереса в процессе экспериментирования, умения размышлять, обобщать результаты опытов.

Воспитательные задачи:

Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы о птицах.

2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».

3. Отгадывание загадок по теме.

4. Рассказ педагога о перелетных птицах в свободной деятельности, почему их называют перелетными.

5. Рассматривание с детьми слайдов, видеофильма «Перелетные птицы».

6. Наблюдение за птицами во время прогулок.

7. Знакомство с игрой «Танграм».

Оборудование: Презентация, сопровождаемая музыкой, 2 магнитные доски, деревья (весеннее и зимнее), картинки перелетных и зимующих птиц, трубочки для коктейля, геометрические фигуры танграм, контурное изображение птиц.

(Закрепление представлений о перелетных и зимующих птицах)

Логопед: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением.

Логопед: На слайде мы видим, что не все птицы улетели в теплые края. Какие это птицы? (1слайд)

Дети: Зимующие птицы.

Логопед: Это и есть первая ловушка. Зима запорошила снежной крупой зимующих и перелетных птиц, хочет сбить нас с толку. Подойдите к столам, затем, перелетных птиц поместите на доску рядом с весенним деревом, а зимующих – с зимним.

Дети выполняют.

Логопед: Каких же птиц мы ждем?

Дети: Ласточек, грачей, скворцов, аистов, журавлей, лебедей, кукушек, трясогузок, жаворонков, соловьев, уток, цапель.

Логопед: Замечательно, вы знаете перелетных птиц и не спутаете их с зимующими.

Давайте отправимся в путешествие по спасению перелетных птиц. (Дети садятся на мягкие модули).

Логопед: - Почему эти птицы называются перелетными?

Дети: Птицы называются перелетными потому, что  перелетают с места на место.

Логопед - Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

Дети: Птицы улетают в теплые края … потому что им нечего есть).

Логопед - Почему перелетные птицы возвращаются?

Дети: Перелетные птицы возвращаются потому, что… им надо выводить и выкармливать птенцов.

Логопед - Какие птицы улетают первыми, почему? (2 слайд)

Дети: Первыми улетают насекомоядные птицы - ласточки, соловьи, трясогузки, скворцы потому, что … насекомые прячутся и засыпают.

Логопед - Какие птицы улетают последними, почему?(3 слайд)

Дети: Последними улетают водоплавающие птицы: гуси, утки, потому, что водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

Логопед- Почему надо любить и охранять птиц?

Дети: Птиц нужно любить и охранять, потому что они уничтожают вредных насекомых, украшают природу, красиво поют и т.д.)

Логопед: Молодцы, вы много уже знаете о наших верных друзьях.

Логопед: Представьте себе, что мы полетим навстречу птицам, на воздушном шаре, чтобы помочь им преодолеть трудности и опасности на их пути к родному дому.

Логопед:

Шар воздушный нас зовёт

Отправляемся в полет,

Пристегнулись, улыбнулись,

Дружно делаем вот так:

 Развитие дыхания (выработка направленной воздушной струи, более длительного вдоха и более продолжительного выдоха)

Логопед: Представьте, что мы взлетаем: вдох носом, выдох ртом на звуке «Ф» (упражнение проводится несколько раз)

Включается музыкальное сопровождение.

8 «Исправьте меня» (упражнять в словоизменении: употребление существительных в форме в форме множественного числа творительного падежа).

Логопед: Закройте глаза, наш шар поднимается всё выше и выше. Мы пролетаем над широкими полями, над зелёными лесами. Мы пролетаем над «высокими горами. (4 слайд)

Логопед: А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему?

Дети: Опасны, потому что горы острые и высокие. Птицы могут врезаться в них, поранить крыло. Трудно взять такую высоту и перелететь через горы.

Логопед: Чтобы преодолеть такие высокие горы, птицам надо много сил.

Логопед: Горы и есть опасность, которую мы должны помочь преодолеть птицам. Чтобы было много сил, птицам надо

Дети: Подкрепиться.

Логопед: Зима и тут постаралась – она сделала так, что весь корм исчез. Давайте составим из слогов слова.

Жу-чки, мош-ки, ля-гуш-ки, чер-вя-ки, му-хи, ры-ба, па-у-ки, ли-чин-ки, ба-боч-ки, ко-ма-ры, слиз-ня-ки, стре-ко-зы.

Логопед: Назовите, какие слова вы составили. Как можно назвать всё это одним словом?

Дети: Корм, еда, пища, добыча.

Логопед: Для кого этот корм?

Дети: Для птиц.

Логопед: Чей корм?

Дети: Птичий корм.

Логопед: Чья пища?

Дети: Птичья пища.

Логопед: Я думаю, что мы сделали доброе дело. Птицы подкрепятся здесь, отдохнут и полетят дальше. Давайте и мы немного отдохнём.

Физминутка «Птицы» (переключение детей на двигательную деятельность, снятие напряжение, восстановление умственной работоспособности).

