Логопедическое занятие на тему "Моя семья"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Захурдаева Наталья Николаевна

Итоговое занятие по развитию речи на тему "Моя семья" для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (ООД)

ООД в возрастной группе

Средняя группа (4-5 лет)

Разработана в соответствии тематической неделей

«Моя семья»

Цель

Развитие речи детей посредством образовательной и познавательной деятельности.

Тема ООД

«Семья»

Программные задачи

Обучающие задачи:

-формировать у детей понятие о семье, о членах семьи, активизировать словарный запас по теме, закреплять  умение составлять полные предложения, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, в подборе слов-антонимов (прилагательных), выделять в слове первый звук (а,у), визуально узнавать и называть изученные буквы.

Развивающие задачи:

-развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание,  память, мышление, речь, эмоциональное восприятие, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью.

Предполагаемый результат

Ребёнок активно участвует в познавательной деятельности, посредством которой составляет логические умозаключения об окружающем мире (семье). Понимает речь взрослого, участвует в диалоге, основываясь на свой опыт, обогащён словарный запас.

Виды деятельности

коммуникативный, двигательный, познавательный, игровой

формы и методы организации совместной деятельности

формы: игра

методы: игровые, наглядные, сравнительно-поисковые, метод анализа, практические.

Обогащение словаря:

Слова-предметы – мама, мамочка, папа, папочка, дед, дедушка, дедуля, бабушка, бабуля, дочка, доченька, сестра, сестрёнка, внучка, внученька, сын, сынок, брат, братишка, внук, внучок, тётя, тетёнька, дядя, дяденька, семья.

Глаголы – помогать, шить, вязать, стирать, чистить, ухаживать, гладить, мыть, пылесосить, играть, гулять, чинить, ремонтировать.

Прилагательные – молодой – старый, весёлый – грустный, трусливый – смелый, умный –глупый, медленный – быстрый, громкий – тихий, трудолюбивый – ленивый, старший – младший, спортивный, ласковая, заботливая, дружная, любимая.

Наречия – удобно, радостно, весело, тихо, уютно.

приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрения.

Индивидуальная работа

разучивание с детьми пальчиковой игры «Кто живёт у нас в квартире?»

Предварительная работа

разработка конспекта, подбор оптимальных методов и приёмов, изучение темы «Семья», разучивание дыхательной гимнастики по Стрельниковой «Гости», пальчиковой игры «Кто живёт у нас в квартире?», подвижной игры «Мы друзья».

Оборудование

-демонстрационный материал: картинки с изображением членов семьи, буквы А и У, домики.

 -раздаточный материал: предметные картинки: веник, кровать, стол, булка, кот, дом, продукты, машина; апельсин, автобус, автомат, арбуз, улитка, утка, удочка, усы; шарики су-джок, жёлтые кружки, коробки со спичками, сердечки по количеству детей.

Структура ООД

Вводная часть: Положительный психологический настрой. Организационный момент. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой «Гости». Постановка цели занятия.

 Игра «Назови ласково».

Основная часть: реализация задач программного содержания. Игра «Кто что делает?», артикуляционная гимнастика «Помоем окна», подвижная игра «Плохо-хорошо», игра «К буквам в гости», пальчиковая гимнастика с су-джок «Кто живёт у нас в квартире?», игра «Скажи наоборот», игра «Наша семья».

Заключительная часть: Подвижная игра «Мы друзья».

Итог. Высказывания детей. Поощрение педагога.

Вводная часть

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, к нам пришёл ежонок. Он потерял свою маму. Давайте поможем ему. Надо позвонить в полицию и попросить найти маму ежонка. А пока он побудет с нами, и мы поиграем с ним. Согласны?

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой «Гости».

На минуточку представим, что собачками мы стали.

Встали прямо, зашагали, носиками задышали.

Посмотрели там и тут – может гости к нам идут?

Замесили круто тесто, аромат идёт чудесный.

Всё на место убираем, а дышать не забываем.

Вот и гости на пороге, вытирайте чище ноги.

Мы гостей всех обнимаем и за стол наш приглашаем.

Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит нас всегда? Наша дружная семья!

Ребята, мы сегодня будем говорить о семье.

Основная часть:

  1. Игра «Кто что делает?»

Логопед: У каждого в семье есть свои обязанности, свои дела. Вот сейчас мы поиграем в игру «Кто что делает?». У вас есть на столе картинка. По моему сигналу вы перевернёте картинку. Раз, два, три, картинку переверни. Что у вас нарисовано на картинках?

Дети: Веник, кровать, стол, булка, кот, дом, продукты, машина.

Логопед: Правильно назвали. А у меня на доске собралась вся семья. Подберите каждому члену семьи предмет. Подумайте и расскажите, кто что делает.

Дети: Папа ремонтирует стол.

Бабушка режет булку.

Сын заправляем кровать.

Мама подметает пол.

          Дедушка строит дом.

          Дочка кормит кота.

