Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говорушечки"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Бектимирова Галия Хасановна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа логопедического кружка для детей подготовительной группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopedicheskogo_kruzhka.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413124, Саратовская область, г. Энгельс, ул. им. Маршала Василевского А.М., д.№69

тел: 8 (8453)55-40-43

 Принята

                                                 «Утверждаю»:

 Педагогическим советом

           зав. МДОУ «Детский сад№69»            __________/Е.И. Конюхова/

Протокол от_____2021г.№ ___

Приказ от __________2021 г. № ___

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

 

«Говорушечки»

Направленность программы: социально-педагогическая

Срок реализации программы: 7 месяцев

Объем программы: 28 часов

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Бектимирова Галия Хасановна

педагог дополнительного образования

г. Энгельс, 2021 г.

Пояснительная записка.

  Программа  «Говорушечки» имеет социально-педагогическую направленность (развитие познавательной речевой деятельности) и разработана в соответствии с «Положением о разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МДОУ «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области» (приказ №

 Для развития речи ребёнка в кружке «Говорушечки» создаются необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать занятия ребёнка. Педагог дополнительного образования показывает образцы правильной речи, формирует у детей связную речь, учитывая возраст детей.

     Актуальность программы.   Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования.

Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса.

Отличительная особенность программы в том, что обучающиеся учатся разговаривать, совершенствуют свою речь, укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную осанку, развивают дыхание и многое другое. С помощью логоритмики дети учатся перевоплощаться и входить в образ театрального героя. Благодаря этому, ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения.

Адресат программы – дети 6-7 лет.

Возрастные особенности обучающихся. Дошкольный возраст – благоприятный период для речевого становления. Все познавательные процессы и психические функции организма направлены на формирование родного языка. Правильное развитие речи в 6-7 лет – основа качественного школьного обучения. У ребенка 6-7 лет появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только знает, но и понимает. Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются развернутые высказывания, фразовая речь. Усваивается слоговая структура, ребенок способен поделить слова на слоги, выделить гласный ударный слог.   Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам. Язык становится средством диалогового общения, с началом обучения в школе язык — предмет специального изучения.

Сроки реализации программы: 7 месяцев.

Объем программы: 28 часов.

Форма обучения: очная.

Режим работы: одно занятие в неделю.

Количество обучающихся в группе: 13-15 человек.

Принцип набора в группу: свободный.

Цель программы: научить детей говорить более четко, красиво и правильно, используя традиционные методы логопедической работы и новые, современные приемы и оригинальные авторские технологии.

Задачи:

обучающие:

  1. формирование правильного звукопроизношения
  2. формирование умения регулировать силу голоса;
  3. формирования навыка декламации стихов;
  4. обогащение словаря по лексическим темам редкими категориями.

воспитательные:

  1. воспитывать умение слушать друг друга;
  2. воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
  3. воспитывать самоконтроль за речью.

развивающие:

  1. развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
  2. развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. развивать слуховое и зрительное внимание;
  4. развивать фонематическое восприятие;
  5. развивать связную речь.

Планируемые результаты:

предметные:

-умение выразительно читать стихи и корректно передавать эмоциональную окраску высказывания;

-умение регулировать силу голоса;

-правильное звукопроизношение;

-развитая лексическая сторона речи, превосходящая программные требования.

метапредметные:

-умение владеть своим голосом, мимикой, речевым дыханием;

-достаточно развитая артикуляционная и пальчиковая моторика;

-овладение связной речью.

личностные:

-повышение уровня мотивации к правильной речи;

-умение слушать других, вести диалог.

Учебный план.

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Кто работает в нашем детском саду?

1

1/4

3/4

Рефлексия, опрос

2.

Что растет в саду?

1

1/4

3/4

Рефлексия, опрос

3.

Наш огород.

1

1/4

3/4

Викторина

4.

Что я знаю о своем теле?

1

1/4

3/4

Рефлексия

5.

Птичий двор.

1

1/4

3/4

Викторина

6.

Какие птицы покидают наши края.

1

1/4

3/4

Опрос

7.

«Унылая пора, очей очарованье…»

1

1/4

3/4

Рефлексия

8.

 Умная техника – наша помощница.

1

1/4

3/4

Викторина

9.

 Повторяем правила дорожного движения.

1

1/4

3/4

Рефлексия

10.

