Подгрупповое логопедическое занятие для детей с нарушениями речи Тема: "Автоматизация звука [С] изолированно и в словах"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
ЦЕЛЬ: автоматизировать четкое произношение звука [С] изолированно и в словах.
- Возраст детей: 6-7 лет
- Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
- Формы образовательной деятельности: подгруппа, (возможно индивидуальное проведение).
- Организационный момент.
- Определение темы занятия.
- Уточнение артикуляционного уклада звука [С] («Речевой профиль»).
- Артикуляционная гимнастика («Артикуляционный лабиринт»).
- Закрепление изолированного звука [С] («Звуковая дорожка»).
- Динамическая пауза
- Закрепление произношения звука [С] в словах.
Подбор слов по заданию (определение места звука в слове).
- Подведение итога занятия. Рефлексия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Берёзовка
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи детей подготовительной к школе группы
(логопедическое занятие)
Тема: «Автоматизация звука «С» изолированно и в словах»
Составитель:
Донаева Наталья Владимировна,
учитель- логопед
с. Берёзовка - 2022 г.
ТЕМА: Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах и в словах
Возраст детей: 6-7 лет
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Формы образовательной деятельности: подгрупповая, (возможно индивидуальное проведение).
ЦЕЛИ: автоматизировать четкое произношение звука [С] изолированно и в словах.
Коррекционно-образовательные:
- формировать правильный артикуляционный образ звука [С];
- закреплять навык правильного произношения звука [С] изолированно и в словах;
- закреплять умение давать развёрнутую характеристику артикуляции звука [С] пользуясь мнемотаблицами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- расширять словарный запас;
- развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, предметно-образное и логическое мышление, фонематическое восприятие;
- развивать умение ориентировки на листе бумаге по словесной инструкции и по образцу.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- стимулировать речевую активность;
- прививать навык самоконтроля за правильностью произношения звука [С] в речи.
Предварительная работа: использование картинок на артикуляционные упражнения, речевые профили, схем артикуляции гласных звуков.
Планируемый результат: умение чётко и правильно произносить звук [С] изолированно, в слогах, словах.
Оборудование: демонстрационные и индивидуальные карточки (страницы «книжки-помощницы»), карточки для вклеивания в тетрадь, настольные зеркала, клей - карандаш, подносы, салфетки, стаканчики с водой, пипетки.
Ход занятия
- Организационный момент
- Здравствуйте ребята!
- Сегодня на занятии мы будем создавать «Книжку-помощницу»! Которая в дальнейшем будет вам помогать закреплять нужный звук в то время, когда вы не посещаете логопедические занятия.
2.Определение темы занятия
- Вот и первая страница нашей книги!
Учитель-логопед размещает на доске первый лист «Книжки-помощницы». Лист пуст.
- Эта страница необычная. На ней скрыты картинки, которые помогут узнать нам, с каким звуком мы будем сегодня работать.
- Для того, чтобы разгадать их, нам понадобятся фонарики. Нужно посветить фонариком с обратной стороны листа.
У каждого ребёнка на столе располагается индивидуальный лист с потайным изображением картинок (насос, вода, бегущая из крана, ветерок) и фонарик.
Дети светят фонариком, называет картинки, которые им удалось разглядеть. Логопед в это время размещает названные детьми изображения на листе.
- Посмотрите на предметы, которые мы нашли на этой странице. Попробуйте определить, для какого звука мы будем создавать «Книжку-помощницу»?
- Это звук [С].
- Молодцы! Конечно, это звук [С]. А как вы догадались?
- Потому, что звук, который издают эти предметы схож со звуком[С].
- Давайте возьмём с собой в помощники, для создания книги, «Насос». Он нам будет напоминать правильное произношение звука [С].
- Положите его с правой стороны от листочка.
3. Уточнение артикуляционного уклада звука [С].
- Начинаем создавать вторую страницу нашей «Книжки-помощницы».
- На этой странице мы разместим правильную артикуляцию звука [С].
Учитель-логопед размещает на доске вторую страницу «Книжки-помощницы». На листе изображена таблица-схема артикуляционного уклада звука. В первом столбике изображения органов артикуляционного аппарата губы, зубы, язык, воздушная струя. Второй столбик изначально пуст, в него будут помещаться карточки, характеризующие правильный артикуляционный уклад звука [С] (карточки для схематического изображения артикуляционного уклада звука [С]: «улыбка», «заборчик», стрелка, «горка («кошка сердится»), «снежинка») и другие для предоставления ребёнку выбора.
