конспект образовательной деятельности
консультация по логопедии

Бочарова Виолетта Викторовна

конспект занятия с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.odt8.04 КБ
Файл statya_bocharovoy.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 

Подготовительная группа

«Правит миром доброта»

Программное содержание.

         Способствовать формированию понятия «доброта».

        Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения,                         закреплять навыки доброжелатеного поведения в повседневной жизни,уважительного отношения и терпимости к окружающим.

        Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения.

        Учить детей конструктивным спрсобам снятия напряжения.

        Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками, заботливое отношение к малышам.

        Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках.

        Уточнение и активизация словаря.

        Формирование  грамматически правильно построенной фразы.

        Закрепление навыков чтения по слогам.

        Формирование понятия «родственные слова».

Предварительная работа.

        Чтение литературы по теме, обсуждение мультфильмов, просмотренных дома, беседы на нрвственные темы, рассматривание иллюстраций, обыгрывание различных ситуаций.

Материалы и оборудование.

        Картинки с изображением двух волшебников — доброго и злого, иллюстрации с изображением ситуаций, два волшебных мешочка (темный и цветной), аудиозаписи песен по теме из мультфильмов, магнитная доска, графические модели разрешения ситуаций,карточки со слогами « У-ЛЫБ-КА-ЗА- БО-ТА-ПО-НИ-МА-НИ-ЕСПА-СИ-БО».

Ход занятия.

(Звучит песня из мультфильма про поросенка Фунтика «Миром правит доброта».)

Логопед: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете — доброму или злому?

Ответы детей

Логопед: послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым, значит отдавать

Тепло своё другим.

Быть добрым — значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один...

                         (Л. Полякова)

Логопед: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

Ответы детей.

Логопед: А знаете, ребята, добро бывает разное. Одно добро — это сокровища:

книги, картины, драгоценности, игрушки, вещи, то есть то, что можно увидеть и даже потрогать. Добро другое можно услышать — это прекрасная музыка, задушевные стихи, нежные слова. И есть такое добро, которое имеет каждый человек — это доброе сердце, добрая душа, умение говорить добрые слова, жалеть тех, кто попал в беду.



Предварительный просмотр:

Современные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО.

Бочарова В.В.

Довольно часто в нашем мире молодые специалисты логопеды находятся в постоянном поиске новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда ранее, требуется от учителя и, конечно же от логопеда профессиональной компетентности, уровня его подготовки, а также постоянного совершенствования профессионального мастерства. Именно успех коррекционно-логопедической работы с детьми показывает высокий уровень профессионального мастерства логопеда.

Думаю, что из вас не раз задавал себе вопрос: «Зачем современному логопеду нужно быть компетентным?» И я постараюсь на него ответить!

Затруднения во многом связаны с тем, что логопеды не все имеют соответствующих навыков, как бы обидно это ни звучало, и плохо представляют себе предъявляемые к ним на современном этапе требования. Простая, на первый взгляд фраза «Профессиональная компетентность учителя-логопеда определяет качество образования сегодня» не говорит логопеду ровным счётом ничего. Два ключевых термина «компетентность» и «качество образования» имеют такое количество толкований, что фраза не может быть истолкована однозначно.

Так что же такое компетентность? В толковом словаре С.И. Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомлённого, авторитетного. Там же это понятие определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён, или круг чьих-нибудь полномочий или прав.

Во многих педагогический трудах трактовка этих терминов множество. До недавнего времени профессиональное развитие связывалось с системой повышения квалификации.

Но как бы странно не звучало, я считаю, что при повышении квалификации учитель-логопед должен получить определённый набор знаний, умений и навыков, для того чтобы реализовать их в своей работе. Профессиональная компетентность логопеда предполагается наличием внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношения к своей профессии как ценности. Компетентный учитель-логопед способен выходить за рамки преподаваемого предмета, он должен обладать неким творческим потенциалом саморазвития.

Для некоторых логопедов компетентность в большей степени ассоциируется с образованностью. Это наиболее общее представление, с которым трудно спорить. Я могу привести пример, на вопрос, кого можно считать компетентным, родители детей ответили, равным количеством «знающего», «справедливого» и, конечно же «ответственного». На вопрос, что надо делать для того, чтобы стать компетентным учителем-логопедом, равным количеством голосов родителей высказали мнение «самосовершенствоваться», «любить своё дело» и «не отступать от намеченной цели». И с этим я полностью согласна!

Как показывает пример, в настоящее время качество образования во многом не удается изменить именно из-за знаниевой компетентности логопеда.

