развитие речи и памяти с помощью прерсказа
статья по логопедии (подготовительная группа)

Давкнис Надежда Константиновна

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа

Задачи:

1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;

2. учить, правильно подбирать текст, для обучения детей пересказу;

3. познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_i_pamyati.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

- В наше время компьютерной технологии, мы недостаточно времени уделяем общению со своими детьми. Многие родители считают, что если ребенок посещает занятия в детском саду,  то этого достаточно для развития ребенка. Но все таки нашим детям необходима помощь родителей.  В нашем детском саду на занятиях по развитию речи  обучению детей пересказу мы уделяем один - два раза в месяц.  Но этого, как показывает практика, не достаточно. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Пересказ  имеет огромное значение для формирования у детей познавательных и творческих способностей.  Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык у ребенка до поступления в школу. Кроме того, пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему и если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.

- Зачем нужно учить детей пересказу?

- В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:

  • Обогащается и расширяется словарь;
  • Формируются навыки словоупотребления;
  • Усиливается языковое чутье;
  • Внимание и интерес к образному слову.

Развиваются все психические процессы:

  • Внимание (умение внимать);
  • Память (запоминание текста);
  • Мышление (логика изложения).

Возрастает роль произвольно- волевых процессов:

  • Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.

- Как вы считаете, можно ли для пересказа брать любое произведение? Почему?

Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев

Для пересказов с детьми предлагаю перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.

Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.

В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу:

- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;

- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.

3.Практическая часть

- Теперь послушайте два текста и определите, какое из этих произведений можно взять для пересказа? (Сказка «Лиса и рак», «рассказ. К. Д. Ушинского Петушок».)

- Почему выбрали первый текст, а не второй?

- Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?

- Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.

- Что нужно делать после чтения текста?

- Конечно, побеседовать о прочитанном.

- Какие будите задавать вопросы?

- Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.

- Побеседовали надо сразу пересказывать текст с ребенком? Ваше мнение!

- Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.

- При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.

- Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.

- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.

          Особенно сложны для пересказа описательные тексты. Широко известно, что увиденное и нарисованное описать легче. Для работы с текстами такого плана можно подключить образное мышление. Сейчас я буду читать вам текст, а вы при помощи цветных карандашей составите краткий план-зарисовку и попробуете пересказать текст.

Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег. Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.

Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми шарами.

Прочитав рассказ ребенку, дайте ему  чистый, четырехклеточный или шестиклеточный  бланк-мнемотаблицу.

Взрослый, задавая вопросы по тексту,  заполняет пустые ячейки мнемотаблицы, а ребенок рисует на собственном бланке. Получившаяся схема выступает в качестве плана речевого высказывания. В схеме используются унифицированные символы-рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.

Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное время. Однако, в результате такой домашней работы ребенок сможет качественно пересказать текст.

    Уважаемые родители, помните, что для развития любого умения, требуется время и систематическая работа. Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

В консультации родителям даются рекомендации о том, как помочь ребенку научиться перессказывать...

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)Цели: ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное з...

МНЕМОТЕХНИКА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПАМЯТИ.

Статья как с помощью мнемотехники развить речь и память ребенка...

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти» Цель: побудить родителей к обучению дет...

Развитие внимания и памяти с помощью дидактических игр у детей 3 – 4 лет

В дошкольном возрасте происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательн...