Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа)
От того, насколько правильно и чисто ребёнок произносит звуки и слоги, во многом зависит его будущее — то, какое впечатление он произведет на окружающих. Безусловно, недочеты артикуляции исправляются в более взрослом возрасте, но это куда более трудный процесс. Однако артикуляция — лишь один из «бонусов», которые приносят занятия дыхательной гимнастикой. Овладение «искусством дыхания» несёт с собой и ряд других важных преимуществ, связанных прежде всего со здоровьем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 231.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Воспитатель ГБДОУ Детский сад №78
Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Жемчужинка»
Мовланова Амина Яверовна
Правильное дыхание – это возможность для детей выполнять глубокий вдох и правильно постепенно производить выдох, с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Большинство родителей считают, что дыхательная гимнастика не имеет значительного влияния на развития речи детей и не придают этому особое значение, но это ошибочное мнение. Правильное речевое дыхание позволяет ребенку добиваться максимального звука, плавности, четкости и длительности произносимой речи.
Цели дыхательной гимнастики:
- Укрепление иммунитета;
- Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.;
- Корректировка дефектов речевого дыхания;
- Повысить уровень кислорода в крови;
- Улучшить обменные процессы детского организма;
- Научить детей носовому дыханию;
- Избавиться от поверхностного дыхания;
- Развить плавный вдох, длительный выдох;
- Укрепить физиологическое дыхание дошкольников;
- Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.
Задачи:
- Учить детей прислушиваться к своему дыханию;
- Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;
- Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей;
- Улучшение обменных процессов и повышение иммунитета.
Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:
- Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.
Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.
- При заболеваниях ЖКТ
Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.
- Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.
Улучшается циркуляция крови в мышцах.
- При заболеваниях сердца
Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.
- При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)
Тренируются мышцы органов речи.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Базовый комплекс
Название | Инструкция | Дозировка |
«Часики» Часики вперёд идут, / За собою нас ведут. | 1. Ножки ставим на уровень плеч, руки располагаем вдоль тела. 2. Прямыми руками делаем движения, напоминающие ход стрелок часов – «Тик», руки вперёд, вдох. 3. Руки отводим за спину – «Так», выдыхаем. | 4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10 |
«Петушок» Крыльями взмахнул петух, / Всех нас разбудил он вдруг. | Инструкция: 1. Ножки ставим на ширину плеч, руки опускаем по швам. 2. Делаем движение руками в стороны, вдыхаем. 3. Делаем руками хлопок по бёдрам – «Ку-ка-ре-ку», выдыхаем. | 4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10 |
«Насос» Накачаем мы воды, / Чтобы поливать цветы. | Инструкция: 1. Ножки располагаем на уровне плеч, руки, не сгибая, поднимаем вверх. 2. Выполняем наклон туловищем вправо, вдыхаем. 3. Руки скользящим движением опускаем вниз и, произнося звук «С-с-с», выдыхаем. | 5-6 раз |
«Буду большим» Вырасти хочу скорей, / Добро делать для людей. | 1. Стоим ровно, ножки вместе. 2. Расставляем ручки в стороны параллельно полу, потом поднимаем и тянемся вверх на носочках, делаем вдох. 3. Руками делаем движение вниз, становимся на полную стопу и, говоря: «Уууухх», выдыхаем. | 4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10 |
«Весёлый паровозик» Солнышко светит, / Облака плывут, / Паровозик едет: / Чух-чух-чух-чух-чух. | 1. Шагаем по комнате, делая движения руками. Сопровождаем мизансцену звуком «Чух-чух». 2. Делаем остановку и на выдохе произносим: «Ту-туууууу». | 4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10 |
«Семафор» Самый главный на дороге, / Не бывает с ним тревоги. | 1. Садимся на стул, ножки вместе. 2. Ручками делаем мах в стороны на вдохе. 3. Медленно опускаем, длительно выдыхая со звуком «С-с-с». | 4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10 |
Тихо-тихо мы подышим, / Сердце мы своё услышим. | 1. Начальная поза — стоя, руки вытянуты по швам. 2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку. 3. Замираем на 4–5 секунд. 4. Выдох тоже делаем через нос. | 2-3 раза |
Подыши одной ноздрёй, / И придёт к тебе покой. | 1. Закрываем указательным пальчиком правой руки одноимённую ноздрю, а левой ноздрёй тихо и продолжительно вдыхаем. 2. Открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальчиком этой же руки. 3. Через правую ноздрю делаем глубокий продолжительный выдох. | 2 подхода |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....
Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...
Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»
ВведениеДошкольный возраст считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой. Ведущий вид деятельности – игра. Онасоздает наиб...
«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...
Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....