У каждого ребёнка на столе располагается второй лист с чёрно-белым изображением такой же таблицы и планшеткой с набором карточек для схематического изображения артикуляционного уклада звука, которые дети будут вклеивать в таблицу.
- А для этого нам необходимо посмотреть в зеркало, и проследить за работой нашего артикуляционного аппарата.
- Ребята поставьте перед собой зеркало, так чтобы вам, было хорошо видно рот. Произнесите звук [С]. Посмотрите в зеркало и скажите, что делают губы при произнесении звука [С].
- Губы растягиваются в улыбке.
- Возьмите из конвертов, которые лежат перед вами, картинку с изображением «улыбки», и вклейте её в окошечко рядом с изображением губ. Это будет нам напоминать положение губ при произнесении звука [С].
- Произнесите звук [С]. Посмотрите в зеркало и скажите, как расположены зубы при произнесении звука [С].
- Они соединяются.
- Верно, они соединены. Напоминают заборчик.
- Найдите среди картинок, которые лежат перед вами, картинку с изображением «заборчика», и вклейте её в окошечко там, где изображены зубы. Это будет нам напоминать положение зубов при произнесении звука [С].
- Произнесите звук [С]. Посмотрите в зеркало и скажите, как расположен язык при произнесении звука [С].
- Вначале обратите внимание на кончик языка!
- Кончик языка отпускается вниз, прячется за нижними зубами.
- Найдите среди картинок, изображение «стрелки», и вклейте её в окошечко там, где изображён язык, показывая направление вниз. Но оставьте место для ещё одной картинки.
- Обратите внимание на серединку языка!
- Середина языка выгибается, поднимается вверх.
- Какое упражнения напоминают вам форма языка?
- Похоже на упражнение «Кошка сердится» («Горка»).
- Найдите среди картинок подходящее для вас изображение, и приклейте его рядом со стрелочкой в окошечке, где изображён язык.
- Это будет нам напоминать положение языка при произнесении звука [С].
- У нас осталось ещё одно окошечко. О чём оно просит нас рассказать?
- О том какая воздушная струя образуется при произношении звука [С].
- Как мы можем узнать, какая воздушная струя образуется?
- Проверить ладошкой.
- Давайте произнесём звук [С]. Следите, чтобы артикуляция была правильной. Поднесите ладошку к губам.
- Какие ощущения вы почувствовали на ладони?
- Воздушная струя сильная и холодная.
- Найдите картинку с изображением «снежинки», и приклейте её в последнем окошечке.
- Вот мы с вами и заполнили всю таблицу!
- Кто может дать полную характеристику правильному артикуляционному укладу звука [С], используя таблицу.
- Чтобы произнести звук [С]: губы - «улыбочкой», зубы - «заборчиком», язык - «горочкой», отпущен в низ, воздушная струя – холодная.
4. Артикуляционная гимнастика
- Для того, чтобы звук [С] произносился чётко и правильно - губы, зубы и язык должны работать точно. Для их тренировки мы выполним артикуляционную гимнастику.
- Следующая страница в нашей «книжке – помощницы» - «Артикуляционный лабиринт».
- Давайте выполним упражнения следуя по стрелочке! Возьмите «Насос», и располагайте его в том окошечке упражнения, которое мы выполняем.
- Не забывайте контролировать правильность выполнения упражнений в зеркале.
Учитель-логопед размещает на доске следующую страницу «Книжки-помощницы» на которой изображен «Артикуляционный лабиринт».
Дети выполняют артикуляционные упражнения с контролем перед зеркалом, передвигая по лабиринту изображения насоса по своим карточкам вслед за логопедом.
5. Закрепление изолированного звука [С].
- Мы с вами знаем, как правильно произносить звук [С] и подготовили свой артикуляционный аппарат.
Учитель-логопед размещает на доске пятую страницу «Книжки-помощницы» на которой изображена «Звуковая-дорожка».
- А теперь давайте поупражняемся в его произнесении, нам поможет «Звуковая-дорожка» и «Насос».
- Для этого мы возьмём следующую страницу нашей «книжки». На ней мы видим дорожку. Возьмите в руки «Насос» и ведите им по дорожке произнося звук [С] в соответствии с графическим изображением «Звуковой-дорожки». Вначале мы произнесём звук все вместе, а затем по отдельности.
