Особенности формирования словаря детей с ОНР
консультация по логопедии
Особенности пассивного и активного словаря детей, имеющих общее недоразвитие речи разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования словаря
дошкольников с общим недоразвитием речи
1 уровень речевого развития
Пассивный словарь (шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.) | Активный словарь (находится в зачаточном состоянии) |
На первый план выступает лексическое значение слов, грамм.формы детьми не учитываются. Характерно непонимание значений грамм. изменений слова: ед. и множ.числа имен существ. прош. времени глагола мужск.и женск.род прилаг…. (Дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». Отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (рамка-марка, деревня- деревья). | Звукоподражания, непонятны окружающим, часто сопровождаются жестами. (пол- ли, дедушка - де). Лепетные слова- набор речевых элементов, сходных со словами (петух – уту, киска- тита) и непохожих на произносимое слово (воробей-ки). Небольшое количество общеупотребительных слов. Употребляются в неточных значениях. Ребенок объединяет предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. (слово лапа- лапы животного, ноги человека, колеса машин…; слово лёд – зеркало, оконное стекло, полированная крышка стола…). Названия действий заменяются названиями предметов (открывать-дверь) или наоборот (кровать-спать). Не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. Преобладают корневые слова, лишенные флексий или неизменяемых звуковых комплексов. Единичны случаи использования грамм. оформления с помощью флексий (акой-открой). |
Поскольку детей с 1 уровнем речевого развития не понимают, они вынуждены активно использовать жесты, мимику, интонацию. |
2 уровень речевого развития
Этот уровень характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, в речи ребенка присутствует определенное количество общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных.
Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Актуализация словаря и употребление слов в экспрессивной речи, вызывает большие затруднения. Активный словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных).
Характеристика словаря при ОНР 2
Пассивный словарь | Активный словарь | |
| Словарь существительных |
|
Словарь прилагательных |
| |
Союзы и частицы |
| |
Словарь глаголов и наречий |
|
3 уровень речевого развития
Этот уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Пассивной словарь | Активный словарь | Словообразовательная деятельность |
Возникают трудности:
| Активный словарь характеризуется:
|
|
4 уровень речевого развития
Этот уровень речевого развития характеризуется незначительной, остаточной несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи.
Пассивный словарь | Активный словарь |
Близок к норме | Активный словарь характеризуется:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Доклад на педагогическом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590838-1423578959.jpg)
Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.
Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-781905-1461158820.jpg)
«Особенности формирования словаря у детей разных возрастных групп»
В данной презентации я представила описание особенности формирования словаря у детей разных возрастных групп, с примерами игр....
Особенности формирования словаря у детей.
Слово - основная единица речи....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-744306-1642501200.jpg)
«Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»
Тема «Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым усло...
Изучение особенностей формирования словаря у детей дошкольного возраста в процессе рассматривания предметов.
Расширение словарного словаря у детей через рассматривание предметов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/31/picture-1432091-1667229850.jpg)
Особенности формирования словаря в младшем дошкольном возрасте
Статья для родитей особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста....