Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Семья»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пичугина Марина Михайловна

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №184»

Конспект фронтального логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

по теме «Семья»

                                                                                                                                           Составила:

учитель-логопед

                                                                                                                                                     Пичугина М.М.

Новокузнецкий городской округ

Цель:

Коррекционно-образовательная:

 - закрепление  знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»;

-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

- продолжать обучению составления рассказа по картине, правильно строя  и используя в речи распространенные предложения.

Коррекционно-развивающая:

 - продолжать  развивать общие речевые навыки, связную речь;

 - продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

 - развивать речемыслительную деятельность;

 - развивать речевое внимание и восприятие;  логическое мышление;

 - развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

- воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях).

Оборудование: мольберт, сундучок с медальками, картина бабушки и дедушки возле дома, изображение птицы счастья, сюжетная картина «Семья», перчатка-игрушка бабушка и внучка для инсценировки.

Ход.

  1. Организационный момент

Л: Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Скажем все вместе друг другу и гостям: «Доброе утро!»

Л: Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (картинки сельского дома, дедушки и бабушки) Раз, два покружись и в деревне окажись! (Звук деревни)

  1. Основная часть.
  1. Развитие артикуляционной моторики (встают в круг без  зеркал)

Л: Вот дедушка и бабушка нас встречают.              

             Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

             С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

             Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

(Губы в широкой улыбке, видны верхние  и нижние зубы.)        

            Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

-Угостила бабушка нас вкусным вареньем и горячим чаем.

- упражнение  «Вкусное варенье» -10 раз 
-               упражнение  "Чашечка" - 3 раза по 10 сек.

- А мы потом помогли дедушке покрасить потолок в доме.

 - упражнение  "Маляр"– 10 раз

  1. Дыхательная гимнастика

Л: Бабушка рассказала, как она устаёт:

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!»  3 – 4 раза-

А дедушка погрозил озорникам пальцем . Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» 3 – 4 раза

  1. Лексико-грамматические упражнения
  • Д/и « Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
  • Д/и  «Кто кому кто?» - развитие речевого внимания и логического мышления

Л: Ребята, как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Семья.

Л: Как вы думаете, зачем нужна семья?

Л: Верно. Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботиться о старших.

           Семья-это дом. Семья- это мир, где царят любовь, преданность дружба. Семья- это самое дорогое, что есть у каждого человека. У русского народа было много символов счастья. Одним из них была волшебная птица. Одно ее перо может принести человеку счастье. Смотрите, эта птица залетела к нам в группу сегодня. ( Сажаю ее на крышу домика) Если вы выполните хорошо все задания, то Птица принесет  вам награду за труд.

Л: Давайте начнем. Послушаем разговор одной девочки с бабушкой. 

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой, а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала...

— Бабушка, стой, объясни сначала:

Кто мне Наташа и два её братца?

— Ладно, попробуем разобраться.

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало!

Л: Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.

- Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка? (внук, внучка)

-Назовите их ласково. ( Внук- внучок, внучек. Внучка-внученька, внучечка)

- Как назвать ласково деда и бабу?( Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька. Баба- бабушка,  бабуля, бабулечка, бабуленька)

-Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика? (брат и сестра)

-Как назвать их ласково?(братик, сестренка)

-Как назвать ласково маму? Папу?( Мама- мамочка, мамуля, мамулечка. Папа- папочка, папулечка, папуля)

- Кто девочка для мамы? Для папы? (дочь)

-Как назвать ласково? (Дочь- дочка, доченька,  дочурочка)

- А мальчик для папы и мамы? (сын)

-Назовите ласково. (Сын - сынок, сынуля, сынулечка)

- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы? (родители)

- А мама и папа для дедушки и бабушки? (дети)

-Кто для дедушки папа? (сын)

-Кто для бабушки мама? (дочь)

4. Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Давайте на пальчиках покажем, какая семья дружная и крепкая.

Этот пальчик большой –

(Руки сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)

Это папа дорогой,

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка – милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

Вот какая у меня

Дружная семья!

(Сжать руку в кулак несколько раз)

  1. Беседа по картине «Семья»

Л: Я хочу показать вам ещё одну семью: крепкую и дружную. Посмотрите на эту картинку.

  • Кто изображен на картине?
  • Как можно назвать эту картинку?
  • Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
  • Назовите всех членов семьи.
  • Чем они занимались до того, как собрались вместе?
  • Чем заняты сейчас?
  • Какая это семья? (дружная, большая, веселая и т.д.)
  • Какое настроение у взрослых и детей?

Л: Сейчас вам нужно будет составить рассказ по картине. Рассказ нужно начать с названия. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья вместе собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье. Говорить будете по очереди: один начинает, а другие продолжают и заканчивают.

     Предлагаю девочку назвать Таней, мальчика- Толей. Какой первый звук слышите в этих именах? Мы с этим звуком и буквой знакомились на этой неделе.

6.  Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встаем вместе, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева!

Ну, а я сама бегу трусцой,

И качаю головой.

  1. Составление рассказа по картине.

Л:  Кто теперь хочет составить рассказ по картине? Я буду вам помогать.

Четыре ребенка выходят, при затруднении с помощью логопеда составляют рассказ.

  1. Игра «Добрые дела»

Л: А ещё, собираясь вместе, можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

Встаньте со стульев и образуйте круг. Посмотрите, какой сундучок приготовила нам Птица Счастья. В него мы будем собирать добрые дела, которые мы делаем для своих родных.

(Дети становятся в круг. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок, у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

Л: Вот, сколько добрых дел мы собрали!

  1. Итог.

Л:  Как называется рассказ, который составляли?

Дети: Семья.

Л:  Как должны относиться члены семьи друг к другу?

Дети: С заботой, с добротой, с уважением, с любовью.

Л: Молодцы! Вы, ребята, цените своих близких, старайтесь никогда не огорчать, а помогать им. Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Птица Счастья все слышала. Она приготовила вам награду (из сундучка раздаются медальки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Посуда"

Представлен конспект логопедического занятия(закрепление) в подготовительной к школе группе....

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА» (в старшей группе для детей с ОНР III уровня)

Занятие предлагаемое логопедам для закрепления речевого материала по темам "Зима" и "Одежда".  Цели занятия: активизация словаря по предложенной теме, закрепление умения составлять предложения по...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Времена года"

Конспект занятия для старшей логопедической группы....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Слова, обозначающие предметы"

Занятие составлено для подготовительной логогруппы в рамках программы по коррекции ОНР....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....