Конспект ООД по формированию лексико-грамматический категорий в подготовительной группе по теме "Дикие животные"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Борисова Наталья Борисовна

Представленный материал поможе начинающим учителям-логопедам при планировании работы по лексической теме "Дикие животные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА «Дикие животные»

Задачи: - продолжить обучение образовывать притяжательные

                прилагательные;

             - расширение словаря детей по теме «Дикие животные»;

             - закрепление умения согласовать существительных с

               числительными; умения использовать существительные ед. и

              мн.числа в Род., Творит. и Пред.падежах;

             - воспитание гуманного отношения к животным и их жилищам.

Оборудование: предметные картинки диких животных и их детёнышей; их жилищ. (пейзаж зимний и летний лес).

Ход занятия.

  1. Орг. момент. «Один-много» : заяц-зайцы, зайчонок – зайчата, и т.д.

  1. Вводная беседа. Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес, вместе со старичком Лесовичком  и поговорим о диких животных.

Игра «Кого в лесу много?» В лесу много лис и лисят, зайцев и зайчат и т.д.

За кем бы вы хотели понаблюдать? (за зайчатами, за лисятами и т.д.)

Однажды с дикими животными случилась одна странная история.   Утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца хвост волка, у волка хвост лисы, у лисы хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? – волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – зайца…. и т.д. Теперь все наши звери нашли свои хвосты.

- Ой, что это все звери испугались, разбежались и спрятались кто куда, только хвостики торчат. Давайте попробуем угадать, кто от нас спрятался.

Игра «Кто где спрятался?» Это лисий хвост. За елью прячется лиса.

Это заячий хвост. Под кустом прячется заяц.

Это олений хвост. За сосной спрятался олень.

Это беличий хвост. В дупле прячется белка.

Это лисий хвост. За деревом прячется лиса.

Это волчий хвост. В снегу прячется волк.

Это лосиный хвост. В чаще леса прячется лось.

Кого не встретим зимой? (медведя, ежа). Почему? Берлога чей домик?(медвежий)

 Лесовичок поговорил со своими друзьями и больше они нас не боятся. Давайте порадуем Лесовичка и расскажем ему, как много мы знаем о диких животных.

Игра «Подбери признак».

 Подберите как можно больше признаков к каждому животному: (согласование прилагательных с существительными):

Волк (какой?)- _________________________Медведь (какой?)-______________________

Лиса (какая?)-_________________________Ёж (какой?)-___________________________

Заяц (какой?)-________________________Белка (какая?)-__________________________

Лось (какой?)-________________________________

«Подбери действие»

Подобрать как можно больше действий к предмету:

Заяц(что делает?)-_________________________

Лиса (что делает?)-____________________________

 

- Кто животным строит дом в лесу? (Дикие животные сами о себе заботятся)

Игра «Доскажи словечко». Лиса живет в …норе. Медведь зимует в….. Волк живет в…..Белка живет в….    Ёжик живет в ….

Вот именно в этих домиках у животных весной появляются детёныши. Давайте угадаем, сколько, у кого весной появится детёнышей. Логопед показывает детям число, а дети правильно согласовывают число и название детёныша (заканчивают предложение).

Например: У волка появятся 5 волчат (два волчонка) и т.д.

- Ребята, Лесовичок  тоже хочет с вами поиграть и предлагает игру «Семейка слов».

Дети подбирают родственные слова:

   Медведь – медведица, медвежонок, медвежата, медвежий.

   Лиса - ________________________________________

   Волк - ________________________________________

   Заяц - ________________________________________

   Ёж - __________________________________________

   Лось - ________________________________________

   Белка - ________________________________________

       

Итог занятия. Где побывали? С кем гуляли? Кого встретили?

 

С, Ц

Чётко произнеси  чистоговорки, не теряя звук С. Ц.

Са-са-са- самокат, сова, лиса.
Сы-сы-сы - косы, волосы, усы.
Со-со-со - сода, соболь, колесо.
Су-су-су - суп, посуда, путассу.
Са-са-са - сани, сад, оса.
Аса-аса-аса - колбаса и  касса.
Осы-осы-осы - волосы и косы.
Усы-усы-усы - сарафан и бусы.
Ца-ца-ца - это комната отца.
Ца-ца-ца - мы встретили бойца.
Цо-цо-цо - мы выходим на крыльцо.
Цо-цо-цо - знакомое лицо.
Цу-цу-цу - напиши письмо отцу.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - зайцы, мельницы, птенцы.

Ль

Повтори за взрослым предложения, следи за звуком Ль.

У Полины новая помада.

На поляне гуляли олени.

Катя и Вова вымыли ягоды.

Коля и Толя ходили на охоту.

Мама и няня купали Полину.

До обеда мы гуляли на поляне.

Полина и Елена копали канаву.

Галина и Никита лепили лебедя.

На камине дети увидели паука.

Полина и Никита лепили лебедя.

У Никиты болело левое колено.

У дома малина, лилии и пионы.

Таня и Катя полили пионы и томаты.

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Нора барсука - … чья  нора? -…барсучья.

Берлога медведя - .. чья берлога?..медвежья

Дупло белки – ..чьё  дупло?.-…белье.

Логово волка -…чьё  логово?  – волчье.

Нора  лисы – чья нора -..лисья.

Рога  лося  - чьи лося? -….лосиные.

Рога оленья – чьи рога?...-оленьи.

Нос барсука – чей нос? -…барсучий.

Хвост зайца - …чей хвост? -..заячий

Упражнение «СКАЖИ КАК».

Взрослый  произносит предложение и задает вопрос «как?». Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу.

Взрослый:  Малыш слушался маму. Он вел себя (как?) …….  Ребенок:   послушно.

Дети играли без шума. Они играли (как?) ………..бесшумно.

На улице светило солнце. Было (как?) … солнечно.

Девочка получает отличные отметки. Она учится (как?) ……….отлично.

Небо серое, с низкими тучами. На улице (как?) …… пасмурно.

Солдат совершил отважный поступок. Он поступил (как?) …..отважно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Транспорт»

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.  Тема: Лексическая тема:...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми группы компенсирующей направленности по теме: "Животные северных стран"

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп....

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Весеннее пробуждение»

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речипо лексической теме «Весеннее пробуждение»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Предлоги В - НА »

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.Тема: «Предлоги В -  НА »...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....

Конспект ОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ТНР «Предлоги «Из-Под»

Конспект ОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ТНР «Предлоги «Из-Под»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...