Дидактические игры и упражнения
методическая разработка по логопедии

Разумова Наталья Владимировна

Дидактические игры и упражнения для автоматизации и дифференциации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx802.82 КБ

Предварительный просмотр:

                         Разумова Наталья Владимировна,

учитель-логопед 1 КК

МАДОУ «Детский сад 18»

«Дидактические игры и упражнения для автоматизации

и дифференциации звуков»

Образовательная область – речевое развитие.

Возрастная адресность – с четырех до семи лет.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков.

Задачи:

- закреплять навык правильного звукопроизношения;

- закреплять умение определять место звука в слове;

- совершенствовать навык звукового анализа;  

- развивать фонематический слух;

- развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие;

- развивать мелкую моторику.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Поставить, автоматизировать и ввести звуки в речь – вот одна из главных задач учителя-логопеда. А поскольку произносительная сторона речи тесно связана с фонематическим восприятием, нужно развивать фонематический слух и учить детей дифференцировать звуки.

Процесс коррекции звуков всегда очень длительный, один и тот же материал быстро надоедает ребенку, следовательно, чтобы заинтересовать, привлечь внимание детей, использую интересные игры и упражнения для автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Основной материал-это карточки с изображением символов звуков.  

                         

«С»- снежинка, «З» - комар, «Ш» - змея, «Ж» - пчела, «Л» - лодка, «Р» - машинка.

Я использую игры и упражнения на занятиях в зависимости от этапа работы над звуком.

Играть можно сидя за столом, или с использованием пособия «Фиолетовый лес».

Предлагаю несколько вариантов игр

F:\конкурсы\развивайка\IMG_20211115_123148.jpg

«Снегопад»

Ход игры: ребенок прикрепляет снежинки, которые летят из облака и четко произносит звук «с» (слог, слово).

D:\конкурсы\развивайка\IMG_20211115_123837.jpg

                                                             

 «Накорми лягушку»

Ход игры: ребенок берет комарика, перемещает его до лягушки (комарик летит и звенит) и четко произносит звук «з» (слог, слово).

 

«Дорога»D:\конкурсы\развивайка\IMG_20211115_123341.jpg

Ход игры: педагог называет разные звуки (слоги, слова), а ребенок прикрепляет машинку, когда услышит звук «р», после окончания игры ребенок считает, сколько машин едет по дороге.

F:\конкурсы\развивайка\IMG_20211115_124126.jpg

«Винни-Пух и пчелы»

 Ход игры: педагог предлагает ребенку помочь Винни-Пуху отогнать пчел, ребенок из предложенных предметных картинок находит те, в названии которых есть звук «ж», называет картинку и убирает пчелу.

«Лягушка и цветок»D:\конкурсы\развивайка\IMG_20211117_143943.jpg

 Ход игры: ребенок берет картинку и называет первый (последний) звук в слове, если звук «з» берет комара и кладет его около лягушки, если «ж» - «пчелу» и кладет ее на цветок.

«Подарки» D:\конкурсы\развивайка\IMG_20211117_144208.jpg

Ход игры: ребенок бросает кубик с цифрами, и в соответствии с выпавшим числом выкладывает дорожку из лодочек, при этом ребенок должен придумать и назвать слово со звуком «л». Это подарки на день рождение Ослику (один герой может дарить подарки со звуком «л», а другой, со звуком «р», для этого необходимо выложить вторую дорожку из машинок).

 «Откуда снежинка»D:\конкурсы\развивайка\IMG_20211117_144542.jpg

Ход игры: ребенок называет картинку (игрушку), и определяет место звука «с» в слове, при этом помещает снежинку под соответствующее облако (начало, середина, конец слова).

 «Умная сова»F:\конкурсы\развивайка\IMG_20211115_123947.jpg

 Ход игры: ребенок с закрытыми глазами берет из коробочки символ (снежинку, кораблик, змею…) придумывает слово, которое начинается со звука соответствующего символу («с», «л», «ш»…) и прикрепляет символ около Совы.

Для того чтобы задания не повторялись, использую различный дополнительный материал:

- кубик с цифрами (для определения количества символов в задании);

- разноцветные дорожки (для выкладывания символов);

- стрелки для направления выкладывания (горизонтально, вертикально, по кругу и т.п.);

- предметные картинки;

- игрушки;

- сказочных героев.

Вариантов упражнений очень много, все зависит от цели занятия, а также от Вашей фантазии. 

Для того чтобы упражнение стало увлекательной игрой, необходимо придумать интересный сюжет и вовлечь в него ребенка.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»...