Дети произносят изолированный звук [С] вначале длительно, затем протяжно-отрывисто, потом коротко (в соответствии изображением дорожки).
- Молодцы! Вы все справились с заданием!
6. Динамическая пауза
- Мы хорошо потрудились. Давайте встанем и выполним зарядку с нашим гостем
поиграем с получившимися у нас слогами.
Дети совместно с «Капитаном крабом» выполняют «снежную зарядку» в сопровождении видеоролика под музыку выполняют движения за животными.
- Молодцы! Вы отлично размялись и были внимательны. Садитесь.
7.Закрепление произношения звука [С] в словах.
По окончанию динамической паузы, дети возвращаются за столы. На столах уже стоят подносы с карточками закрытыми салфетками, стаканчики с водой и пипетки.
- Перед вами расположеныкарточки.
- Я буду говорить вам инструкцию, а вы внимательно послушаете и выполните задание.
- Приклейте картинку с собакой в правый верхний угол
- Скажите, куда мы приклеили собаку?
- Собаку мы приклеили в правом верхнем углу!
- В левый нижний угол приклейте автобус.
- Куда нужно приклеить автобус?
- Автобус нужно приклеить в левый нижний угол!
- В середину таблицы приклейте бусы.
- Куда мы приклеили бусы?
- Изображение бус мы приклеили в середине листа!
- Над автобусом приклейте капусту.
- Над автобусом это, в низу или вверху?
- Над автобусом, это вверху!
- Под собакой приклейте
Куда мы приклеим картинку лисы?
- Лису мы приклеим под собакой!
- Слева от собаки приклеим сову.
- Напомните, что изображено на картинке слева от собаки?
- С лева от собаки изображена сова!
- Под лисой приклеим ананас.
- Между автобусом и ананасом мы приклеим кактус.
- Кто скажет мне координаты пустого окошка?
- Левый верхний угол!
- Какую картинку мы поместим в левом верхнем углу?
- В левом верхнем углу, мы приклеим сову!
Учитель-логопед размещает на доске страницу «Книжки-помощницы» с изображением карточки, которые вклеивали дети.
- Вы отлично справились с этой задачей!
- Посмотрите на картинки и назовите слова со звуком [С] в начале.
- Собака, сова, сапоги.
- Назовите все слова со звуком [С] в конце.
- Автобус, кактус, ананас.
- Посмотрите на картинки и назовите слова со звуком [С] в середине.
- Лиса, бусы, капуста.
8. Подведение итога занятия
- Сегодня на занятии мы начали создавать «Книжку-помощницу» и продолжим работать и пополнять её заданиями на следующих занятиях.
- Перед вами смайлики.
- Смайликом голубого цвета, оцените свою работу на занятии, наклейте на последнюю страницу:
- Смайлик с улыбкой - если у вас всё получилось, а без улыбки если – вам нужно ещё потрудиться.
- Спасибо за замечательную работу!
Предварительный просмотр:
Самоанализ логопедического занятия
учителя-логопеда
Донаевой Натальи Владимировны
Проведено подгрупповое логопедическое занятие
для детей подготовительной группы с нарушениями речи
по Теме: Автоматизация звука [С] изолированно и в словах
ЦЕЛИ: автоматизировать четкое произношение звука [С] изолированно и в словах.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- формировать правильный артикуляционный образ звука [С];
- закреплять навык правильного произношения звука [С] изолированно и в словах;
- закреплять умение давать развёрнутую характеристику артикуляции звука [С], пользуясь мнемотаблицами;
- расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, предметно-образное и логическое мышление;
- развивать умение ориентировки на листе бумаге по словесной инструкции и по образцу.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- стимулировать речевую активность;
- прививать навык самоконтроля за правильностью произношения звука [С] в речи.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать правильную посадку.
Тема занятия соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы. Занятие разработано для детей седьмого года жизни. Длительность занятия рассчитана - на 20-25 мин.
Форма организации занятия - подгрупповая, что способствует реализации индивидуального и дифференциального подхода. Количество детей в подгруппе – 4 ребёнка, имеющих схожие речевые нарушения, подгруппа сформирована по схожему речевому дефекту.
Содержание занятия соответствовало цели и поставленным задачам.
Задания были понятны детям, словесные инструкции и вопросы формулировались достаточно точно и четко.
