Логопедический массаж. Его основные виды.
консультация по логопедии

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Виды логопедического массажа:

■ классический ручной;

■ точечный;

■ аппаратный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_massazh._vidy.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж. Его основные виды.

Известны работы, освещающие приемы логопедического массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой, Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др. Например, в книге Елены Филипповны Архиповой освещаются методы логопедического массажа, применяемые к детям с ДЦП в доречевом периоде и к более старшим детям.

Виды логопедического массажа:

■ классический ручной;

■ точечный;

■ аппаратный.

Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно. Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопедии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев. Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное. При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.

Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.

Растягивание — разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга.

При вибрации массирующая рука (или вибрационный аппарат) передает телу массируемого колебательные движения.

Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием пунктирование. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.

Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом.

Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов. Особый вид логопедического массажа — зондовый. 

Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Первые зонды были созданы, но не описаны М. Е. Хватцевым. Е. В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, шек, скул, мягкого нѐба с их помощью.

Логопедический массаж зависит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40—80%. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей. Массаж артикуляционных органов укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному).

Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в стадии разработки), каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нѐба. Массаж зависит от дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий, и участие в коррекционной работе родителей.

Массаж артикуляционных органов укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному).

Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в стадии разработки), каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нѐба.

Краузе Е. Н. К78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Массаж должен быть дефференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта, особенности строения артикуляционного аппарата. Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эм...

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Существуют различные виды и приёмы логопедического массажа...

Виды нарушений речи и логопедический массаж

В материале содержится информация для родителей какие бывают нарушения речи и нужен ли при этом логопедический массаж...

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Традиционные и нетрадиционные виды логопедического массажа.

Речь - одна из основных психических функций. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотноше...

Мастер - класс для педагогов "Виды и приёмы логопедического массажа"

Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств....

Логопедический массаж и кинезия тейпирование как основной фактор преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В последние годы появились публикации посвящённые описанию приёмов логопедического массажа и кинезия тейпирование но логопедическую практику внедряются пока недостаточно проблема коррекцион логопедиче...