Приходите к нам в гости!

1

1/4

3/4

Опрос

11.

Кто зимует рядом с нами.

1

1/4

3/4

Рефлексия

12.

Самый волшебный праздник в году – Новый год!

1

1/4

3/4

Викторина

13.

Зима, веселые деньки!

1

1/4

3/4

Опрос

14.

Говорим о посуде.

1

1/4

3/4

Рефлексия, опрос

15.

Идем в продуктовый магазин!

1

1/4

3/4

Викторина

16.

Кем быть?

1

1/4

3/4

Загадки

17.

Идем в магазин одежды!

1

1/4

3/4

Рефлексия

18.

Говорим о мебели..

1

1/4

3/4

Опрос

19.

23 февраля – День Защитника Отечества!

1

1/4

3/4

Опрос

20.

Идем в  обувной магазин.

1

1/4

3/4

Викторина

21.

8 марта – Праздник наших мам!

1

1/4

3/4

Рефлексия

22.

В библиотеке.

1

1/4

3/4

Рефлексия, опрос

23.

Гуляем по лесу.

1

1/4

3/4

Опрос

24.

Для чего нужны инструменты?

1

1/4

3/4

Опрос

25.

Пришла Весна!

1

1/4

3/4

Викторина

26.

Мы - исследователи Космоса.

1

1/4

3/4

Рефлексия

27.

Идем в лес за грибами и ягодами.

1

1/4

3/4

Загадки

28.

Соберем букет для мам.

1

1/4

3/4

Рефлексия

Итоговое занятие.

Итого:

28 часов

7

21

Содержание учебного плана программы.

Каждое занятие включает в себя 2 блока.

1-й блок. Логоритмическая часть занятия.

Оно направлено на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей детей, воспитание нравственно-этических чувств.

Логоритмическое занятие строится за счет использования целого комплекса методов и приемов психолого-педагогической работы:

-Логопедическая гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.

-Пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук.

-Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, предназначенных для мышечнодвигательного и координационного тренинга.           

-  Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

-Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и    ассоциативно-образного мышления.

        -Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. 

2-й блок. Часть занятия по формированию связной речи и речевой коммуникации у детей. В этой части занятия, обучающиеся приобщаются к культуре речи, идет подготовка к освоению грамоты. Происходит развитие у обучающихся творческих способностей в описательном высказывании на основе применения наглядности (специальных схем, пиктограмм) и плана моделирования. Развивается динамическая сторона общения, формируется культура речевого общения.

Формы аттестации планируемых результатов программы

(предметных, метапредметных, личностных)

Планируемые

результаты

Формы аттестации

Периодичность

   1.

    предметные

Контроль, самоконтроль;

тестирование

Постоянно; 2 раза за весь период обучения

2.

метапредметные

Контроль, самоконтроль; тестирование

Постоянно; 2 раза за весь период обучения

3.

личностные

Педагогическое наблюдение

Постоянно

II. Комплекс организационно-педагогических условий.

Методическое обеспечение программы

Для организации и осуществления учебных действий по данной образовательной программе используются разнообразные формы, методы, технологии, выбор которых определяется целями и задачами каждого занятия и его содержанием.

Формы  организации образовательного процесса

 фронтальная

Форма проведения учебного занятия

традиционная

Педагогические технологии

игровые технологии, технология сотрудничества, технология  дифференцированного обучения, технология  педагогической поддержки,  ИКТ-технологии

Методы обучения

словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа под руководством педагога

Средства обучения

Визуальные: картинки, специальные схемы, пиктограммы, предметы; ИКТ - презентации; аудиовизуальные,

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы «Говорушечки» имеются:

- кабинет, оснащенный столами и стульями,  

- шкаф для хранения методической литературы дидактического материала,  

- индивидуальные зеркала,

- дидактический материал и дидактические игры,

- ноутбук для демонстрации обучающих материалов,

- наборы предметных картинок и иллюстраций по лексическим темам,

- предметы для демонстрации (муляжи фруктов, овощей, грибов).

Оценочные материалы. Мониторинг результатов.

С целью индивидуализации дополнительного образования, оптимизации работы с группой детей, посещающих кружок, педагогом запланировано проведение стартовой и итоговой педагогической диагностики. Педагогическая диагностика будет проводиться на основе методических пособий:

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 1998г., изд. «АРКТИ», 1998г.