На занятии сочетались разные виды деятельности - игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, это позволяло удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и способствовало профилактике переутомления.
Поддержанию интереса детей и снятию напряжения и усталости, помогало использование игровой основы и создание продукта собственной деятельности. Создание собственной «книжки» позволило связать между собой отдельные компоненты занятия.
Считаю, что выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей.
Для определения темы занятия применен, как сюрпризный момент, игра с фонариком.
Закрепление у детей знаний о правильном артикуляционном укладе звука проводилось с опорой на картинки-символы, с применением мнемотаблицы.
С целью развития артикуляционной моторики и включения детей в занятие было использовано пособие «Артикуляционный лабиринт».
Совершенствование изолированного произношения звука отрабатывалось на графическом материале.
Динамическая пауза дала возможность детям отдохнуть и при этом была направленна на развитие произвольного слухового и зрительного внимания.
При затруднении детей использовалась стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок, схем, фишек).
Автоматизация звука в словах проходила на многофункциональном материале. Задания направлено и на развития зрительного внимания, умения ориентироваться на листе бумаги по словесной инструкции, на проговаривании слов со звуком [С] и нахождение слов с заданной позицией звука в слове.
На протяжении всего занятия у детей сохранятся интерес, внимание, положительная мотивация, чему способствовал благоприятный эмоциональный фон. Речь детей была достаточно эмоциональной, дети стремились четко проговаривать звук, контролировать свою речь.
По окончанию занятия детям предоставлена возможность оценить уровень своей работы и отметить наиболее интересные моменты занятия.
Считаю, что поставленные цели и задачи были реализованы. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
«Книжка-помощница», создание которой шло в ходе занятия, является многофункциональным пособием.
Ребёнок, создавая его самостоятельно запоминает последовательность работы над звуком, может отрабатывать речевой материал самостоятельно дома, и демонстрировать свои навыки родителям (родителям не придётся заставлять ребёнка выполнять логопедические задания).
Книжку можно будет постоянно дополнять различными вариантами заданий, при этом сохраняя единую структуру. При дальнейшем формировании «Кинижки-пощницы» в ходе автоматизации звука, можно применять множество вариаций упражнений, направленных на развитие и обогащение словарного запаса, формирование навыков словоизменения и словообразования, согласования слов в словосочетаниях и предложениях, развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, развитие графомоторных навыков, продолжить знакомство с буквой.
Применение «героев» сопровождающих детей в процессе работы с книжкой повышает детский интерес и развивает фантазию.
Картинки в детских «книжка-помощницах» выполнены в черно-белом цвете, для того, чтобы ребёнок мог продолжить работать с ней: рассматривать, рисовать, раскрашивать, придумывать и добавлять свои задания.
«Книжка-помощница» помогает закрепить правильное произношение звука, отрабатывая его изолированно, в слогах, в словах, чистоговорках, в предложениях и ввести звук в активную речь.
Такие «Книжки-помощницы» создаются на каждый дефектный звук в речи ребёнка. У одного ребёнка за время коррекционной работы с логопедом, может быть создано несколько собственных таких книжек. Которые в дальнейшем, зачастую используются родителями для занятий с младшими детьми, тем самым проводится профилактика речевых нарушении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Звук Л».
Цели:1. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразах, стихах.2. Развитие фонематического восприятия, анализа.3. Определение позиции звука Л в словах.4....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Звук и буква Р»
Цели:1. Автоматизация звука Р в слогах, словах, фразах.2. Развитие фонематического восприятия, анализа.3. Определение позиции звука Р в словах.4. ...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с дизартрией по теме автоматизации звука "Ш"
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей возрастной группы "Дифференциация шипящих звуков Ш-Ж"
В конспекте излагается дидактический материал, игровые приёмы по развитию навыков дифференциации шипящих звуков Ш-Ж....
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием «Даров Фрёбеля» по теме: «Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях»
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:упражнять в подборе слов на заданный звук в опреде...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с нарушением зрения и речи подготовительной подгруппы на тему: «Животные жарких стран».
Цель: формирование лексико- грамматических средств языка по теме:«Животные жарких стран».Задачи:Коррекционно - обучающие:активизация и актуализ...
Тема: «Вызывание подражания звукам. Отработка гласных звуков. Звук А». (Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта)
Конспек занятия направлен на формирование правильного произношения звука «А»....