Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа)

Мовланова Амина Яверовна

От того, насколько правильно и чисто ребёнок произносит звуки и слоги, во многом зависит его будущее — то, какое впечатление он произведет на окружающих. Безусловно, недочеты артикуляции исправляются в более взрослом возрасте, но это куда более трудный процесс. Однако артикуляция — лишь один из «бонусов», которые приносят занятия дыхательной гимнастикой. Овладение «искусством дыхания» несёт с собой и ряд других важных преимуществ, связанных прежде всего со здоровьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx231.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Воспитатель ГБДОУ Детский сад №78

 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Жемчужинка»

Мовланова Амина Яверовна

Правильное дыхание – это возможность для детей выполнять глубокий вдох и правильно постепенно производить выдох, с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Большинство родителей считают, что дыхательная гимнастика не имеет значительного влияния на развития речи детей и не придают этому особое значение, но это ошибочное мнение. Правильное речевое дыхание позволяет ребенку добиваться максимального звука, плавности, четкости и длительности произносимой речи.

Цели дыхательной гимнастики:

  • Укрепление иммунитета;
  • Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.;
  • Корректировка дефектов речевого дыхания;
  • Повысить уровень кислорода в крови;
  • Улучшить обменные процессы детского организма;
  • Научить детей носовому дыханию;
  • Избавиться от поверхностного дыхания;
  • Развить плавный вдох, длительный выдох;
  • Укрепить физиологическое дыхание дошкольников;
  • Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Задачи:

  • Учить детей прислушиваться к своему дыханию;
  • Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;
  • Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей;
  • Улучшение обменных процессов и повышение иммунитета.

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

  • Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

  • При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

  • Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

  • При заболеваниях сердца

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

  • При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)

Тренируются мышцы органов речи.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Базовый комплекс

Название

Инструкция

Дозировка

«Часики»

Часики вперёд идут, / За собою нас ведут. https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/hours/chasi14.jpg

1. Ножки ставим на уровень плеч, руки располагаем вдоль тела.

2. Прямыми руками делаем движения, напоминающие ход стрелок часов – «Тик», руки вперёд, вдох.

3. Руки отводим за спину – «Так», выдыхаем.

4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух, / Всех нас разбудил он вдруг. https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/2282/3593.jpg

Инструкция:

1. Ножки ставим на ширину плеч, руки опускаем по швам.

2. Делаем движение руками в стороны, вдыхаем.

3. Делаем руками хлопок по бёдрам – «Ку-ка-ре-ку», выдыхаем.

4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10

«Насос»

Накачаем мы воды, / Чтобы поливать цветы. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=97db9969a25abc96cc3d24d197831457-sr&n=13

Инструкция:

1. Ножки располагаем на уровне плеч, руки, не сгибая, поднимаем вверх.

2. Выполняем наклон туловищем вправо, вдыхаем.

3. Руки скользящим движением опускаем вниз и, произнося звук «С-с-с», выдыхаем.

5-6 раз

«Буду большим»

Вырасти хочу скорей, / Добро делать для людей. https://autogear.ru/misc/i/gallery/23318/2343298.jpg

1. Стоим ровно, ножки вместе.

2. Расставляем ручки в стороны параллельно полу, потом поднимаем и тянемся вверх на носочках, делаем вдох.

3. Руками делаем движение вниз, становимся на полную стопу и, говоря: «Уууухх», выдыхаем.

4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10

«Весёлый паровозик»

Солнышко светит, / Облака плывут, / Паровозик едет: / Чух-чух-чух-чух-чух. https://i.pinimg.com/originals/d4/ca/81/d4ca81cdbdfb0c47c582671b0a282600.jpg

1. Шагаем по комнате, делая движения руками. Сопровождаем мизансцену звуком «Чух-чух».

2. Делаем остановку и на выдохе произносим: «Ту-туууууу».

4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10

«Семафор»

Самый главный на дороге, / Не бывает с ним тревоги. https://st3.depositphotos.com/6208512/19563/v/450/depositphotos_195633676-stock-illustration-semaphore-white-background.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/multi-colored-traffic-light-signs-semaphore-illustration-railway-cartoon-123638295.jpg

1. Садимся на стул, ножки вместе.

2. Ручками делаем мах в стороны на вдохе.

3. Медленно опускаем, длительно выдыхая со звуком «С-с-с».

4-5 раз, постепенно увеличивается на 1-2 раза и доходит до 10

Тихо-тихо мы подышим, / Сердце мы своё услышим.https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1635251982_366623_uphg7.jpg

1. Начальная поза — стоя, руки вытянуты по швам.

2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.

3. Замираем на 4–5 секунд.

4. Выдох тоже делаем через нос.

2-3 раза

Подыши одной ноздрёй, / И придёт к тебе покой.

https://wpten.ru/category/fitnes/p/568133/gallery/preview.jpg?url=poocheryodnoe-dihanie-nozdryami-estj-takoe-uprazhnenie-nadisodhana-pranayama-chto-v-perevode-oznachaet-ochistka-kanalov

1. Закрываем указательным пальчиком правой руки одноимённую ноздрю, а левой ноздрёй тихо и продолжительно вдыхаем.

2. Открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальчиком этой же руки.

3. Через правую ноздрю делаем глубокий продолжительный выдох.

2 подхода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....