Конспект логопедического занятия "Насекомые" с использованием мнемотехники для детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Егорова Любовь Алексеевна

Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых.

 

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь по теме «насекомые»; закрепить в речи названия насекомых, знания о их  строении, пользе;

2. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

3. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

4. Формировать умение согласовывать числительные с существительными;

5. Развивать артикуляционную моторику, дыхание;

6. Развивать навыки связной речи.

7. Развивать слуховое восприятие, развивать логическое мышление, память, внимание.

8. Развивать общую и мелкую моторику; формировать умение согласовывать речь с движением.

9. Воспитывать бережное отношение к природе, насекомым;

10. Формировать умение работать и играть в коллективе.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_nasekomye.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

 с использованием мнемотехники

в старшей группе для детей с ЗПР

Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых.

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь по теме «насекомые»; закрепить в речи названия насекомых, знания о их  строении, пользе;

2. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

3. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

4. Формировать умение согласовывать числительные с существительными;

5. Развивать артикуляционную моторику, дыхание;

6. Развивать навыки связной речи.

7. Развивать слуховое восприятие, развивать логическое мышление, память, внимание.

8. Развивать общую и мелкую моторику; формировать умение согласовывать речь с движением.

9. Воспитывать бережное отношение к природе, насекомым;

10. Формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:  ящик с песком, фигурки насекомых, плакат «Полянка с насекомыми», предметные картинки с изображением насекомых, плакат «Жизнь бабочки», картинки для коллажа, клей, кисточки, тряпочки, пособие «Подуй на бабочек», демонстрационные и раздаточные картинки для мнематоблицы, запись звуков насекомых, зеркала.

Ход занятия:

 

      1. Организационный момент

- Ребята, подойдите к песочнице, опустите руки в песок и нащупайте, что там лежит. Попробуйте догадаться что это? Доставайте то, что вы там нашли. Кто это? Как их назвать одним словом? Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку и  познакомиться с ее жителями.

      2. Беседа о насекомых

- Посмотрите, кто прячется на полянке?

- Каких насекомых вы видите?

- Что общего у всех насекомых (у них есть 6 ног, тельце разделено на 3 части: голова, грудь, брюшко. У многих насекомых есть крылья, усики, хоботки для сбора нектара).

- Есть насекомые полезные и вредные. Какую пользу приносят насекомые? (Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных).

- Чем насекомые вредны? (Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций).

- Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. Каждый выполняет свою работу. И хоть они маленькие, они приносят пользу. И все они нужны в природе.

- Давайте, изобразим насекомых.

Подойдём к столику, присядем на стульчики и выполним упражнения для язычка.

         

       

3. Артикуляционная гимнастика

- «Хоботок» - сомкнутые губы тянуть вперед.

- «Комарик кусает» - узкий язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта.

- «Кузнечик» - широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком языка попеременно касаться основания то верхних, то нижних зубов.

- «Бабочка летает вокруг цветка» - приоткрыть рот и облизать губы языком.

     4. Коллаж «Жизнь бабочки»

- Ребята, вы хотите узнать, как появляются бабочки?

Бабочка отложила яйца на растение. Из яиц вылупились гусеницы и стали, сразу много есть. Затем гусеница превращается в куколку. Внутри куколки гусеница превращается в новое существо. Куколка лопается, и из нее выбирается бабочка. Ее мягкие крылья становятся твердыми и она улетает. (демонстрация плаката «Жизнь бабочки»)

 - А сейчас мы с вами вспомним, как появляются бабочки, и сделаем аппликацию. Картинки нужно расположить в правильной последовательности (дети выполняют коллаж).

- Расскажите, как же появилась эта бабочка?

           

 

5. Дыхательная гимнастика

- Посмотрите, кто к нам прилетели (пособие «Подуй на бабочку»). Давайте подуем на бабочек и посмотрим, как они летают.

     6. Физ. минутка «Кузнечик»

Поднимите плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, Высоко,

Прыгай на носках легко.

     7. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем. (Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это – жук с зеленым брюхом (Поочередно сгибают пальцы в кулачок)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем)

Прячьтесь! (руки за спину)

     8. Работа с  мнемотаблицей

- Посмотрите на картинки, кто на них изображен? Что общего у насекомых в первом ряду? Что общего у насекомых во втором ряду?

   Упр. «Кого не стало?»: логопед закрывает по одной картинке, дети называют, кого не стало (жука, мухи, таракана…).

Логопед убирает мнемотаблицу.

- У вас на картинках такие же насекомые как были на таблице. Вспомните, как они были расположены и так же разложите картинки.

   Упр. «Назови ласково»

- Все насекомые очень маленькие, давайте назовем их ласково (пчела, таракан, комар, жук)

 

   Упр. «Сосчитай до пяти»

- Посмотрите, как много насекомых собралось на полянке, давайте их сосчитаем (одна бабочка, две бабочки…; одна гусеница, две гусеницы…; один жук, два жука…)

     9. Развитие слухового внимания

- Насекомые издают различные звуки. Послушайте звуки и отгадайте, кто их издает (дети слушают запись звуков насекомых и называют, кто их издает).

     10. Итог

    - Ребята, вам понравилась полянка? Кого вы на ней встретили?

Мы подружились с насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны природе. Давайте дадим себе слово не обижать их. Вы очень хорошо занимались, старались и получаете наклейки, на которых изображены насекомые.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «Транспорт» для детей с задержкой речевого развития 2-3 лет

Данный конспект логопедического занятия включает упражнения по развитию речевых навыков, развитию слухового внимания.  Предложенные игры помогают преодолевать темповые задержки речевого развития ...

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего возраста "Путешествие звука Ч"

Конспект фронтального сюжетно-тематического занятия для детей старшего возраста в ДОУ...

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей с ОНР II уровня с псевдобульбарной дизартрией.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей с ОНР тема "Автоматизация звука "с".Задачи:Образовательные: автоматизация звука «С» в слогах в односложных и двусложных словах в чистоговорка...

Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР

Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР...

Конспект логопедического занятия: «Использование новых игровых технологий в индивидуальной работе с детьми"

Конспект логопедического занятия: «Использование новых игровых технологий в индивидуальной работе с детьми «Весёлое путешествие». Цель: формировать навыки правильного произношен...

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы"

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы". Данный конспект и презентация под...