          Тётя покупает продукты.

          Дядя везёт всех на огород.

  1. Артикуляционная гимнастика «Помоем окна».

Логопед: А сейчас давайте поможем помыть окна нашим мамам. Наш язычок превратится в тряпочку. Прополощем тряпочку (упр. «Индюк»). Моем окна (упр. «Вкусное варенье»). Опять прополощем тряпочку (упр. «Индюк») и повесим сушить (язык на нижней губе).

   3.Подвижная игра «Плохо-хорошо».

Логопед: Ребята, я назову поступок, который может произойти в каждой семье. Если это хороший поступок, то хлопайте в ладоши. А если поступок плохой, топайте ногами. Приготовились?

Дочка помогает маме мыть посуду.

Сын забыл покормить кота.

Внуки поздравили дедушку с днём рождения.

Папа пылесосит ковёр.

Дети не убрали за собой игрушки.

Бабушка испекла пирог.

 Логопед: Вы правильно узнали, где хорошие поступки, а где плохие. А как вы думаете, какие дела приятно делать?

Дети: Добрые, хорошие дела.

    4.Игра «К буквам в гости».

Логопед: Давайте сейчас мы сделаем доброе дело. Поможем нашему мальчику. Он учится в школе и ему задали домашнее задание. Но он никак не может его выполнить. А мы с вами знаем буквы и можем ему помочь. Какие буквы мы знаем?

Дети: А, У.

Логопед: Правильно, давайте их споём.

Дети: ААААААА, УУУУУУ.

Логопед: А задание вот какое. К буквам пришли гости, но не знают, в какой дом им надо зайти. По очереди выходите и выполняйте задание.

Дети: К –А- пришли – апельсин, автобус, автомат, арбуз.

К –У- пришли – улитка, утка, удочка, усы.

Логопед: Отлично. Наш ученик очень рад, что вы ему помогли. Давайте теперь отдохнём.

  5.Пальчиковая гимнастика с су-джок «Кто живёт у нас в квартире?».

Раз, два, три, четыре. Кто живёт у нас в квартире? (катать шарики ладошками взад – вперёд).

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать. (сжимать шарик ладошками).

Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка,

Пёс Барбос, хомяк и я (нажимать шариком на каждый пальчик).

Вот и вся моя семья! (катать шарики ладошками взад – вперёд).

6. Игра «Скажи наоборот».

 Логопед: Скажите слово наоборот и садитесь на своё место. Молодой – старый, весёлый – грустный, глупый - умный, трусливый - смелый, медленный – быстрый, громкий – тихий, трудолюбивый – ленивый, старший – младший.

  1. Игра «Наша семья».

Логопед: Я рада, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся. Семья, как солнышко, согревает всех своим теплом. И всем становится тепло, уютно, радостно. Но посмотрите, солнышко выглянуло, а лучиков нет. (каждого есть желтый кружок и спички в коробке). Давайте вместе, подарим солнышку лучики.

Дети выкладывают лучики и называют: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя.

Логопед: Молодцы. Вот, какое красивое, тёплое  солнышко получилось. А теперь убираем лучики в коробочку и называем всех ласково.

Дети: мама- мамочка, папа- папочка, бабушка – бабуля, дедушка – дедуля, сестра – сестрёнка, брат – братик, тётя – тётенька, дядя –дяденька.

Заключительная часть:

Ребята, посмотрите наш ежонок нашёл свою маму, и они вместе отправляются в лес! –До свидания! Приходите вместе всей семьёй!

Подвижная игра «Мы друзья».

Логопед: Ребята, вот и заканчивается наше занятие. Подойдите все ко мне.

Нашу группу можно тоже назвать семьёй. А ещё друзьями. И сейчас мы поиграем в игру «Мы друзья».

-Правую руку поднимите вверх. Башня (дети строят башню, положив ладошки правой руки друг на друга).

Все вместе: Я, я, я, мы друзья! (качают башню из рук вверх-вниз). Ура! (убирают руки).

Ребята, что вам запомнилось на занятии? Что показалось трудным? Кому вы расскажете о нашем занятии? А я хочу вам подарить сердечки. И вы подарите их тому в вашей семье, кого больше всех любите. Логопед раздает сердечки и спрашивает, кому подарят их дети.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №41» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми средней группы №9

на тему «Семья»

Подготовила:

учитель-логопед, высшей квалификационной категории
Захурдаева Н.Н

Республика Татарстан,

г. Нижнекамск, 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект логопедического занятия "Семья"

Конспект занятия для работы со старшими дошкольниками, по закреплению знаний по теме "Семья"....

Конспект логопедического занятия по теме "Семья"

Конспект логопедического занятия  по теме "Семья"....

Логопедическое занятие «Белоснежка и семь гномов»

Коррекционно-образовательные задачи:  Развивать зрительный анализ, пространственные представления, речевую память, внимание, продолжать учить детей при ответе на вопрос  строить полные предл...

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Семья»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»...