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы, 
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовим птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться! 

«Отгадай синквейн – загадку» (Развитие мышления, поддержание мотивации познавательной деятельности детей, интерес). (5 слайд)

 1.Умный мальчишка.
 
В сером армячишке .
 
Прыгает, шныряет.
 
Крошки собирает.

 В-ль: Кто это может быть? ( Ворбей)

  1. В красной шапке расшита.
     
    В чёрненьком кафтане.
     
    Знаменит в семье лесной песенкой смешной.
      Что за песня-красота? Тут-тук-тук, да тра-та-та!

 В-ль: Кто это может быть? (Дятел)

3. Зимой на ветках яблоки!
 
Скорей их собери!

  И вдруг вспорхнули яблоки.
 
Ведь это - .........

В-ль: Кто это может быть? (Снегири)

В-ль: Ребята, вам понравились мои загадки?

В-ль: Наше путешествие продолжается.

Шар воздушный нас зовёт

Отправляемся в полет,

А дальше на пути птиц следующее испытание: (6 слайд)

В-ль: Ивдруг в пути наснастиг туман.А ка вы думаете. Чем туман опасен для птиц?

Дети: В тумане ничего не видно.

В-ль: Чем же опасен туман?

Дети: Птицы могут сбиться с пути.

В-ль: Каких птиц вы видите на слайде? Как летят журавли?(7 слайд)

Дети: Журавли летят клином.

В-ль: Клин какой?

Дети: Журавлиный.

В-ль: А какие птицы еще летят клином?

Дети: Гуси.

В-ль: Клин какой?

Дети: Гусиный.

В-ль: Кто летит впереди?

Дети: Впереди летит вожак.

В-ль: Виден только его контур. Птицы ориентируются на него. Давайте составим из геометрических фигур контур птицы, который виден в тумане. Какие это птицы? (Журавль и гусь). Выберите, какую птицу будете составлять. Птица летит –птица какая?

Дети: Летящая.

В-ль: Сколько должно быть фигур? Сосчитайте. Составляйте. (слайд 8)

Танграм - развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.

Дети: выполняют задание.

В-ль: Посмотрите, друг у друга - все правильно выполнили задание?

Молодцы! Все справились.

Логопед: Давайте отдохнем и повторим, каким перелетным птицам мы хотим помочь.(9 слайд)

Тели – теле, тели – теле (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели.

Прилетел к нам скворушка (поочередно сгибаем пальцы, начиная с мизинца

Серенькое перышко. левой руки)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж

– Все вернулись, прилетели, (скрещиваем пальцы, машем ладошками)

Песни звонкие запели. (указательным и большим пальцами делаем клюв – птицы поют)

Логопед: Наш воздушный шар приземлился. Перелетные птицы тоже вернулись к нам. Вы слышите их голоса. (10 слайд)

Логопед: Посмотрите, а где мы приземлились.

Дети: В лесу!

Логопед: Какой же лес без птиц!

 Составление рассказа о птицах с опорой на графическую схему (синквейн) развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; формирование внимания к высказыванию других детей

Давайте же расскажем о перелетных птицах по плану-схеме:

1-е слово – предмет ПТИЦЫ

2-е 2 признака (пернатые, красивые)

3-е 3 действия (летают, клюют, высиживают)

4-е предложение (птицы помогают людям)

5-е Верные друзья

 Итог.

Цель: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок НОД.

 Рефлексия.

В-ль: Понравилось вам наше путешествие? О ком мы говорили сегодня. Что понравилось больше всего? (Ответы детей).

                      Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., МихайловаЗ.А. “Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.” СПб,2004.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И., “Воспитание детей в игре”.- Москва 1983.
  3. Занятия по развитию речи в детском саду. Прогрнамма и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. О.С. Ушаковой, А.Г. Арушанова, А.И. Максакова и др. Изд-во Совершенство, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с применением методики синквейн (средняя группа)

Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения, прививать любовь к книгам....

Конспект НООД по развитию речи с применением методики Железновых.

Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием методики Синквейн на тему "Дикие животные весной"

Данное занятие проводится с целью формирования лексико-грамматических средств языка и развития связной речи с использованием методики Сиквейн....

Конспект занятия по развитию речи с применением методики "Графическая практика"

- Продолжать знакомство детей с общими принципами, лежащими в основе чтения и письма:записанное сообщение можно использовать для того, чтобы впоследствии напомнить себе или другому человеку о том, что...

Конспект занятия по развитию речи с использованием метода синквейн во второй младшей группе

Занятие направлено на обучение детей состовлять  предложения об отдельном предмете, игрушке , используя модели существительного, прилагательного и глагола. Для составления не больших рассказов по...

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе. Тема: "Приключение Капельки"

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:-образовательные: -продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии «синквейн» в старшей группе на тему «Весна»

Цель: использование технологии «синквейн» в развитии связной речи.  Задачи: Образовательные:- закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать пр...