Я, предполагаю следующее: профессиональная компетентность логопеда это есть совокупность обобщённых знаний, умений и способностей, обеспечивающих результаты в коррекционно-логопедической работе обучающихся в условиях модернизации системы образования. Важным аспектом этого вопроса является то, что в соотношении названных компонентов не должно быть перевеса в сторону ни одного из компонентов компетентности. Именно эти три компонента будут составлять интегративную компетентность учителя-логопеда.

Анализируя свою работу,  могу сказать, что многие подходы к проблеме оценки профессиональной компетентности учителя-логопеда и идеи можно применить к оценке результативности и компетентности учителя-логопеда.

Качественным показателем логопедической деятельности, характеризующих у логопеда его квалификацию и компетентность, а также разнообразие навыков, умений, владение современными технологиями оптимального решения логопедических задач, является профессионализм логопеда.

У А.И. Жилина обосновывается, что понятие профессионализма «включает в себя и профессионализм деятельности, и профессионализм личности». Основываясь на аналогии, я считаю, что профессионализм логопедической деятельности включает в себя профессиональную компетентность, содержащую высокую педагогическую квалификацию, а также систему нравственных норм, личностных качеств, свидетельствующих о профессиональной и личностной готовности учителя-логопеда к эффективному и качественному выполнению коррекционно-логопедических задач.

Я могу сделать вывод, что уровень развития профессионализма характеризуется различными личностными и деятельностными показателями: эффективностью деятельности; уровнем квалификации и компетентности; оптимальной интенсивностью и напряженностью труда; точностью и надёжностью; организованностью; малой зависимостью от внешних факторов.

Кроме того, необходимо добавить такие показатели, как владение современным содержанием и оптимальными технологиями решения логопедических задач; стабильность высоких показателей деятельности; уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств; уровень достижения профессиональных достижений; направленность на достижение положительно значимых целей; возможность развития субъекта в личностном плане (А.И. Жилина).

Готовность учителя-логопеда определяется также внутренней убеждённостью, осознанностью значения логопедической профессии, достаточностью знаний и представлений о делах и проблемах, которые необходимо будет решать в коррекционно-логопедической работе. Можно к перечисленным показателям добавить и сформированность профессиональной компетентности логопеда, в которую входят следующие составляющие: методологическая, коммуникационная, информационная, квалиметрическая, проектировочная, исследовательская, толерантная, аналитическая и другие компетенции.

Приведу основные компоненты готовности учителя-логопеда к своей логопедической деятельности:

Мотивационно-ценностный компонент, который характеризуется интересом к своей профессии, потребностью в её выборе, ведущими мотивами выбора, целеустремлённостью, ценностными ориентациями, направленностью личности и др.

Личностный – уровень сформированности профессиональных качеств, адекватность самооценки своей деятельности, стиль работы и др.

Волевой компонент – уровень соотношения эмоционально-волевых и профессионально значимых качеств, стремление к самопознанию, саморазвитию и др.

Технологический, данный компонент определяется знанием оптимальных логопедических технологий, умение их применять в необходимых ситуациях и условиях.

Операционный (процессуальный) – уровень сформированности знаний, умений и навыков о своей профессии, наличие и развитие собственных способностей и др.

Психологическийкомпонент, характеризующийся уровнем наличия механизмов регуляции деятельности и поведения, сформированности убеждений личности, самосознания, самоконтроля и самоанализа.

Когнитивныйкомпонент характеризует сформированность следующих познавательных процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.

Профессиональная компетентность учителя-логопеда должна отражать его деловые, личностные и нравственные качества, а также знания, умения, опыт, мотивацию, способность и готовность к своей деятельности. Именно всё это является закономерным результатом взаимодействия личности, индивида и субъекта деятельности с окружающей профессионально-образовательной средой.

Учитель-логопед готов тогда к своей работе, когда его личность в логопедической деятельности отражается в мотивационном, когнитивном и процессуальном компонентах. Именно в мотивационном компоненте логопед должен отметить в себе такие качества, как уровень профессионального интереса, стремление к развитию профессиональной компетентности, установка личности на активность, тактика и стратегия поведения. В когнитивном компоненте учитель-логопед должен иметь высокий уровень познавательной активности, владеть степенью теоретико-методологическими, психолого- педагогическими, технолого-методическими и организационно-управленческими умениями. Процессуальный компонент учителя-логопеда это определяется в дидактических и организационными умениями, диагностико-аналитическими умениями осуществлять анализ, планировать, контролировать, организовывать деятельность детей и свою собственную.

Раньше (может даже и сейчас) вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По итогам результата коррекционно-логопедической работы, оценивалась работа учителя-логопеда. Изменения нашего общества обусловили изменения требований к обучающимся. Находясь внутри коррекционно-образовательного процесса, учитель-логопед занят каждодневным трудом, который он подчас добросовестно его выполняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...