Современная диагностика по альбому «Иллюстративная методика логопедического обследования» под ред. Волковской Т.Н. Издательский дом Образование Плюс Москва 2009г.

«Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет» Т.А. Ткаченко, Москва, 2007г.

Критерии оценки результатов итоговой аттестации.

-высокий уровень – обучающийся обладает широким объемом знаний, умений и навыков, умеет применять их на практике; самостоятельно без ошибок выполняет задание;

-средний уровень – обучающийся обладает достаточным объемом знаний, умений и навыков, умеет применять их на практике, изредка прибегая к помощи педагога; допустимы редкие и незначительные ошибки;

-низкий уровень – обучающийся обладает минимальным объемом знаний, умений и навыков, не способен выполнять задания самостоятельно, допускает много ошибок.

Итоги аттестации заносятся в протокол.

Список литературы для педагога:

             Специальная программа

Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы». Руководители авторского коллектива – Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. «Мозаика-Синтез», 2014.

Парциальные программы и методики речевого развития.

В.С. Володина «Альбом по развитию речи» М. Росмэн 2014.

О. Новиковская «Альбом по развитию речи в рассказах и веселых картинках для дошкольников» Москва АСТ, 2011.

Е.В. Колесникова «Слова, слоги, звуки», Москва, Ювента, 2008.

Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Говори правильно» Владос, 2000.

Список литературы для родителей:

Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е.Агранович.-М.:Детство-Пресс,2015.
 Акименко, В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2006.

Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2014.

Ткаченко, Т. А. Логопед у вас дома (+ CD-ROM + лото) / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2011
Ткаченко, Т. А. Логопед у вас дома (+ CD-ROM) / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2011.

Интернет-ресурсы:

В процессе реализации программы используются технологии ИКТ:

Онлайн –игры https://mersibo.ru/ ;

           Артикуляционная гимнастика с Тигренком    https://www.youtube.com/watch?v=1r3sX5p0BCc     

Логопедические игры https://vk.com/logopedicheskiye_igry 

.

.

.

Календарный учебный график.

дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

Форма контроля

1

10.21

Кто работает в нашем детском саду?

1

традиционная

рефлексия

2

10.21

Что растет в саду?

1

традиционная

рефлексия

3

10.21

Наш огород.

1

традиционная

рефлексия

4

10.21

Что я знаю о своем теле?

1

ИКТ

рефлексия

5

11.21

Птичий двор.

1

традиционная

рефлексия

6

11.21

Какие птицы покидают наши края.

1

традиционная

рефлексия

7

11.21

«Унылая пора, очей очарованье…»

1

традиционная

рефлексия

8

11.21

 Умная техника – наша помощница.

1

ИКТ

рефлексия

9

12.21

 Повторяем правила дорожного движения.

1

ИКТ

рефлексия

10

12.21

Приходите к нам в гости!

1

традиционная

рефлексия

11

12.21

Кто зимует рядом с нами.

1

традиционная

рефлексия

12

12.21

Самый волшебный праздник в году – Новый год!

1

традиционная

рефлексия

13

01.22

Зима, веселые деньки!

1

традиционная

рефлексия

14

01.22

Говорим о посуде.

1

традиционная

рефлексия

15

01.22

Идем в продуктовый магазин!

1

ИКТ

рефлексия

16

01.22

Кем быть?

1

традиционная

рефлексия

17

02.22

Идем в магазин одежды!

1

ИКТ

рефлексия

18

02.22

Говорим о мебели..

1

ИКТ

рефлексия

19

02.22

23 февраля – День Защитника Отечества!

1

традиционная

рефлексия

20

02.22

Идем в  обувной магазин.

1

традиционная

рефлексия

21

03.22

8 марта – Праздник наших мам!

1

традиционная

рефлексия

22

03.22

В библиотеке.

1

традиционная

рефлексия

23

03.22

Гуляем по лесу.

1

ИКТ

рефлексия

24

03.22

Для чего нужны инструменты?

1

традиционная

рефлексия

25

04.22

Пришла Весна!

1

традиционная

рефлексия

26

04.22

Мы - исследователи Космоса.

1

ИКТ

рефлексия

27

04.22

Идем в лес за грибами и ягодами.

1

традиционная

рефлексия

28

04.22

Соберем букет для мам.

1

традиционная

рефлексия

Итоговое занятие

1

ИКТ, традиционная

рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....